Главная - Породы кроликов
Личностное пространство. с точки зрения формы речи. Основные межсубъектные зоны

Личное пространство — это интимная территория, на которой человек чувствует себя спокойно, защищенно и комфортно. Садоводы знают: чтобы вырастить здоровое и плодоносящее растение, ему нужно отвести достаточное количество земли — это может быть 10 сантиметров на грядке или персональный горшок на окне. Цветок должен пустить корни, расправить листья, получить питание со своего клочка земли, вторжение на который может привести к его гибели. Человеку тоже жизненно необходима интимная территория, где он принадлежит только самому себе, может спокойно отдохнуть от суеты и других людей, помечтать, поближе познакомиться с собственным «я». Из этой статьи вы узнаете, как уберечь себя от стресса, сохранить гармоничные отношения с мужчиной и ребенком, не посягая при этом на их личное пространство.

В мире животных

Что же такое личное пространство и с чем его едят? Это понятие пришло к нам из науки о поведении животных — этологии. Каждому живому существу нужен свой уголок, который будет ревностно охраняться от чужаков. Окружающую территорию звери считают своей собственной. А вот её размер зависит от многих факторов.

В природе львы могут иметь «личное пространство» диаметром в сто километров. Понятно, что в зоопарке это же самое животное будет вынуждено обходиться десятью метрами... Эти хищники не потерпят чужаков на своей территории. Собаки и коты, даже домашние, метят границы своих владений. Резкий запах останавливает сородичей от того, чтобы занять чужое место. Если же кто-то решит посягнуть на территорию, которая ему не принадлежит, нужно быть готовым к драке не на жизнь, а насмерть.

Невидимый мыльный пузырь

Люди недалеко ушли от животных. То есть мы воспринимаем личное пространство как некую область вокруг себя, считая её продолжением своего тела. У кого-то она больше, у кого-то меньше. Ощущали ли вы когда-нибудь неприязнь от того, что малознакомый человек слишком близко подходит к вам, активно жестикулирует перед лицом или по-свойски хлопает по плечу? Это чувство совершенно обоснованно, ведь собеседник ведёт себя крайне неэтично по отношению к вам.

Первое правило гармоничных межличностных отношений, которое вывели психологи: нельзя нарушать личное пространство человека. Перешагивать его границы - это дурной тон. Желание сохранить физическое расстояние между собой и собеседником или любым другим человеком вполне нормально. Оно заложено в нас самой природой и дарит ощущение безопасности. Если нарушить личное пространство человека, он может замкнуться, стать агрессивным или проявить другие негативные качества, считая, что таким образом к нему было проявлено неуважение, недоверие и даже враждебность.

Знай своё место

Каждый человек стремится иметь свой укромный уголок, где он будет хоть на какое-то время скрыт от чужих глаз: квартиру, комнату, своё место в офисе... Эту территорию он «метит» дорогими себе вещами, украшает в соответствии со своим вкусом и дизайнерским талантом. Например, кактус на рабочем офисном столе и личная фотография свидетельствуют о том, что у места уже есть хозяин, причём со своим характером. Интерьер дома тоже может многое рассказать о человеке, его увлечениях, желаниях и творческих споосбностях.

Создавая семью, людям часто сложно «притереться» друг к другу, в какой-то момент личные пространства пересекаются или вовсе пропадают. Чтобы сохранить хорошие отношения, просто необходимо отвоевать право на временный уход в свой мир или хотя бы на диван.

Раз шажочек, два шажочек

Как понять, не переступили ли вы нечаянно черту личной территории незнакомого человека? В первую очередь нужно определиться с вашими отношениями. Исходя из этого несложно будет выяснить, насколько близко вы можете общаться, чтобы не доставлять собеседнику дискомфорта. Есть такое понятие, как зона личного пространства. Психологи выделяют четыре её разновидности: интимная, личная, социальная, общественная.

  • Интимная зона — самая небольшая, но при этом самая важная. Она составляет примерно от 15 до 45 сантиметров. Вступать в неё можно только самым близким людям: родителям, детям, близким друзьям, домашним животным.
  • Личная зона тоже достаточно небольшая, выделенная специально для друзей и знакомых. Она включает в себя расстояние, на котором мы с комфортом для себя готовы находиться на вечеринках или встречах с друзьями. Это примерно от полуметра до 1,22 метра.
  • Социальная зона отведена для незнакомых или малознакомых людей, с которыми у нас не было ещё контактов. Составляет примерно от 1,22 до 3,6 метров.
  • Общественная зона идеальна для выступлений перед большой группой людей. Она является весьма популярной у лекторов или ведущих различных мероприятий и составляет более 3,6 метров.

То есть, если вы пришли на концерт, не стоит лезть с объятиями к кумиру. Зато на вечеринке вполне можно посидеть рядом с друзьями.

Внимание, близость!

Как бы это ни было парадоксально, но личное пространство чаще всего нарушают самые близкие люди: родственники, друзья, любимые. И мы им это прощаем и иногда даже поощряем, например, во время сексуального контакта.

Но вторжение в нашу интимную зону чужаков - помимо эмоционального неприятия - вызывает еще и физиологические изменения в теле. Сердце начинает биться быстрее, адреналин зашкаливает, а кровь мощным потоком направляется в мышцы и мозг. То есть помимо нашей воли тело готовится к потенциальной борьбе или бегству. Поэтому не стоит обнимать или прикасаться к малознакомым людям, даже если они вам безумно нравятся. Эти действия могут настроить их по отношению к вам негативно. Вывод напрашивается сам собой: при общении всегда следует держать дистанцию.

