Разделы сайта
Выбор редакции:
- Как загрузить банковские выписки и выгрузить платежные поручения 1с файл выгрузки в банк
- Закрывается 43 счет в конце месяца
- Простые рецепты густого джема и конфитюра из яблок на зиму в домашних условиях Джем из яблок
- Как приготовить плов дома из курицы
- Сказки, которые сочинили ученики
- Как выбирают модули орксэ?
- Молитва святой великомученица екатерина в чем помогает
- Закон «О прожиточном минимуме в РФ
- К чему снится ребенок шевелится в животе — толкование сна по сонникам Сонник ручка младенца в животе
- Гороскоп на октябрь для женщины знака телец Гороскоп на октябрь телец девушка
Реклама
Какое время описывается в этой части орксэ. Как выбирают модули орксэ? Нормативно-правовая основа преподавания |
Несколько лет назад в некоторых школах в расписании появилась аббревиатура – ОРКСЭ. Сегодня она используется повсеместно. Мало того, данный курс включён в новые образовательные стандарты (ФГОС). И сегодняшние четвероклассники обязаны изучать данный предмет. Предмет, который, по сути, выбирают не школьники, а родители. Что же это за курс и каковы его особенности? С этими и другими вопросами мы обратились к ведущему специалисту управления образования Людмиле Васильевне Лодыгиной. – Людмила Васильевна, что скрывают в себе эти пять букв – ОРКСЭ?
– И всё это четвероклассники должны будут изучить в течение года?
– Но порой сделать выбор в сторону того или другого модуля сложно…
– Можно ли вообще отказаться от изучения данного курса?
– В нашем районе какой модуль выбрало большинство четвероклассников?
– Кто будет вести данный курс и что делать в том случае, если в одном классе школьники выбрали сразу несколько модулей?
– Много ли школ, где родители четвероклассников приняли единогласное решение с выбором модуля?
– Несмотря на то, что курс является обязательным, наверное, не все родители понимают значимость его изучения… Возможно, есть и противники ведения данного предмета в школах. Что бы Вы сказали этим родителям?
– Людмила Васильевна, спасибо за беседу. Хочется надеяться, что ведение данного курса, действительно, принесёт свои плоды. Ведь ещё древнеримский философ Сенека писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней».
ОПК или ОСЭ в рамках ОРКСЭ? Введение в 4-х классах школ с 1 сентября 2012 года нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики» вызвало у родителей и детей в новгородских школах ряд вопросов. «Как быть, если моя подружка, родители которой мусульмане, одна в классе не сможет изучать православие? Родители не разрешат ей ходить в нашу церковь» – распространенный вопрос у детей. Взрослые считают, что учить детей такому предмету должны либо доктора исторических или философских наук, либо священники, а обычный учитель, по их мнению, не способен в деталях разобраться в столь тонких материях. Разузнав предварительно об этих настроениях, я обратилась с соответствующими вопросами к представителям администраций школ, где детей уже начали учить «Основам религиозных культур и светской этики» – ОРКСЭ. Как оказалось, педагоги при введении нового предмета столкнулись с трудностями совсем другого характера. Галина Васильева – заместитель директора по учебно-методической работе школы поселка Сырково Новгородского района Новгородской области. Галина Анатольевна рассказывает о проблемах введения ОРСКЭ в сельской школе: «Педагог, который будет преподавать у нас «Основы религиозных культур и светской этики», прошел обучение в Новгородском институте развития образования. С родителями 4-го класса, где вводится ОРКСЭ, было проведено несколько собраний и анкетирование. Мнения родителей разделились почти пополам: одни были за основы православной культуры, вторые за светскую этику. На общем родительском собрании было решено, что, так как вводить даже два модуля в условиях нашей сельской школы нереально из-за невозможности оплатить двум педагогам эти часы, мы введем тот модуль, который выберет большинство. Чуть большая часть родителей высказалась за основы православной культуры. В течение учебного года мы все же найдем возможность провести занятия по основам светской этики с детьми, чтобы этот блок не оказался для них потерянным. Чего мы ждем от нового школьного предмета? Чтобы дети знали об основах православия, признанного в России основной религией. Те, кто этим ранее не интересовался, возможно, по-другому взглянут на подобные вещи, может быть, станут немного терпимее друг к другу, толерантнее. Основная наша проблема – часы на проведение ОРКСЭ. Шестидневка в начальной школе, мы считаем, неприемлема. Значит, выход один – продление учебного года, хоть это и непопулярная мера. 34 часа – это практически 10 рабочих дней. У нас нет возможности включить эти часы в блок внеурочной деятельности, так как четвероклассники учатся еще не по новым стандартам. Через классные часы мы тоже не имеем права реализовать обучение по этому предмету, так как он стоит в учебном плане. Нам повезло, что в нашем единственном в школе четвертом классе нет детей, в семьях которых исповедуют другую религию. Если бы дети и родители изъявили желание выбрать другой блок в ОРКСЭ, мы должны были бы организовать обучение по иному блоку, но сделать это было бы очень сложно. Ведь учителя не могут работать бесплатно! В сельской школе введение абсолютно всех модулей нереально. Осуществить эту идею за счет сетевого взаимодействия тоже не получится в условиях, когда образовательные учреждения расположены далеко друг от друга. В больших городских школах, где есть параллели классов, в которых работает несколько педагогов, можно было бы реализовать эту идею именно так, как она задумывалась. Сама идея, я считаю, хорошая». Маргарита Старкова работает именно в такой большой городской школе, она заместитель директора по начальной школе гимназии №4 Великого Новгорода: «В связи с введением нового предмета мы вынуждены были ввести шестидневку в четырех 4-х классах, – рассказывает Маргарита Ивановна. – Это, конечно, родителям не очень нравится. Теперь по субботам будет преподаваться исключительно этот предмет. Родители всех четвероклассников на родительских собраниях выбрали один модуль – «Основы православной культуры». Были родители, которые сомневались в своем выборе, так