Выбор редакции:

Реклама

Главная - Кролики
Тест по русскому языку "ССП" (9 класс). Тест на тему "Сложносочинённые предложения" ГИА курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме

Итоговый тест по теме «Сложносочиненное предложение»

I . Союз, связывающий части сложного предложения Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, является…

А. подчинительным

Б. соединительным

В. разделительным

Г. противительным

2. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких?

Б) или, либо, то-то, не то - не то

В. а, но, да (в значении и), однако, зато, же

3 . Определите вид предложения . Из липовой аллеи, вертясь и обгоняя друг друга, летели желтые листья и, промокая, ложились на мокрую траву.

А . простое

Б. сложносочиненное

В. сложноподчиненное

Г. бессоюзное

4.

А. Я совсем растерялся, не понимая происходящего, и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел в сторону удаляющегося человека.

Б. Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон.

В. Собрав последние остатки сил, мы дотащились до станции, но, не дойдя до нее шагов двести, сели отдыхать на шпалы.

5. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

А. Улыбка была слабая, чуть заметная, и, несмотря на улыбку, строгое выражение глаз не

изменилось.

Б. В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише.

В. Впереди были люди и, следовательно, бояться мне было нечего.

6. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания

не расставлены):

[ Безличное], [ двусоставное].

А, На земле на небе и всюду кругом было спокойно ничто не предвещало непогоды.

Б. Каждый цветок был похож на знакомый мне мак и от них пахло весной.

В. На площади открыли киоск и там теперь продают газеты и журналы.

7. Прочитайте предложение Голова болела, сознание же было ясное, отчетливое. Простые предложения соединены в нем в сложное при помощи...

А. подчинительного союза

Б. союзного слова

В. сочинительного союза

Г. интонации

8. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором одно явление противопоставляется другому?

А. и, да (в значении и), ни-ни, тоже

Б. или, либо, то-то, не то - не то

В. а, но, да (в значении но), однако, зато, же

9. Определите вид предложения Стиснутая черными чащами и освещенная впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный тоннель.

А. простое

Б. сложносочиненное

В. сложноподчиненное

Г. бессоюзное

10. Найдите среди данных предложений сложносочиненное.

А. Смешно сказать, более часа мы проплутали в знакомом лесу и вернулись, как говорится, с пустыми руками.

Б. Споров больше не затевалось, а напротив, после обеда все были в хорошем настроении.

В. Белые медведи, похоже, скоро исчезли бы, если бы не было запрета охотиться на них.

11. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.

А. В избушке, распевая, дева прядет, и, зимний друг ночей, трещит лучина перед ней.

Б. Но вот во ржи и по основному полю пробежала первая волна, рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.

В. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики и, может быть, где-нибудь белеет ландыш.

I ВАРИАНТ

А. Сложные предложения могут быть союзными, сложносочиненными, сложноподчиненными.

Б. Простые предложения могут соединяться в сложные с помощью интонации и союзов или союзных слов.

В. Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи интонации (без союзов или союзных слов).

  1. Союз, связывающий части сложного предложения Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в декабре , является...

А. подчинительным

Б. соединительным

В. разделительным

Г. противительным

  1. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких?

В. а,но,да (в значении но),однако, зато,же

  1. Определите вид предложения Из липовой аллеи, вертясь и обгоняя друг друга, летели желтые круглые листья и, промокая, ложились на мокрую траву луга.

А. простое

Б. сложносочиненное

В. сложноподчиненное

Г. бессоюзное

А. Я совсем растерялся, не понимая происходящего, и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел в сторону удаляющегося человека.

Б . Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон.

В . Собрав последние остатки сил, мы дотащились до станции, но, не дойдя до нее шагов двести, сели отдыхать на шпалы.

А. Улыбка была слабая, чуть заметная, и, несмотря на улыбку, строгое выражение глаз не изменилось

Б. В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише.

В. Впереди были люди и, следовательно, бояться мне было нечего.

  1. В предложение Деревья сбросили листву, и не слышно птичьих голосов вставьте общий второстепенный член и запишите полученное предложение.
  1. Прочитайте предложение Выпал снег и...

А) однородное сказуемое

Б) простое предложение

  1. Запишите предложение Надвинулась туча, и подул сильный ветер, и .
  1. Присоедините последнее простое предложение к предыдущему союзом и

Приближался теплый фронт, облака не выдержали его натиска, треснули, из них повалил снег.

11. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены):

[безличное],и [двусоставное].

А. На земле на небе и всюду кругом было спокойно и ничто не предвещало непогоды.

Б. Каждый цветок был похож на знакомый мне мак и от них пахло весной.

В. На площади открыли киоск и там теперь продают газеты и журналы.

А. Я ни на минуту не заставил его дожидаться тотчас сел на лошадь и мы выехали за ворота крепости.

Б. Темнело и сбоку несло речным холодом.

В. Из лесу доносится протяжный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук похожий на чей-то голос.

Г. Деревья сбросившие свой летний наряд тучи низко плывущие над землей дождь моросящий холодный обычные картины глубокой осени и они милы моему сердцу.

А) [двусоставное],и [безличное];

Б) [безличное], [ однако... двусоставное];

В) [безличное], [безличное].

  1. Дополните предложение Мой рассказ слушали равнодушно, и потому..., указывая на следствие.

Итоговая работа по теме "Сложносочиненные предложения"

II ВАРИАНТ

  1. Какие из следующих утверждений верны?

А. Простые предложения, объединяясь в сложное по смыслу, обладают интонационной законченностью.

Б. Сложные предложения бывают союзные и бессоюзные.