Как не задушить собой мужчину

Личное пространство мужчины — это отдельная тема. Здесь уже включается психология взаимоотношений полов. Для того чтобы отношения удались и переросли в хорошую крепкую семью, нужно научиться ценить и уважать личное пространство партнера. Да, чувства бывают настолько сильными, что хочется проводить с любимым сутки напролёт, ходить за ним по пятам и не выпускать из виду.

Но это путь в никуда. Мужчина попросту задохнётся в нежных объятиях и сбежит при первой возможности. Каждому человеку нужно давать время на одиночество, когда он может обдумать сокровенные мысли или заняться любимым делом, отдохнуть от присутствия другого. После таких передышек чувства вспыхивают с новой силой.

Личное пространство ребёнка

Дети нуждаются в личном пространстве не менее взрослых. Пока ребенок маленький, он неотделим от мамы и не ощущает необходимости в отдельном уголке, зато по мере взросления собственная территория требуется ему всё больше и больше.

Детские психологи советуют родителям обязательно выделить ребёнку комнату или хотя бы часть её, где он будет полноправным хозяином. При этом вторжение в личное пространство недопустимо. Нельзя без приглашения заходить на его территорию, а уж тем более наводить порядок или трогать вещи. Ведь некоторые сокровища малышей взрослые могут посчитать обычным хламом, который нужно выкинуть. Если вы несогласны с чем-то, что так нравится сынуле или дочурке (музыкой, стилем одежды и т. п.), не стоит делать резких замечаний. Это может ранить ваше чадо. В результате малыш замкнётся и перестанет делиться с вами хоть сколько-нибудь важными вещами, не говоря уже о самом сокровенном. Нужно уважать с самого рождения личное пространство ребёнка, его интересы и выбранных им друзей. Тогда он вырастет уверенной в себе личностью, которая имеет стальной внутренний стержень.

Как не уничтожить комфорт и уют в доме

Часто нарушение личного пространства происходит по нашей вине. Необходимо просто правильно организовать досуг, договориться со всеми членами семьи о том, какая комната или угол будет за вами, обговорить вещи, которые нельзя трогать (косметичка, шампунь, ножи, телефон и так далее). Если сделать это заранее, то не будет возникать лишних ссор ни с мужем, ни с детьми. Взаимное принятие личного пространства делает отношения более крепкими и здоровыми.

1.5 Межличностное пространство

Другим важным фактором в общении является межличностное пространство - как близко или далеко собеседники находятся по отношению друг к другу. Иногда наши отношения мы выражаем пространственными категориями, как, например, «держаться подальше» от того, кто нам не нравится или кого мы боимся, или «держаться поближе» к тому, в ком заинтересованы. Обычно чем больше собеседники заинтересованы друг в друге, тем ближе они сидят или стоят друг к другу.

Однако существует определенный предел допустимого расстояния между собеседниками, он зависит от вида взаимодействия и определяется следующим образом:

интимное расстояние (до 0,5 м) соответствует интимным отношениям. Может встречаться в спорте - в тех его видах, где имеет место соприкосновение тел спортсменов;

межличностное расстояние (0,5 - 1,2м) - для разговора друзей с соприкосновением или без соприкосновения друг с другом;

социальное расстояние (1,2 - 3,7 м) - для неформальных социальных и деловых отношений, причем верхний предел более соответствует формальным отношениям;

публичное расстояние (3,7 м и более) - на этом расстоянии не считается грубым обменяться несколькими словами или воздержаться от общения.

Обычно люди чувствуют себя удобно и производят благоприятное впечатление, когда стоят или сидят на расстоянии, соответствующем указанным выше видам взаимодействия. Чрезмерно близкое, как и чрезмерно удаленное положение, отрицательно сказывается на общении.

Кроме того, чем ближе находятся люди друг к другу, тем меньше они друг на друга смотрят как бы в знак взаимного уважения. Напротив, находясь на удалении, они больше смотрят друг на друга и используют жесты для сохранения внимания в разговоре.

Эти правила значительно варьируют в зависимости от возраста, пола и уровня культуры. Например, дети и старики держатся ближе к собеседнику, тогда как подростки, молодые люди и люди средних лет предпочитают более отдаленное положение. Обычно женщины стоят или сидят ближе к собеседнику (независимо от его пола), чем мужчины. Личностные свойства также определяют расстояние между собеседниками: уравновешенный человек с чувством собственного достоинства подходит к собеседнику ближе, тогда как беспокойные, нервные люди держатся от собеседника подальше. Общественный статус также влияет на расстояние между людьми. Мы обычно держимся на большом расстоянии от тех, чье положение или полномочия выше наших, тогда как люди равного статуса общаются на относительно близком расстоянии.

Традиция - также важный фактор. Жители стран Латинской Америки и Средиземноморья склонны подходить к собеседнику ближе, чем жители стран Северной Европы.

На расстояние между собеседниками может повлиять стол. Стол обычно ассоциируется с высоким положением и властью, поэтому когда слушающий садится сбоку от стола, то отношения принимают вид ролевого общения. По этой причине некоторые администраторы и руководители предпочитают проводить личные беседы, сидя не за своим столом, а рядом с собеседником - на стульях, стоящих под углом друг к другу.