как они исповедуют другие религии. Но их убедили наши доводы, что, живя в России, надо знать в первую очередь историю и культуру России, в том числе православную культуру. И эти родители добровольно присоединились к большинству. Если бы кто-то из родителей настоял на другом варианте, то, откровенно говоря, мы смогли бы, наверное, осуществить только преподавание «Основ светской этики». Потому что для преподавания основ мусульманства или иудаизма просто нет достаточно квалифицированных преподавателей. Кто должен преподавать такой предмет? Я думаю, учитель истории в первую очередь. У нас именно преподаватель истории и ведет «Основы православной культуры». Учебники все были закуплены вовремя, учитель прошел соответствующую подготовку. Постараемся сделать преподавание нового предмета разнообразным. У гимназии заключены договора с музеями, помимо уроков ребят ждут экскурсии, викторины, виртуальные путешествия. От нового предмета мы ожидаем формирования у детей толерантного отношения к иным религиям, доброты к людям. А основам светской этики наши педагоги тоже уделят внимание за счет внеурочных часов, занятий в системе дополнительного образования». Людмила Елькина – директор необычной школы. В школе №20 имени Кирилла и Мефодия Великого Новгорода учится много детей из верующих христианских семей. Встретились ли здесь трудности при введении нового предмета? «Нам тоже пришлось ввести у себя в школе для четвероклассников шестидневку, – говорит Людмила Валентиновна. – Но для преподавания этого курса рекомендуется не только классно-урочная система, поэтому мы планируем проводить разнообразные экскурсии, и перегрузки детей не произойдет. График занятий можно сделать гибким. Например, одну из суббот можно посвятить паломнической поездке сразу на два или три часа. Мы познакомили на собраниях родителей со всеми блоками нового предмета, но выбор, естественно, пал на православную культуру, поскольку такова ориентация нашей школы. У нас в концепции учебного заведения заложена такая идея – подвести ребенка к храму, не проводя при этом агитацию в отношении веры и религии, за счет курсов, на которых дети могли бы приобщаться к православной культуре как к части русской культуры. Вопросы светской этики наши ученики также будут рассматривать на классных часах, в системе внеурочной деятельности. С профессиональной подготовкой педагога у нас проблем нет, учитель, который будет вести этот предмет, уже имеет опыт преподавания основ православной культуры. Учебники были приобретены за счет федерального бюджета заранее, еще в прошлом учебном году. В нашей школе мы не столкнулись с проблемами, но коллеги из других школ, с которыми я общаюсь, говорят о том, что для них главная сложность – это кадровое обеспечение, причем любого блока ОРКСЭ. Светская этика кажется более простым модулем, но в ее преподавании тоже есть свои трудности». Ситуацию с началом изучения ОРКСЭ в школах прокомментировала и Марина Петровна Воробьева, первый заместитель председателя Комитета образования Великого Новгорода: «Итоговые данные по выбору новгородскими школами модулей ОРКСЭ еще подводятся. По предварительным данным из 6 предлагаемых модулей родители в школах Великого Новгорода выбрали три модуля. Приблизительно 70 процентов – «Основы православной культуры», 5 процентов – «Основы мировых религиозных культур» и 25 процентов – «Основы светской этики». Отдельно основы ислама, буддизма и иудаизма не назвал никто. Первые результаты по введению ОРКСЭ будут озвучены на специальном совещании с завучами новгородских школ в конце сентября. Тогда же будут решаться проблемные вопросы. Например, если один ребенок в школе выберет свой модуль, можно будет решить этот вопрос с помощью дистанционного обучения. В 2011–2012 учебном году учителя, которые преподают ОРКСЭ, прошли специальную подготовку на курсах при Новгородском институте развития образования. В основном это учителя истории, литературы, а также педагоги начальных классов, поскольку этот предмет вводится в нынешнем году в 4-х классах. Конечно, легче будет учителям истории, так как они получали азы культурологических знаний, когда учились в вузах. За преподавание основ светской этики чаще берутся учителя начальных классов. Если бы мы привлекли к преподаванию ОРКСЭ в школах докторов наук, это было бы хорошо. А вот что касается священников, у нас светское образование, поэтому мы не можем привлекать к преподаванию представителей церкви. Для того чтобы определиться, что делать с дополнительными часами, которые потребовало введение ОРКСЭ, Комитет образования, науки и молодежной политики Новгородской области обратился в Министерство образования и науки России. Нам ответили предложением продлить учебный год на полторы недели. По СанПиНам и по закону об образовании в школах должно быть не менее 30 календарных дней каникул в учебном году и 8 недель летом. Таким образом, при продлении учебного года на полторы недели в июне нормы не нарушаются. Второй вариант – шестидневную учебную неделю – выбрали, как правило, те школы, которые являются опорными пунктами для проведения ЕГЭ и ГИА в июне». Подводя итог проведенному опросу, можно сказать, что основное недовольство у родителей и учителей возникло из-за продления учебной недели или года в школах в результате введения ОРКСЭ. Проблемой являются кадры. За этими организационными вопросами, мне кажется, теряется еще один, более важный. Как можно научить толерантности – а все опрошенные педагоги видят в этом результат ОРКСЭ – и уважению к другой вере, если приоритетом выбирается одна вера и одна культура? Если ОРКСЭ – это «Основы религиозных культур (заметьте, во множественном числе) и светской этики», то почему предметом изучения стала только одна религиозная культура, а этика пойдет к ней робким дополнением, да и то за счет энтузиазма учителей? Самым близким к общей идее из всех 6 модулей ОРКСЭ является модуль «Основы мировых религиозных культур». Но его, по статистическим данным, выбрали всего 5 процентов новгородцев. И вряд ли в других регионах России приоритеты будут расставлены по-другому… Светлана Потапова, Великий Новгород. Фото автора Омск Большинство выбрало изучение этики, а не религии Первым делом учительница предложила