1.6 Ответ на невербальное общение

Отвечая на невербальное поведение говорящего, мы невольно (подсознательно) копируем его позы и выражение лица. Таким образом, мы как бы говорим собеседнику: «Я вас слушаю. Продолжайте».

Как же реагировать на невербальное общение собеседника? Обычно следует отвечать на невербальное «сообщение» с учетом всего контекста общения. Это значит, что если мимика, тон голоса и поза говорящего соответствуют его словам, то проблем никаких нет. В этом случае невербальное общение помогает точнее понять сказанное. Когда, однако, невербальные «сообщения» противоречат словам говорящего, мы склонны отдавать предпочтение первому, поскольку, как гласит популярная пословица, «судят не по словам, а по делам».

Когда несоответствие между словами и невербальными «сообщениями» невелико, как это имеет место, когда кто-либо неуверенно приглашает нас несколько раз куда-либо, мы можем отвечать или не отвечать словами на эти противоречивые выражения. Многое зависит от участников общения, характера их отношений и конкретной ситуации. Но мы редко игнорируем жесты и мимику. Они часто заставляют нас отложить выполнение, например, высказанной просьбы. Другими словами, понимание нами невербального языка имеет тенденцию опаздывать.

Следовательно, когда мы получаем от говорящего «противоречивые сигналы», то можем выразить ответ примерно в такой форме: «Я подумаю» или «Мы вернемся с Вами к этому вопросу», оставляя себе время для оценки всех сторон общения до принятия твердого решения.

Когда несоответствие между словами и невербальными сигналами говорящего выражено ярко, на «противоречивые сигналы» вполне уместен и вербальный ответ. На противоречивые жесты и слова собеседника следует отвечать подчеркнуто тактично. Например, если говорящий соглашается что-либо сделать для Вас, но проявляет при этом признаки сомнения, например, делает частые паузы, задает вопросы или его лицо выражает удивление, возможно такое замечание: «Мне кажется, что Вы к этому относитесь скептически. Не объясните ли, почему?» Это замечание показывает, что Вы внимательны ко всему, что говорит и делает собеседник, и таким образом не вызовете у него беспокойства или защитной реакции. Вы всего лишь предоставляете ему возможность выразить себя более полно.

Итак, эффективность слушания зависит не только от точного понимания слов говорящего, но и в не меньшей степени от понимания невербальных сигналов. Общение включает также невербальные сигналы, которые могут подтверждать, а иногда и опровергать устное сообщение. Понимание этих невербальных сигналов - жестов и мимики говорящего - поможет слушающему правильно интерпретировать и слова собеседника, что позволит повысить результативность общения.


Глава 2. Невербальное общение в педагогическом взаимодействии

Общение, согласно А.А. Леонтьеву, составляет необходимое и специальное условие присвоения ребенком достижений исторического развития человечества. Речь учителя - основное средство, позволяющее приобщить учеников к культурному наследию, обучить их как способам мышления, так и его содержанию. При этом учитель должен обладать высокой языковой культурой, богатым словарным запасом, владеть экспрессивными возможностями и интонационной выразительностью речи, иметь четкую дикцию. Как видно из приведенного определения, основной акцент в нем делается на речь, то есть вербальный компонент общения. Вместе с тем, в последнее время появляется все большее количество публикаций, связанных с различными аспектами невербального общения.

Как утверждает Л.М. Митина, «взаимодействие ученика и учителя состоит, прежде всего, в обмене между ними информацией познавательного и аффективно-оценочного характера. И передача этой информации осуществляется как вербальным путем, так и с помощью различных средств невербальной коммуникации».

Общаясь с учениками, учитель значительную часть информации относительно их эмоционального состояния, намерений, отношения к чему-либо получает не из слов учеников, а из жестов, мимики, интонации, позы, взгляда, манеры слушать. «Жест, мимика, взгляд, поза подчас оказываются более выразительными и действенными, чем слова», - утверждает Е.А. Петрова.

Невербальные аспекты общения играют существенную роль и в регулировании взаимоотношений, установлении контактов, во многом определяют эмоциональную атмосферу и самочувствие как учителя, так и ученика.

Следует отметить, что данный аспект педагогического общения находился в поле зрения и до исследований выше указанных авторов. Так, А.С. Макаренко писал, что для него, в его практике, «как и для многих опытных учителей, такие «пустяки» стали решающими: как стоять, как сидеть, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть». Однако только в последнее время он стал все больше привлекать внимание исследователей феномена общения.

Укажем на то, что средства невербального общения всегда соответствующим образом задействованы в ходе учебно-воспитательного процесса, несмотря на то, что, как правило, педагог не осознает их значения. Общепринято, что во взаимодействии учителя с детьми, как, впрочем, любых субъектов общения, невербальное общение осуществляется по нескольким каналам:

прикосновение;

дистанция общения;

визуальное взаимодействие;

интонация.

Остановимся на рассмотрении каждой из составляющих процесса невербального взаимодействия в системе «учитель-ученик».

Как было сказано выше, мимическая сторона общения крайне важна - по лицу человека можно иногда узнать больше, чем он может или хочет сказать, а своевременная улыбка, выражение уверенности в себе, расположенности к общению могут существенно помочь в установлении контактов.

Практически бесконечное многообразие мимических движений и их сочетаний (Е.А. Петровой отмечается, что их всего более 20000) дает возможность педагогу выразить свое эмоциональное состояние и отношение к определенному ученику, его ответу или поступку: отразить интерес, понимание или равнодушие и т.д. А.С.Макаренко писал по этому поводу следующее: «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, не может дать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение».