четвероклассникам взяться за руки. И так, в кругу друзей, стала рассказывать о доблестях и подвигах во имя Родины, честности и верности. Читала стихи и показывала картины творцов разных национальностей – в большинстве своем советских художников и поэтов. Увы, у современных мастеров культуры другие музы. – В этом-то и проблема. Но она временная, и мы должны помочь детям пережить это время. Я искренне убеждена: через познание основ культуры и традиций разных народов можно сформировать у детей понимание, что он живет в разнообразном мире: поликультурном, поликонфессиональном. И его нужно понимать и принимать таким как есть, – говорит Наталья Николаевна Глазова , учитель истории и основ светской этики. На этом уроке никто не получит двоек. Предмет должен научить ребенка оценивать самого себя. Сегодня дети рисовали смайлики, оценивали собственное настроение в начале и в конце урока. Проекты, которые будут выполнять дети, тоже вариант оценки. Закончится курс большим праздником культур – с танцами, стихами и блюдами национальной кухни. Первая тема «Наша родина – Россия» одинакова для всех модулей предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Впрочем, родители четвероклассников 69-й гимназии после анкетирования, рассказа о содержании каждого модуля и индивидуальных бесед как один выбрали курс «Основы светской этики». Так же как и большинство жителей Омской области. По данным регионального Министерства образования, 8509 четвероклассников начали изучать основы светской этики, 4359 человек – основы православной культуры, 4030 – основы мировых религиозных культур. Модуль «Основы исламской культуры» преподают 548 учащимся, «Основы буддийской культуры» – всего 46 школьникам. Наименьшее число детей – всего 9 человек – изъявили желание прослушать курс «Основы иудейской культуры». Некоторые модули в ряде районов вообще оказались не востребованы. Например, в Омском районе основы светской этики выбрали 77,9 процентов школьников и родителей, основы мировых религиозных культур – 12,6, основы православной культуры – всего 9,5, остальные оказались и вовсе «лишними». – Родителям объясняли, что совсем не обязательно всем ученикам одного класса учиться по одному модулю, – рассказывает Галина Шакенова , главный специалист отдела дошкольного и общего образования департамента политики в сфере образования Министерства образования Омской области. – Каждый мог выбрать тот курс, который нравится. Руководство школ таким образом составляет расписание, чтобы каждый ученик смог ознакомиться с содержанием выбранного модуля.Уже сегодня для этих целей обучены 70 тьюторов, учителей-наставников, а также 861 омский педагог, которые получили дополнительное образование по данной специальности. В основном это учителя истории, литературы и мировой художественной культуры. С буддийской культурой понятно – ее знают немногие. Иудейскую дети подробно изучают в областном лицее, входящем в сеть образовательных учреждений Федерации еврейских общин России. А вот тем, что немного родителей выбрали для своих детей православную культуру, всерьез озабочены священники. Особенно если учесть, что крещеных в регионе около 73 процентов. На пресс-конференции, посвященной введению курса «Основы религиозных культур и светской этики», Дмитрий Олихов, председатель отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии, традиционно обвинял журналистов в раздувании скандалов с участием священнослужителей. Самый полезный учебник, по мнению протоирея, - «Основы православной культуры», «от него остается хорошее послевкусие». История мировых религий в четвертом классе, по его мнению, неуместна - ребенку с еще не сформировавшимся мировоззрением предлагают дистанцироваться от всех религий и посмотреть на них со стороны. Курс светской этики тоже не нравится Омской епархии. Родителям, которые крестили своего ребенка, но боятся слова «религия», курс светской этики кажется простым, – говорит Дмитрий Ольхов. – Но на какой этической системе выстроен этот курс? Ее там не прослеживается. Значит, там будет этическая система «Мариванны». Особенно странно, что родители не выбрали православную культуру, учитывая, что в пилотном проекте по введению «Основ религиозных культур и светской этики» Омская область не участвовала, но еще в 2002 году между Министерством образования и Омско-Тарской епархией было подписано соглашение о введении в омских школах курса «Основы православной культуры». Преподавался курс в 118 учебных заведениях области. Впрочем, может быть, в этом и причина? Ведь желания родителей не спрашивали – нужен курс или нет, решала школа. Кстати, это вызывало серьезное недовольство представителей других конфессий. Муфтий Сибирской соборной мечети Зулькарнай Шакирзянов назвал преподавание православия в частности и основ религии в целом в младших классах насилием над ребенком. В Омской области более 100 национальностей, 20 конфессий, и, притом что 85 процентов населения относят себя к русским - априори православным, среди родственников почти в каждой семье найдутся не только мусульмане, но и католики, которых в школьную программу вообще не включили. Похоже, что граждане своим выбором проявляют большую толерантность, чем разработчики курса «Основы религиозных культур и светской этики». Наверное, выбор модуля по светской этике был продиктован осторожностью, что если выберут основы православной культуры, то представители других конфессий будут ущемлены. К тому же родители волнуются, что основы православной культуры пошатнут веру их детей, – говорит Екатерина Георгиевна Першукевич , учитель русского языка Бутаковской средней школы Знаменского района. – Смею с этим не согласиться. Я уже несколько лет веду основы православной культуры, посчастливилось побывать на курсах в Московской духовной академии, которые убедили меня, что этот предмет необходим. Он не просто знакомит детей с основами христианского учения, шедеврами мирового искусства, созданными в лучших традициях православия, но и помогают ребятам осмыслить, проанализировать свое поведение, отношение к жизни. За это время ни один ребенок-мусульманин не стал православным, но казахи, татары проявляют интерес к заповедям Христа, архитектуре храмов, по-другому прочитывают Пушкина, Достоевского. Я