Ряд исследований показывают, что учащиеся отдают предпочтение учителям с доброжелательным выражением лица, с высоким уровнем внешней эмоциональности. При этом отмечается, что чрезмерная подвижность мускулов глаз или лица, как и безжизненная их статичность, создает серьезные проблемы в общении с детьми.

Некоторые исследователи отмечают, что многие учителя считают необходимым создавать «специальное выражение лица» для воздействия на детей. Часто - это строгое выражение лица с нахмуренным лбом, сжатыми губами, напряженной нижней челюстью. Это лицо-маска, надуманный образ, якобы способствует хорошему поведению и успеваемости учеников, облегчает руководство, управление классом. Кроме того, существует довольно распространенное явление – «определенное лицо для определенного ученика». Но, как профессионал, учитель должен владеть своим поведением настолько, чтобы этого избегать.

Следующий канал невербального общения - прикосновение, обозначаемое иногда как тактильная коммуникация. Использование прикосновения очень важно при работе с детьми особенно младшего школьного возраста. С помощью прикосновения можно привлечь внимание, установить контакт, выразить свое отношение к ребенку. Свободное передвижение учителя на уроке по классу облегчает использование этого приема. Не прерывая урока, он может вернуть к работе отвлекшегося ученика, коснувшись его руки, плеча; успокоить возбужденного; отметить удачный ответ.

Однако Л.М. Митина предостерегает, что у многих детей прикосновение может вызвать настороженность. В первую очередь, это бывает у детей, для которых сокращение психологической дистанции создает неудобства и окрашено тревогой. Неприятными оказываются «внеурочные» прикосновения, так как оставляют у ребенка неприятный осадок и в дальнейшем заставляют избегать учителя. Неприятно прикосновение, несущее оттенок давления, силы.

Особое место в системе невербального общения учителя занимает взгляд, которым он может выразить свое отношение к учащемуся, его поведению, задать вопрос, дать ответ и т.д.

Воздействие взгляда учителя зависит от дистанции общения. Взгляд издали, сверху вниз, позволяет учителю увидеть сразу всех учеников, но не дает возможности вглядываться в каждого из них в отдельности. Воздействие взгляда, как отмечает Е.А.Петрова, тем сильнее, чем ближе к учителю находится ребенок.

Особенно велико влияние пристального взгляда, который может быть и неприятным. Сопровождение учителем своего замечания взглядом негативно сказывается на состоянии ребенка, мешает поддержанию контакта.

Исследования отмечают, что существует некоторый оптимальный ритм обмена взглядами с детьми на уроке, когда индивидуальный зрительный контакт чередуется с охватом глазами всего класса, что создает рабочий круг внимания. Чередование, переключение взгляда важно и при выслушивании ответа. Учитель, взглядывая на отвечающего, дает понять, что он слышит ответ. Глядя на класс, учитель привлекает внимание всех остальных детей к отвечающему. Внимательный, доброжелательный взгляд при выслушивании ответа позволяет поддерживать обратную связь.

Немаловажное значение имеет и дистанция общения. А.А. Леонтьев, в частности, отмечает, что вопрос о взаимном размещении участников общения в пространстве (в особенности расстоянии) довольно актуален, поскольку в зависимости от этого фактора в общении в различной мере используются другие неречевые компоненты, различной оказывается природа обратной связи от слушателя к говорящему.

Исследователи утверждают, что дистанция между общающимися зависит от отношений между ними. Учителю особенно важно знать связь между протеканием процесса общения и расположением собеседников относительно друг друга в пространстве.

Вне сомнения, пространственные факторы общения использует любой педагог, интуитивно выбирая оптимальное расстояние от слушателей; при этом большое значение имеет характер взаимоотношений с аудиторией, размеры помещения, размер группы. Он может использовать пространственную близость для установления более доверительных отношений с учениками, но соблюдать при этом осторожность, так как чрезмерное приближение к собеседнику иногда воспринимается как посягательство на личность, выглядит нетактичным.

Наблюдая за работой учителя на уроке, можно заметить, как отмечает Е.А. Петрова, что зона наиболее эффективного контакта - это первые 2-3 парты. Именно первые парты попадают в личную или даже интимную (если учитель стоит вплотную возле учеников) зону на протяжении почти всего урока. Остальные учащиеся, как правило, находятся на публичном расстоянии от учителя, согласно классификации зон общения по А.Пизу.

Если педагог непринужденно перемещается по классу, то он, меняя дистанцию, достигает проксемического разнообразия и равенства в общении с каждым ребенком.

При рассмотрении пространства общения нельзя не затронуть и такого аспекта, как организационные условия обучения, в частности, размещение мебели (столов и стульев) в пространстве класса.

Так, Н.В. Самоукина отмечает, что мебель размещена в классной комнате таким образом, что стол учителя стоит перед классом и как бы противопоставлен ему. Такое организационное решение пространства класса, по мнению автора, закрепляет директивную воздействующую позицию учителя. Столы учащихся поставлены в несколько рядов и производят впечатление «общей массы». Находясь в таком классе, ученик чувствует себя «внутри класса», его частью. Поэтому вызов к доске и общение с учителем «один на один»являются факторами, вызывающими у ребенка неприятное и напряженное состояние.

При этом Н.В. Самоукина предлагает организовать пространство класса иным образом, сделав его более демократичным: стол учителя ставится впереди по центру, а парты учащихся расположены полукругом на одинаковом расстоянии от стола учителя.

Г.А. Цукерман также рассматривает вопрос о пространственной организации класса в работе «Виды общения в обучении». Автор, в частности, пишет, что при организации групповой работы более приемлема иная, отличная от традиционной, расстановка парт в классной комнате, которая оптимизирует учебный процесс. При этом она предлагает следующие варианты организации образовательного пространства, среди которых варианты а) и б) считаются наиболее благоприятными, в то время как вариант в) рассматривается как один наиболее неблагоприятных (см. приложение 1).

Особое место в системе невербального общения учителя занимает система жестов. Как отмечает Е.А. Петрова, жестикуляция педагога является для учеников одним из индикаторов его отношений к ним. Жест обладает свойством «тайное делать явным», о чем учитель всегда должен помнить.

Характер жестов учителя с первых минут создает определенный настрой в классе. Исследования подтверждают, что если движения учителя порывисты и нервны, то в результате вместо готовности к уроку возникает состояние напряженного ожидания неприятностей.

Большую роль жесты играют и в обеспечении внимания учащихся, являющегося важнейшим условием эффективного обучения. Значительными возможностями сосредоточения внимания слушателей обладает именно жест, эмоциональная насыщенность которого, как правило, приковывает внимание аудитории. Среди средств организации внимания почти каждым учителем активно используются такие жесты, как жесты указания, жесты имитации, жесты подчеркивания и т.д.

Как отмечает Е.А. Петрова, не менее важна в использовании жестов и такая функция, как активизация различных познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления и воображения. Жесты могут иллюстрировать рассказ учителя, с их помощью может осуществляться активизация зрительного восприятия, памяти, наглядно-образного мышления.

Совместная деятельность учителя и учащихся предполагает не только воздействие учителя, но и обязательную обратную связь. Именно с помощью жеста учитель часто «включает» ее (вопросительный кивок головой, приглашающие жесты и т.д.), повышает ее интенсивность (жесты одобрения, оценки), или завершает контакт. Жест выступает важным компонентом обратной связи, без понимания которого затрудняется адекватная оценка учителем состояния учащегося, его отношения к педагогу, одноклассникам и т.д.

Жесты в комплексе с другими невербальными средствами общения используются учителем для обеспечения контроля за деятельностью учащихся. С этой целью чаще всего применяются оценивающие, регулирующие и дисциплинирующие жесты.

Жесты учителя нередко становятся образцом для подражания. Особенно внимательны дети к случаям неточного употребления жестов, которые отвлекают их от выполняемых заданий на уроке. К культуре невербального поведения учителя в целом и к его жестикуляции в частности необходимо предъявлять высокие требования.

В общении учителя с учениками большое значение имеет и тон речи. По утверждению М.М. Рыбаковой, интонация при общении взрослых может нести до 40% информации. Однако при общении с ребенком воздействие интонации увеличивается.

В интонации проявляются те переживания, которые сопровождают речь учителя, обращенную к ребенку, и он реагирует на них. Ребенок удивительно точно узнает по интонации отношение к нему взрослых, он обладает исключительным «эмоциональным слухом», расшифровывает не только содержание, смысл сказанных слов, но и отношение к нему со стороны других.

При восприятии слов ребенок сначала реагирует на интонацию ответным действие и лишь потом усваивает смысл сказанного. Крик или монотонная речь учителя лишаются воздействующей силы потому, что сенсорные входы ученика либо забиты (криком), либо он вообще не улавливает эмоционального сопровождения, что порождает безразличие. В связи с этим приходим к заключению о том, что речь учителя должна быть эмоционально насыщенной, однако при этом следует избегать крайностей; учителю крайне важно избирать тон общения с детьми, соответствующий не только ситуации общения, но и нормам этики.

Таким образом, можно сделать вывод - невербальный аспект общения занимает значительное место в процессе взаимодействия учителя с детьми. Для того, чтобы облегчить свою работу, учитель должен уметь общаться с детьми даже не разговаривая, должен брать во внимание не только речь ученика, но и каждый его жест, взгляд, каждое движение, в свою очередь строго контролировать свое невербальное поведение.


Заключение

Итак, учиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам. Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Иногда мы говорим. «Я не знаю, как выразить это словами», имея в виду, что наши чувства настолько глубоки или сложны, что для их выражения мы не можем найти подходящих слов. Тем не менее, чувства, не поддающиеся словесному выражению, передаются на языке невербального общения. Во-вторых, знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Если говорящему трудно справиться с гневом, он повышает голос, отворачивается, а подчас ведет себя и более вызывающе. Наконец, невербальное общение ценно особенно тем, что оно, как правило, спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то, что люди взвешивают свои слова и иногда контролируют мимику, часто возможна «утечка» скрываемых чувств через мимику, жесты, интонацию и окраску голоса. Любой из этих невербальных элементов общения может помочь нам убедиться в правильности того, что сказано словами, или, как это иногда бывает, поставить сказанное под сомнение.

Понимание невербального языка в основном приобретается при обучении. Однако следует помнить, что люди очень отличаются друг от друга в этом плане. Как правило, чуткость в невербальном общении повышается с возрастом и опытом.


Список литературы

1. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 2002. – 326 с.

2. Леонтьев А.А. Психология общения. - 3-е изд. - М.: Смысл, 1999. – 294 с.

3. Макаренко С.А. Собр. соч. Т.4. – М.: Педагогика, 1989. – 310 с.

4. Митина Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной деятельности педагога // Директор школы. - 1999. - №2. С. 15.