убеждена, что в государстве, которое еще в 1988 году отметило 1000-летие крещения Руси, необходимо знать его культуру. На мой взгляд, выбор модуля светской этики был поспешным, необдуманным, так как далеко не всем родителями были представлены программы и учебники, чтобы их правильно сориентировать. Модуль, посвященный светской этике не самый худший выбор, но мне жаль, что дети не получат того, что могли бы, выбрав основы православной культуры. …Остается надеяться, что «этическая система Мариванны» не так плоха – не случайно ведь большинство выбрало изучение этики, а не религии. Наталья Яковлева, Омск Воронеж ОРКСЭ – то же чтение, только с большой моралью В Воронежской области родители основной свой выбор (почти 60%) сделали в пользу курса «Основы православной культуры», еще 30% отдали голоса в пользу основ светской этики, чуть менее 10% выбрали основы мировых религиозных культур. И всего один процент достался на долю буддизма, иудаизма и ислама. В областном центре статистика другая: православие – почти 48%, светская этика – 42%. Учителя рассказывают, что курсы подготовки проходили в областном ИПКиПРО по всем направлениям, 3–4 раза в неделю на протяжении апреля–мая. Причем обучались не только педагоги начальных классов, но и филологи, преподаватели иностранного языка и другие предметники. В некоторых школах новый курс взялись преподавать историки и даже химики с математиками – по желанию. Многие выбрали одно направление, и родители с этим согласились. В сельских школах это, как правило, основы православной культуры, а в Воронеже школы с повышенным статусом, гимназии и лицеи в большинстве обучают детей основам светской этики. Мотивация – большое число детей из мусульманских семей, поэтому на родительском собрании решили, что так будет легче всем. Основная проблема и беда (педагоги начальных классов называют это настоящей бедой) – то, за счет чего в расписании появился урок ОРКСЭ. В школах Воронежской области он заменил чтение. Было три урока в неделю, стало два. Это при том, что в расписании сохранилось 5 часов русского языка, 4 математики, по 2 часа на предмет «Окружающий мир», иностранный язык и технологию, 3 часа физкультуры и по одному на музыку, изо и теперь вот на модуль по светской этике или ОПК. Больше всего нареканий на технологию: к четвертому классу все, что можно было вылепить, вышить или наклеить, вышито и наклеено. Поэтому логичнее было бы взять отсюда один час, а чтение оставить в том объеме, как было. Ведь впереди пятый класс, и не уметь там нормально читать означает стать в лучшем случае троечником, это всем известно. Некоторые школы нашли выход в новых учебниках. По словам учителей, учебник по основам светской этики под редакцией Данилюка позволяет ближе всего подвести новый предмет к литературному чтению, так как в основе использует классические литературные произведения. Их учитель вместе с детьми читает и разбирает на уроках, выходя на морально-нравственные обобщения и выводы. Несмотря на то что разговор наш с учителями шел о преподавании нового курса, они настойчиво попросили обратить внимание вот на какую проблему. 23 часа уроков в неделю при пятидневке много. Дети устают учиться по пять часов, а шестидневка в начальной школе – это тоже не выход. Второй момент: это вынужденная «универсальность» учителя. Все знают, что и музыку, и изо, и иностранный должны вести узкие специалисты. Но чтобы выйти на 18 часов в неделю, учителю начальных классов приходится вести и эти уроки. На первый взгляд такая ситуация характерна для сельской школы, а в городской специалисты есть, детей много, всем часов хватит. Но, и это уже традиция последних нескольких лет, пенсионеры из школы уходят, а заменить их некем, молодежи очень мало, учителей начальных классов не хватает. Понятно, что с увеличением рождаемости ситуация будет только ухудшаться. В городских школах введение ОРКСЭ проблему только усложнило. Как оказалось, не все школы смогли направить на переподготовку и обучение именно учителей третьих классов, чтобы они в наступившем году вели у четвероклассников новый спецкурс. Была разнарядка на школу отправить учиться одного человека и выделить соответственно этому деньги, отправили одного – того, кто смог в этот момент учиться или кто больше захотел. В итоге сегодня у учителя четвертого класса отобрали часы ОРКСЭ (то есть литературного чтения), и общее количество отведенных уроков у него сократилось. Соответственно уменьшилась нагрузка и зарплата. Некоторые в этой ситуации вспомнили о своей «универсальности», взявшись за изо, а то и иностранный язык, а другие ждут новых курсов и своей очереди, чтобы пройти подготовку по новому спецкурсу. Татьяна Масликова, Воронежская область Санкт-Петербург Отдавая часы по ОРКСЭ, учитель начальной школы теряет нагрузку и соответственно зарплату Новый комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики» стартовал в Петербурге, если можно так выразиться, без излишней эмоциональности. Специалисты это объясняют тем, что была проведена большая предварительная работа. Как рассказала заведующая кафедрой социального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук, доцент Ольга Журавлева , уже с ноября прошлого года началась целенаправленная подготовка кадров, тем более что в 2011-2012 учебном году апробация курса в экспериментальном режиме проводилась в пятых классах в 21 образовательном учреждении города. Специалисты АППО подготовили 700 учителей, причем в работе были задействованы разные кафедры: культурологического образования, воспитательной работы, социальных дисциплин и т. д. На курсах в основном присутствовали учителя-предметники – историки, словесники, преподаватели обществознания, МХК. Однако после выхода постановления о том, что ОРКСЭ будет введен только в начальной школе, вторая волна подготовки затронула только учителей начальных классов. Их подготовили порядка 600 человек. При этом постоянно шли плановые курсы – 72 часа, на которые приходили учителя разных предметных областей. На то, что ситуацию переиграли в пользу четвертого класса, как обычно, есть свой, петербургский, взгляд. К примеру, специалисты АППО заметили, что результаты пилотного проекта в пятом классе были очень неплохими. В частности, детям было интересно, учебники были прекрасно оформлены, к ним прилагался диск. Учителя-экспериментаторы написали любопытные обобщающие статьи. Но главное, пятый класс, по мнению педагогов, более благодатный для введения ОРКСЭ, поскольку уже возникают межпредметные связи с историей, географией и т.