5. Невербальные средства общения / Сост. Поваляева М.А., Рутер О.А. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 352 с.

6. Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе: Учебное пособие. - М.: Моск. городское пед. общество, 1998. – 278 с.

8. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. – 418 с.

9. Трусов В.П. Выражение эмоций на лице // Вопросы психологии. - 1982. - №5. С.70-73.

10. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск: Пеленг, 1993. – 330 с.


Приложение

Варианты расположения мебели в классе

Вариант а)

Вариант б)

Вариант в)


Невербальные средства общения / Сост. Поваляева М.А., Рутер О.А. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. С. 60.

Невербальные средства общения / Сост. Поваляева М.А., Рутер О.А. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. С. 135.

Митина Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной деятельности педагога // Директор школы. - 1999. -№2. С. 15.

Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе: Учебное пособие. - М.: Моск. городское пед. общество, 1998. С. 10.

Макаренко С.А. Собр. соч. Т.4. – М.: Педагогика, 1989. С. 34.

Трусов В.П. Выражение эмоций на лице // Вопросы психологии. - 1982. - №5. С.70-73.

Макаренко С.А. Собр. соч. Т.5. – М.: Педагогика, 1989. С. 171.

Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе: Учебное пособие. - М.: Моск. городское пед. общество, 1998. С. 29.

Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1990. С. 110.

Леонтьев А.А. Психология общения. - 3-е изд. - М.: Смысл, 1999. С. 68.

Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск: Пеленг, 1993. С. 160.

Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе: Учебное пособие. - М.: Моск. городское пед. общество, 1998. С. 46.

Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. С. 211.


Для ребенка - любимая качель, для взрослого - определенная лавочка в парке или, к примеру, столик в кафе… У каждого из нас есть любимое, давно облюбованное место. И становится не по себе, когда его вдруг занимает кто-то другой. Вокруг человека существует некая оболочка, которая имеет несколько уровней. Она и называется его личным пространством.

Эта тема весьма любопытна и часто затрагивается психологами. Ведь обладая подобными знаниями Вам будет легко расположить человека к себе, научиться создавать комфортное общение, не нарушая границ личного пространства.

Существуют 4 зоны пространства:

Интимная зона (от 15 до 46 сантиметров) Это основная зона пространства, ее человек охраняет, как лев свою территорию. И на попытки проникнуть за ее границы реагирует бурно и негативно. Только самым близким людям (родные, супруг/а, дети, друзья), с которыми человек находится в близком эмоциональном контакте, разрешается их пересекать. Также тут есть небольшая подзона (15 см), в которую можно проникнуть лишь при помощи физического контакта. Она называется сверхинтимная зона.

Личная зона (46 сантиметров до 1,2 метра) Расстояние, которое можно наблюдать на вечеринках, приемах, дружеских вечерах. Также это пространство стараются сохранять, общаясь с сотрудниками по работе и знакомыми.

Социальная зона (от 1,2 до 3,6 метра) Это расстояние человек держит с малознакомыми людьми, которых видит не впервые, но не имеет с ними никаких отношений, помимо работы или других совместных дел. Для примера - новый сотрудник на работе.

Общественная зона (более 3,6 метра) Комфортная дистанция в группе людей, на собраниях по работе, учебе. При нарушении ее незнакомыми людьми создается впечатление нехватки места. Рассуждая на тему личного пространства, неправильно забывать о том, что человеку свойственно "метить" свою территорию. На примере животных мы видели, как братья наши меньшие отстаивают свою землю, самку, семью. А ведь это - их личное пространство, которое они подсознательно присвоили и не позволят другим у себя отобрать. Абсолютно так же и у людей.

Понаблюдайте за своими родными. Вы заметите, что, например, отец любит сидеть в одном и том же кресле по вечерам, ребенок играет в определенном месте комнаты, а Вам неприятно, если за столом кто-то пьет именно из Вашей чашки, хотя на ней нет ни подписи, ни имени. Эти мелочи и показывают, что у человека есть свое пространство, за которое он готов бороться.

Похожая ситуация и с физической близостью. Для мужчины и женщины, если они близки между собой, это нормально. Но между малознакомыми и незнакомыми людьми при близком контакте (например, в метро или лифте во время давки) ощущается смущение. Женщины на касание незнакомых мужчин подчас реагируют возмущенно. Поэтому важно знать, в каких Вы с человеком отношениях и насколько близко можете к нему находиться. Понимая принцип личного пространства, можно выстроить отношения в коллективе, избежать недоразумений или наоборот, подпустив человека ближе, показать, что он Вам не безразличен.

Берегите себя и свое пространство, и помните, что Вы всегда имеете на него право!

Территория - это зона или пространство, которое человек расценивает как свой личный. Он как бы являются продолжением ее тела. У каждого человека есть своя личная территория. Это зона, которая существует вокруг его имущества - дом и сад, огород. Дженни забором, салон автомобиля, спальня, любимое кресло и воздушное пространство вокруг теліла.

Воздушное пространство человека ("воздушный колпак") зависит от плотности населения, где вырос человек; определяется культурной средой, социальным статусом личности

Исследованиями установлено, что радиус воздушного пространства вокруг человека среднего класса развитых цивилизованных стран практически одинаковый

Его можно разделить на четыре основные зоны:

Интимная зона (от 15 до 45 см)

Это самая основная из всех зон ее человек воспринимает как личную собственность. Только близким людям разрешено в нее входить. Ими могут быть родители, дети, есть члены семьи, близкие друзья и родственники. Во внутреннюю зону (ближе 15 см) можно входить только во время физического контакта. Это наиболее интимная зон зона.