д. То есть в пятом классе этот курс более полноценно раскрыл бы свое содержание. Что касается четвертого класса, то основной груз, конечно, ложится на плечи учителя начальной школы. Подготовка к уроку требует много усилий, и поскольку этот предмет безоценочный, то 45 минут нужно заинтересовывать ребенка, увлекать. Мало того, ребенку тоже придется непросто. Учебники очень насыщены по тексту, по заданиям. Это значит, четверокласснику нужно поработать с текстом, с различными произведениями, и хорошо еще, если при этом все в классе бегло читают. Поэтому некоторые директора школ поступают таким образом: отдают ОРКСЭ предметнику, например историку. Здесь тоже не без сложностей. Нужно посмотреть учебный план, нагрузку (ОРКСЭ предмет федеральный, отдав его, учитель начальной школы теряет нагрузку и соответственно зарплату. Нужно думать, чем нагрузить учителя, чтобы этого не произошло), кроме того, учитель, который ведет историю в средней школе, должен адаптировать методику для начальной школы. Однако, по крайней мере, он готов к преподаванию ОРКСЭ концептуально, методологически. Выбор модулей в Петербурге сложился таким образом: основы светской этики выбрали более 50 процентов, основы мировых религиозных культур – почти 40 процентов, основы православной культуры – 9, 7 процентов, и менее одного процента досталось основам исламской культуры, основам иудейской культуры и основам буддийской культуры. Министерство образования и науки Российской Федерации ПИСЬМО О введении учебного курса ОРКСЭ
Директор Департамента Приложение. Инструктивно-нормативное письмо "Об обучении основам религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации" для учителей и организаторов введения курсаПриложение
Нормативно-правовая основа преподаванияПреподавание ОРКСЭ в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации: Конституцией Российской Федерации , Законами Российской Федерации "Об образовании" , "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" ; "О свободе совести и религиозных объединениях" . Цель и задачи, учебно-методическое обеспечение курсаЦелью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Апробация ОРКСЭ в 2009-2011 годахАпробация комплексного учебного курса ОРКСЭ осуществлялась в 21 субъекте Российской Федерации во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 года N Пр-2009 и в соответствии с планом мероприятий по апробации ОРКСЭ в 2009-2011 годах , утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 года N 1578-р . Координацию работы по подготовке к введению комплексного учебного курса ОРКСЭ в 9980 общеобразовательных школах в 21 субъекте Российской Федерации осуществлял Межведомственный координационный совет по реализации плана мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики" (далее - МКС). Информационное обеспечение преподавания ОРКСЭС целью обеспечения учителя необходимой информацией для успешного преподавания подготовлены: книга для учителя; справочные материалы для общеобразовательных учреждений; книга для родителей. Раздел сайта "Нормативные материалы"Предназначен для ознакомления с информацией по нормативно-правовым материалам, содержащим постановления Правительства, определяющие ход апробации и внедрения ОРКСЭ в образовательный процесс школы; протоколы заседания межведомственных и межрегиональных комиссий, определяющих стратегические задачи разработки курса ОРКСЭ и его апробацию, введение, приказы и другие нормативные акты, издаваемые Минобрнауки России, АПК и ППРО в целях регламентирования процессов разработки и проведения мероприятий, связанных с ОРКСЭ. Раздел сайта "Методический кабинет преподавателя-тренера и тьютора"Предназначен для ознакомления с информацией по методическим материалам, включающим методические разработки отдельных тем для преподавателей-тренеров и тьюторов; комплексные и тематические методические разработки, которые адресованы, как преподавателям-тренерам, так и учителям, которые преподают, или будут преподавать ОРКСЭ; модельные презентации проектов, которые могут быть использованы в качестве образцов в ходе организации проектной работы с учителями; дидактические раздаточные и другие материалы, используя которые преподаватель-тренер или учитель уточняет методику проведения учебных занятий в рамках подготовки к введению курса ОРКСЭ и школьных уроков. Раздел сайта "Новости и СМИ об ОРКСЭ"Раздел сайта "Региональный опыт"Предназначен для ознакомления с информацией: новости, оперативная информация о работе в регионах - участниках апробации 2009-2011 годов, опыт стажировочных площадок, материалы для экспертов, презентации проектов, положительный опыт апробации и успешного введения курса в штатном режиме и прочее. Раздел сайта "Обратная связь"Раздел "Обратная связь" предназначен для обратной экстренной связи с разработчиками портала и содержит форму для отправки сообщений администратору сайта. Методические рекомендации по организации изучения в 4-х классах комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"Вопросы организации обучения по курсу ОРКСЭ в 2009-2011 годах, в том числе по теме организации взаимодействия с религиозными организациями, представлены в подготовленных в этот период информационно-методических материалах - письмо Минобрнауки России руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования "Методические материалы для учителей и организаторов введения комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" в субъектах Российской Федерации" от 8 июля 2011 года N МД-883/03 . Азнабаева Р.