Личная зона (от 46 см до 1,22 м)

На таком расстоянии от других мы находимся на вечеринках, официальных приемах, дружеских встречах или на работе

Социальная зона (от 1,22 до 3,6 м)

Если мы встречаемся с посторонними лицами, то хотим, чтобы они держались именно на таком расстоянии от нас. Нам не нравится, когда сантехник, столяр, почтальон, новый коллега или просто малознакомый человек на подходит к нам на близком расстоянииь.

Публичная зона (более 3,6 м)

Если вы обращаетесь к группе людей, то такое расстояние для нас наиболее оптимальной

Если вы дружески обнимают человека, с которым только познакомились, и она внешне улыбается, проявляя к вам симпатию, в глубине души она может чувствовать негативно, но не хочет вас обидеть

Если вы хотите, чтобы люди чувствовали себя комфортно в вашей компании, держите дистанцию??Это золотое правило. Чем ближе ваши отношения, тем ближе вы можете подходить

В общественном транспорте, на массовых мероприятиях, в местах большого скопления народа человек подчиняется неписанным правилам, в результате чего она просто не реагирует на других, на их вторжения в интимную с зон.

Иная ситуация складывается во время митинга, в толпе, где люди объединены общей целью. По мере того, как плотность толпы увеличивается, личностное пространство уменьшается, у людей возникает чувство враждебности и и агрессивности. Это хорошо известно милиции, которая всегда стремится разбить толпу на небольшие группы. Получая личностное пространство, человек делается спокойнеешою.

Следователи часто используют технику вторжения в личностное пространство, чтобы сломить сопротивление подозреваемого во время допроса

Управленцы также используют этот подход, чтобы получить информацию от подчиненных, которые по определенным причинам ее скрывают

Но если такому подходу удается продавец, то он делает очень грубую ошибку

Как говорил. В. Швебель:"Взаимное уважение возникает только тогда, когда проведены границы и к ним относятся с уважением"

Охрана личностных пространственных зон является одним из основных принципов бессловесного общения

Стремление сохранить значительную дистанцию??- признак недостаточной уверенности в себе, повышенная тревога. И наоборот - спокойная, уверенная в себе человек меньше заботится неприкосновенностью"своих границ"Человек нап пористая, агрессивная, сильная стремится к буквальному расширения своих границ: об этом свидетельствуют, например, вытянутые или широко расставленные ноги, широкие жесты, будто случайно касаются людей или предметом тов, которые стоят времяуч.

Для людей, склонных к агрессии, характерна обостренная чувствительность к нарушению личностного пространства (учитывая, что он уже достаточно расширенным)

Такие выводы были сделаны в результате соответствующих исследований и психологических экспериментов

Известно, например, что оратор часто уменьшает дистанцию??общения, чтобы создать эффект доверия у слушателей, обеспечить большую «открытость» общения

Результатом наблюдений есть еще один вывод: людям не нравится иметь за спиной неконтролируемый пространство. Поэтому чтобы чувствовать себя комфортно в любой ситуации, старайтесь занять такое положение, чтобы бы не чувствовать спиной пустоты. Если вы позволите собеседнику занять такое же"безопасное"положение, вы лишите его неосознанных не-зручностеей.

По данным эстонского исследователя. М. Хейдеметса, если лейтмотивом общения является соперничество, то люди садятся напротив друг друга, а если кооперация - то рядом

есть, по позе партнера по общению, дистанцией, на которой он находится, можно достаточно точно оценить его настроение и намерения

Вопросы и. Задания для самоконтроля

Задание 1. Ответьте на вопросы:

1. Что вы понимаете под понятием личностное пространство?

2. Какие четыре зоны выделяют в воздушном пространстве человека?

3. Какой подход часто используют в своей практике следователи и управленцы?

Задание 2. Расскажите, какие зоны личностного пространства наиболее характерные для общения:

Между родственниками;

Между друзьями;

В общественных местах;

При деловом общении;

Между лектором и слушателями

Задание 3. Подготовьте устное сообщение на тему"Использование личностного пространства в деловом общении"

Во-первых , вторгаясь в личное пространство кого-либо, мы совершаем банальную, но все же серьезную ошибку. Люди очень раздражительны, когда дело доходит до личного пространства. Уважая личное пространство человека, ты получаешь доверие и авторитет. Поняв, как люди делят свое пространство, у тебя может сложиться лучшее понимание того, где твое присутствие приветствуется, а где нет, и ты начнешь действовать в соответствии полученным знаниям.

Во-вторых , тщательно наблюдая за дистанцией, на котором находятся твои собеседники, ты можешь оценить, насколько они тебе доверяют и привязаны к тебе.

Пару слов о человеке, который разделил личное пространство на зоны – Эдвард Холл.

Он пришел к заключению, что есть прямая корреляция между социальными позициями и физическим расстоянием между людьми. Это означает, что, когда ты полагаешь, что кто-то находится у тебя во «френдзоне », ты предпочитаешь держать его на определенной дистанции, далеко от своей интимной пространственной зоны, но достаточно близко, чтобы быть другом.

Таким образом, он разделил дистанцию, на котором мы удерживаемся от другого человека, на 4 главные зоны. Эти зоны служат "пузырями реакции" – когда ты входишь в определенную зону, ты автоматически активизируешь определенные психологические и физические реакции в том человеке.

Публичная зона

Эта зона достаточно большая также для наблюдения за другими людьми, при этом, не взаимодействуя с ними. Так сказать, нейтральная зона. Предположим, например, что ты нашел кого-то привлекательным, и ты смотришь на него с этого далекого расстояния – для него это, вероятно, хорошо и даже лестно. Наблюдение с близкого расстояния и пристальный взгляд, тем не менее, могут отозваться холодом вниз по позвоночнику.

Социальная зона

Это - самая нейтральная и удобная зона, чтобы начать разговор между людьми, которые знают друг друга недостаточно хорошо.
Это расстояние, на котором ты удерживаешься от незнакомцев, с которыми у тебя могут возникнуть некоторые взаимодействия: владельцы магазинов, продавцы, сантехники.

Иногда тебе может казаться, что это расстояние короче, особенно в сидячем положении. Объяснение, которое я считаю самыми подходящими к этому поведению, состоит в том, что в тех случаях обычно есть некоторый искусственный барьер между тобой и незнакомцем, например стол. Этот барьер помогает расслабиться и поддерживает чувство комфорта и в это время позволяет тебе быть на более близкой дистанции, чтобы обсудить и исследовать детали.

Личная зона


Дистанция между друзьями.

Диапазон: от 60 см до 1.5 метров.
Это пространство зарезервировано для друзей и семьи – людей, которых ты знаешь и доверяешь. Зона, позволяющая легкое и расслабленное общение, рукопожатия, жестикуляции.
Также в личной пространственной зоне есть другие подразделения, они зависят от личных предпочтений и привязанности. Основной принцип здесь: ты будешь стоять ближе к тому, кто тебе больше нравится.

Если есть возможность, ты должен избегать излишней близости к кому-либо, дабы не вторгаться в его личное пространство. Для того, чтобы на допустимом уровне сблизиться с человеком, нужно показать, что этот человек тебе нравится. Таким образом, ты запустишь волшебный круг взаимопонимания – они видят, что они тебе нравятся, им это тоже понравится, и в свою очередь им понравишься ты.

Интимная зона

Диапазон: от прямого контакта до 60 см.

Очевидно, это пространство зарезервировано только для пользующихся наибольшим доверием и любимых людей: родители, близкие друзья, дети, возлюбленные. Это зона, допускающая прямые контакты, объятия, в ней подразумевается тесное общение, оно соответствует доверительным отношениям.

Это пространство походит на обволакивающий нас пузырь, почти как продолжение нашего тела. Когда кто-то сюда вторгается, наше тело и разум автоматически реагируют. Если это достаточно близкий нам человек, мы расслабляемся и наслаждаемся близостью, но если присутствие не будет приветствоваться, то мы закроемся и попытаемся, так или иначе, сохранить нашу зону комфорта.

Некоторые люди используют давление , чтобы вторгнуться в это пространство и использовать в своих интересах – это состояние полного замешательства и уязвимости. Например, один из популярных методов допроса: надо запугать подозреваемого, добравшись очень близко или вторгнувшись в его интимную зону. Затем, в то время когда он беспомощен, попытаться использовать его уязвимость и дискомфорт, чтобы извлечь информацию.

Другая дополнительная интерпретация для получения доступа в эту пространственную зону: сексуальный интерес (или фальшивый сексуальный интерес – чтобы обольстить и управлять) это признак, что другая сторона хочет больше, чем просто дружба.

Близкая толпа

Что насчет переполненных условий? Как обстоят дела в полном лифте или автобусе?


Очевидно, мы не приветствуем этих незнакомцев в нашей интимной зоне, но, с другой стороны, мы знаем, что у нас нет выбора, как и у остальных. Таким образом, наш мозг нашел изящное решение – в это время мы избегаем рассматривать их как других людей, что является дегуманизацией. Так как мы подсознательно принимаем решение "проигнорировать" их как людей, чтобы чувствовать себя более безопасно, мы автоматически избегаем с ними любого человеческого контакта:
  • Мы избегаем зрительного контакта - уставиться на потолок или пол.
  • Мы изображаем безразличие на лице
  • Мы делаем минимум движений и жест, чтобы избежать возможного контакта
Вот почему переполненные общественные места часто рассматриваются как холодные и отдаленные, есть большой контраст между наличием большого количества людей в одном месте и таким небольшим человеческим контактом. Но это понятно, так как у нас особо нет выбора – мы просто не чувствуем себя в безопасности в окружении незнакомцев, находящимися так близко.
 


Читайте:



Молитва святой великомученица екатерина в чем помогает

Молитва святой великомученица екатерина в чем помогает

Как-то мне в голову пришла мысль, что в таком большом городе как Москва должен быть храм имени моей святой покровительницы — святой Екатерины. И,...

Закон «О прожиточном минимуме в РФ

Закон «О прожиточном минимуме в РФ

1. Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской...

К чему снится ребенок шевелится в животе — толкование сна по сонникам Сонник ручка младенца в животе

К чему снится ребенок шевелится в животе — толкование сна по сонникам Сонник ручка младенца в животе

Существует очень много вариантов сновидений, которые по-настоящему пугают спящего и оказывают влияние на его настроение в течение дня. Например,...

Хрустящие маринованные огурцы в банках

Хрустящие маринованные огурцы в банках

Уже середина лета и во многих садах вовсю подрастают огурцы. Их уже успели накушаться, значит пора убирать их на зиму. Ведь в холодное время года...

feed-image RSS