З. , заместитель директора по УВР в начальных классах МОАУ «Подольская СОШ» «Содержание модулей курса ОРКСЭ» Уважаемые участники муниципального родительского собрания! Хочу начать свое выступление с приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 г. №69, где сказано, что Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы: Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык, Математика, Окружающий мир, Изобразительное искусство, Музыка, Технология, Физическая культура, Основы религиозных культур и светской этик и», т. е., с 2012- 13 уч. года предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (сокращенно ОРКСЭ) является обязательным для изучения предметом. «В рамках учебного предмета Основы религиозных культур и светской этики с IV класса по выбору обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики» Цель комплексного учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений» Задачи учебного курса ОРКСЭ : Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; 3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; 4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в современных условиях уникален. Впервые за последние десятилетия российских школьников начали систематически знакомить с историческими и культурологическими основами традиционных религий: православия, ислама, буддизма, иудаизма, составляющих фундамент тысячелетней культуры нашей страны, с национальными духовными и этическими традициями. Школьники вместе с учителями и родителями размышляют над важнейшими вопросами жизни: Что такое человек? В чем смысл жизни? Почему надо следовать добру и избегать зла? Как правильно строить отношения с другими людьми? Почему нравственная личность созидает и живет, а безнравственная разрушает и умирает? Школьные учителя последовательно, глубоко, профессионально говорят с детьми о морали, нравственности, духовности, об их значении в жизни человека, семьи и общества, о душе, совести, обязанностях человека, раскрывают перед ними жизненные смыслы традиционных нравственных заповедей Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой и включает в себя 6 модулей: Основы православной культуры; Основы исламской культуры; Основы буддийской культуры; Основы иудейской культуры; Основы мировых религиозных культур; Основы светской этики. Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей). Содержание каждого модуля ориентировано на знакомство с соответствующей культурой и религиозной или светской традицией и не содержит критических оценок других религий и мировоззрений . Обязательный минимум содержания основных Россия - наша Родина.
Основы православной культуры
Все модули курса согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания. Каждый из модулей разделяется на 4 блока. 1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час); 2. Основы традиционных религий и светской этики (16 часов). 3. Традиционные религии и этика в России (13 часов); 4. Духовные традиции многонационального народа России (4 часа). Такая конструкция дает возможность родителям выбрать, а школьникам изучать один модуль и одновременно скрепляет разные модули общими блоками, обеспечивая педагогическое единство предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Модульное построение нового учебного предмета реализует неотъемлемое право гражданина демократического государства на свободный выбор и отражает особенность России как великой страны с богатыми и разнообразными духовными традициями. В каждой семье свои традиции, мировоззренческие или религиозные предпочтения. Школа обязана их учитывать. Но формальное разделение учащихся на группы не будет приводить к их духовному размежеванию. Для такого утверждения есть основания. Во-первых, предмет имеет не вероучительный, а культурологический характер, а культура у нас одна – культура многонационального народа России. Во-вторых, содержание всех модулей комплексного учебного предмета подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к одной из национальных духовных традиций. В-третьих, содержание всех модулей группируется вокруг трех базовых национальных ценностей – 1) Отечество, 2) семья и 3) отечественная культурная традиция (православная, исламская, буддийская, иудейская, светская). На этих базовых ценностях – Родина, семья и традиция - будет осуществляться воспитание детей в рамках нового предмета. В-четвертых, новый предмет организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определенный модуль, получат общие представления и о содержании других модулей И по месту в учебном плане, и по содержанию курс служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет предмет «История», который школьники будут изучать в 5 классе. Структура курса предполагает максимально тесное взаимодействие детей и родителей. Для курса «Основы религиозной культуры и светской этики» издательством «Просвещение» выпущены учебные пособия «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса указанными выше. В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие. В рамках преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ не предусматривается обучение религии (преподавание вероучения). Все представленные материалы учебных пособий курса ОРКСЭ адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу: В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен: Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. С февраля по апрель в Красноярском крае проходят родительские собрания по выбору модуля курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). А еще до их начала в ряде СМИ прозвучала избитая фраза, что «детей будут учить религии». Причина этому - низкая информированность и необъективная подача не только со стороны журналистов, но и учителей, и представителей конфессий. Чтобы выяснить, как на самом деле ведут себя три стороны - учителя, родители и священники, мы отправились на родительское собрание. Школу мы выбирали не наобум. Были изучены списки, отзывы о собраниях прошлых лет, опрошены знакомые родители, дети которых уже изучили курс. Так выявились откровенно «проблемные» школы, в которых собрания вовсе не проводятся, и успешные, где все до малейших деталей ювелирно выверено. Одна из знакомых мам (она пожелала остаться анонимной) рассказала: когда ее ребенку выбирали модуль, представителей религиозных конфессий на собрания не приглашали. Предварительно рассылали ознакомительную информацию, затем на собрании рассказывали о курсе и предлагали сделать выбор. А занятия по курсу проводил… учитель труда! Мы решили проверить эту информацию и выбрали среднюю общеобразовательную школу № 4 в Центральном районе. Чтобы максимально объективно оценить ситуацию, не дать возможности подготовиться и пусть даже не нарочно приукрасить действительность, о своем участии в собрании мы не предупредили его участников. По этой же причине мы отказались от фотосъемки. Кстати, у моего коллеги по «ПСС» визит на собрание в одну из школ вообще сорвался - виной тому были административные «проволочки». Мне повезло больше. Разговор на перемене В школьной администрации узнали о нашем приходе за несколько минут до собрания. Роль проводить собрание доверили заместителю директора по учебно-воспитательной работе Оксане Грачевой, преподавателю с большим опытом работы, обладателю наград за профессиональные успехи, в том числе, и от первых лиц города и края. Наш визит ее нисколько не смутил (либо она старалась этого не показывать). С ней нам удалось пообщаться на перемене. Любезно предложив присесть, зам. директора рассказала о выборе модулей курса ОРКСЭ, сообщила, что регулярные родительские собрания проводятся в школе с 2012 года. Раньше родители всегда выбирали «Основы мировых религиозных культур». Ситуация начала меняться в последние два года, когда родители стали делать выбор в пользу православной, исламской, буддийской и иудейской культур. Иногда это приводило к неоднозначным ситуациям. Так, преподаватель рассказала, что был случай, когда буддийскую культуру выбрали только для одного ребенка. Через некоторое время было решено модуль сменить: всех устраивали и знания, и качество преподавания, но ребенок просто не хотел оставаться учиться один, когда все расходились по домам. Когда речь зашла о сегодняшнем собрании, учитель показала письмо, которое накануне получили родители третьеклассников. Помимо информации о модулях, оно включило сообщение, касающееся непосредственно выбора. Так, родителей предупредили о том, что они вправе учитывать мнение ребенка, но окончательное решение остается за ними, и что заявление о выборе они должны заполнить лично после собрания и они не имеют права отказаться от курса. Слово учителю В этом учебном году здесь всего один 3-й класс, 19 учеников. На собрание пришли родители семерых из них, по одному представителю от 6-ти семей и от одной - в полном составе. Все они оставались в неведении о присутствии журналиста (для них это был просто человек, который сидел в классе рядом со священником). Оксана Грачева представила родителям учебный план, чтобы они убедились в том, что курс обязателен для всех, и перешла к рассказу о назначении предмета. - Освоение учебного содержания каждого из модулей должно обеспечить понимание значения духовности, нравственности, знание основных норм светской и религиозной морали, понимание их значения в жизни человека, семьи, общества, - отметила педагог. Затем учитель объяснила, почему курс изучается именно в четвертом классе: - В этом возрасте дети уже достаточно взрослые, имеют некоторый личный опыт и знания, осведомлены о событиях, происходящих в стране и мире. В то же время, они еще дети. Они открыты для всего нового. Они готовы учиться. Приступив к освещению модулей, преподаватель подчеркнула, что в каждом из них есть понятия, единые для всех - «любовь», «сострадание», «милосердие». «Таким образом, неважно, какую культуру будет изучать ребенок. Все будут говорить об одном и том же», - добавила Оксана Александровна, подчеркнув: «Выбирая модуль, вы должны подумать о традициях, предпочтениях, которых придерживается семья, принципах воспитания» . Рассказ сопровождался компьютерной презентацией, где были четко расписаны названия уроков для каждого из модулей. Родители внимательно прочитали все, некоторые даже сфотографировали на телефон. Дальше Оксана Грачева рассказала о ведущем курс педагоге. Им оказалась учитель технологии (возникает уже другое впечатление, чем при фразе «учитель труда», не правда ли?) и изобразительного искусства высшей категории. Она ведет курс с самого его появления в школе (5 лет), много раз проходила переподготовку и курсы повышения квалификации. Ежегодно участвует в семинарах по ОРКСЭ и межрегиональной конференции - Красноярских краевых Рождественских образовательных чтениях. Слово священнику Традиционно на собраниях в школах присутствует представитель от Красноярской епархии. Правда, сама школа никого конкретно не приглашает, инициативу проявляют священники, чему зачастую рады как учителя, так и родители. Стоит заметить, что представителей других конфессий, кроме Русской Православной Церкви, на собраниях в этой школе не бывало. В этот раз на беседу с родителями пришел председатель Епархиального отдела православных психологов, психолог-консультант Епархиального отдела по профилактике и реабилитации зависимостей, штатный священник Покровского кафедрального собора Красноярска иерей Родион Петриков. - В современном мире, полном тревог, у человека должна быть точка опоры, ясность, понимание того, что такое «хорошо» и «плохо» , - начал отец Родион. - Если у человека пусто в душе, то рано или поздно это место кто-то займет. И этот кто-то может быть совсем не дружелюбным. Священник отметил, что некоторые люди думают, что религия - это информация, которая не имеет отношения к жизни, хотя вера дает ответы на самые важные вопросы. - Христианству более 2000 лет, и за это время еще никто не был обманут. Каждый человек, который стал христианином, так или иначе, соприкоснулся с Богом , - добавил отец Родион. Председатель Епархиального отдела православных психологов выделил три главных тезиса касательно модуля «Основы православной культуры»:
Вопросы с места Первая реакция родителей на слова священника оказалась положительной (по крайней мере, открыто никто не возмущался). Одна из родительниц сказала: «Мы только рады». Но после первых эмоций пошли вопросы. Публикуется в сокращении. Родитель № 1: А если заинтересовали два модуля, как быть? Учитель: Если говорить о выборе между ОПК и светской этикой, то об этике вы можете почитать сами в Интернете. А за самостоятельное изучение ОПК я бы не взялась, например. Этим должны заниматься специалисты, которые могут все подробно объяснить. Родитель № 1: Православие православием. Ребенок должен знать его, но он должен знать и обо всех мировых религиях тоже. Родитель № 2: В четвертом классе это будет каша в голове. Учитель: Самое главное - какая бы ни была культура, ценности там все равно одинаковые: мама, семья, Отечество, Родина, добро и зло, справедливость. Родитель № 1: В этом отношении «Основы мировых религиозных культур» выигрывают. У нас многонациональные классы. Есть и православные, и мусульмане, и те, кто вообще ни во что не верит. Учитель: Поэтому мы и ставим задачу выбрать модуль для себя, для своей семьи, для своего ребенка. В рассуждениях даже возник небольшой спор о духовно безопасном выборе. Столкнулись разные точки зрения родителей, один из которых считал, что, выбирая конкретный модуль, он лишает ребенка возможности выбора и навязывает свою позицию. Другой же настаивал: «Чтобы личность могла сделать правильный выбор, она должна быть духовно зрелой». Здесь же родители поинтересовались о возможности приглашать на занятия священника и посещать храмы с экскурсиями. Оксана Грачева объяснила, что здесь все зависит от самих родителей, от их инициативы, а храмы всех конфессий всегда рады принять гостей. Отец Родион в свою очередь добавил о том, что такие экскурсии и встречи играют положительную роль и, «по опыту, дети лучше откликаются на священника» . Возник вопрос и об отметках, на что родители получили однозначный ответ: «Курс отметок не подразумевает». Волновала родителей и возможность смены модуля. Педагог заверила, что если возникнут проблемы, то в сентябре родители смогут изменить решение . И тут диалог приобрел интересный поворот. Родитель № 3: А я могу выбрать на полгода мусульманскую культуру, и на полгода - православную, чтобы он понимал и то, и другое? Я мусульманин, соответственно, и сын тоже, но я хочу, чтобы и другие культуры он знал. Учитель: Тогда можете выбрать «Основы мировых религиозных культур». Там все культуры сразу - и православная, и мусульманская, и буддийская, и иудейская. Родитель № 3: Буддийская, иудейская…хм… Мне надо, чтобы у него было понимание православной культуры. Учитель: Наверняка вы поддерживаете ислам в семье, у вас особые традиции. Вы этому научите сами. Поэтому выберите ОПК. Чему вы сами не сможете научить, научат другие. Кто победил? Результаты собрания стали известны после выходных. При этом на момент написания статьи из 19 человек заявления принесли родители 17 детей. В итоге, родители сделали выбор в пользу трех модулей: «Основы православной культуры» - 7 человек, «Основы светской этики» - 6 человек, «Основы мировых религиозных культур» - 4 человека. Если говорить только о тех, кто был на собрании, то из них ОПК выбрали 4 человека, ОСЭ - 2 человека и ОМРК - 1 человек. Интересно, что мужчина-мусульманин, который хотел, чтобы его ребенок знал еще и православную культуру, выбрал «Основы светской этики». О причинах перемены его выбора мы можем только догадываться. На примере школы № 4 мы увидели несколько не то чтобы нарушений, а причин, искоренив которые можно достигнуть иных результатов при выборе модуля. Первая - школа не проявляет достаточной инициативы в представлении модулей. Да, священники приходят, но без приглашения со стороны администрации. Представителям других конфессий тоже подобные предложения не поступают. Положительный момент здесь идет от учителя. Проводившая собрание Оксана Грачева со своей стороны постаралась максимально полно осветить все предлагаемые для изучения модули. Священник так же смог объяснить преимущества модуля ОПК, озвучив его прямое назначение, не навязывая собственную точку зрения. Вторая - поведение родителей. Пришедшие на собрание оказались действительно заинтересованы нравственным образованием ребенка. Что думают о модулях остальные родители, как и причины их отсутствия на собрании (от значимых обстоятельств до обыкновенной лени), остались загадкой. Несомненно, собрания в положительном ключе проходят не в каждой школе. Но в каждой важна объективная и заинтересованная роль трех сторон - учителей, родителей, священников. Только тогда возможно сформировать единую позицию по нравственному воспитанию, не вызывающую вопросов и домыслов ни у родителей, ни у детей. Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон - Надо уяснить для самих себя, что ОПК - это не закон Божий. Это даже не размышление и не рассуждения о личности Творца, Бога. Для этого есть Церковь, мечеть, синагога, буддистский дацан, молитвенные дома и просветительные здания других конфессий. На мой взгляд, Церковь обладает тысячелетним опытом воспитания человека, внесения в жизнь людей непреходящих ценностей, которые обязаны помогать человеку стать свободным от всего насильственного, и особенно, идеологического. ОПК - культурологический предмет, который поставлен с целью возродить драгоценнейшее отношение к родной земле, научить разбираться в религиозном многообразии, которое окружает и учителей, и детей, и остаться педагогом. ЦИФРЫ Сайт Главного управления образования Администрации города Красноярска регулярно публикует статистику выбора модуля ОПК. По сравнению с 2015/2016 учебным годом, в 2016/2017-м на 2% выросла доля родителей, выбравших ОПК для своих детей (19% против 17,7%). Наибольшее число детей изучают его в школах Октябрьского района (32,8%). На втором месте по популярности модуль по мировым религиозным культурам (24% - в текущем, 22,4% - в прошлом). Ему отдают предпочтение жители Центрального и Железнодорожного районов (32%). Самым популярным остается модуль «Основы светской этики», хотя количество родителей, выбравших его снизилось на 2,6% от общего числа (57% в текущем учебном году, 59,6% - в прошлом). Чаще всего за изучение этого курса выступают родители учеников Ленинского (72,5%) и Свердловского (68,3%) районов. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Закрывается 43 счет в конце месяца
- Простые рецепты густого джема и конфитюра из яблок на зиму в домашних условиях Джем из яблок
- Как приготовить плов дома из курицы
- Сказки, которые сочинили ученики
- Как выбирают модули орксэ?
- Молитва святой великомученица екатерина в чем помогает
- Закон «О прожиточном минимуме в РФ
- К чему снится ребенок шевелится в животе — толкование сна по сонникам Сонник ручка младенца в животе
- Гороскоп на октябрь для женщины знака телец Гороскоп на октябрь телец девушка
- Хрустящие маринованные огурцы в банках