В. Союзные сложные предложения бывают сложносочиненными и сложноподчиненными.

  1. Прочитайте предложение Голова болела, сознание же было ясное, отчетливое . Простые предложения соединены в нем в сложное при помощи...

А. подчинительного союза

Б. Союзного слова

В. сочинительного союза

Г. интонации

3. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором одно явление противопоставляется другому?

А. и, да (в значении и), ни-ни,тоже

Б. или (иль), либо, то-то, не то- не то

В. а,но,да (в значении но),однако, зато,же

  1. Определите вид предложения Стиснутая черными чащами и освещенная впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный тоннель.

А. простое

Б. сложносочиненное

В. сложноподчиненное

Г. бессоюзное

  1. Найдите среди данных предложений сложносочиненное.

А. Смешно сказать, более часа мы проплутали в знакомом лесу и вернулись, как говорится, с пустыми руками.

Б . Споров больше не затевалось, а напротив, после обеда все были в самом хорошем расположении духа..

В . Белые медведи, похоже, скоро исчезли бы, если бы не было запрета охотиться на них..

  1. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

А. В избушке, распевая, дева прядет, и, зимний друг ночей, трещит лучина перед ней

Б. Но вот во ржи и по основному полю пробежала первая волна, рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.

В. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики и, может быть, где-нибудь белеет ландыш.

  1. В предложении Днем дул легкий ветерок и перепадал снежок опустите общий второстепенный член и запишите полученное предложение.
  1. Прочитайте предложение Отец заправил бензином машину и... . Продолжите его дважды, добавив:

А) однородное сказуемое

Б) простое предложение

9. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены):

[безличное],и [безличное].

А. Небо заволокло тучами и дождю конца не видится.

Б. Объявили об окончании обеденного перерыва и приступили к прополке свеклы.

В. Становилось темно и мы долго плутали по лесу

  1. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

А. Мальчики сидели за столом склонив головы и произнося шепотом слова выполняли по-видимому какую-то работу и я старался им не мешать.

Б. Ветер срывал листья с деревьев и дорожки сада усыпал разноцветным ковром.

В. Уже вечерело и народ возвращался с полей.

Г. Его добрые глаза светились ясным светом и худое лицо казалось прекрасным.

11. . Запишите предложение , вставив обособленный оборот после союза и .

К вечеру небо очистилось от туч, и ночь обещала быть холодной.

12. Присоедините последнее простое предложение к предыдущему союзом и . Запишите полученное предложение.

Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит, повисли перлы дождевые, солнце нити золотит.

  1. Придумайте и запишите предложения, структура которых соответствует схемам:

А) [безличное], [ зато... двусоставное];

Б) [двусоставное], [ также... двусоставное];

В) [неопределенно-личное],и [двусоставное].

14. Дополните предложение Тучи закрыли небо, и от этого..., указывая на следствие.


Елена Владимировна Овчинникова МОУ СОШ №2 г. Бронницы учитель русского языка и литературы

Сложносочинённые предложения

Вариант 1

1. В каком ряду перечислены соединительные союзы?

    тоже, либо, зато;

    и, да, тоже;

    да, не то...не то;

    однако, или, но.

2. Укажите, какой союз использован в сложносочинённом предложении?

Погода отличная, да, к сожалению, нет дождей (Арсеньев).

    соединительный;

    противительный;

    разделительный.

3. Найдите предложение с однородными членами, связанными союзом и:

    Я передал ему ваше поручение, и он исполнил его большим удовольствием (Симонов).

    Солнце село, и тусклые тучи висели над темной степью (Чехов).

    Разговор показался ему интересен, и он остановился, ожи­дая случая высказать свои мысли (Горький).

    Через полчаса мы сидели дома, пили чай и рассказывали свои приключения товарищам (Каверин).

4. Укажите сложносочинённое предложение:

    Он усмехнулся, однако чело и взор омрачились думой.

    Снег такой, что не сыщешь друг друга (Катаев).

    Я проснулся оттого, что хотелось пить (Платонов).

    Когда мы освободились, то сгоряча я ничего не почувствовал.

    Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье темном.

    Забурлила под кормой вода и матрос ловко поймал бро­шенный ему с борта канат (Катаев).

    Опять не убраны хлеба и не покошены покосы (Григорьев).

    И облегченья не находит она подавленным слезам и сердце рвется пополам (Ахматова).

Она была молода (1) и умна (2) и считала нужным брать от жизни всё лучшее (3) что та ей преподнесет (Тургенев).

1)1,2,3 2) 2,3; 3)1,3; 4) 3.

7. Укажите, сколько запятых нужно поставить в данном предложении:

Дед рассердился и ударил кулаком по столешнице и от удара и чашки и хлеб и солонка подпрыгнули и с грохотом попадали на пол (Гладков).

1)1 2) 2; 3) 3; 4) 4.

8.Укажите, в каком предложении верно расставлены знаки пре­пинания:

    Гроза совершенно стихла и только издали неслись далекие раскаты грома, да по небу ползла черная бесконечная туча.

    Радостно весной чирикают воробьи и поют синички (Каве­рин).

9. Укажите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:

    Отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги (Пушкин).

    Либо я все устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызов (Чехов).

    Дочь училась дома и росла хорошо, мальчик тоже учился недурно.

10. Сколько простых предложений в составе сложного?

Его душа сживалась с бурями и тревогами и выброшенный на берег он скучает и томится (Лермонтов).

1) 2; 2) 3.

На утренней заре пастух не гонит уж коров из хлева, и в час полуденный в кружок их не зовет его рожок (Пушкин).

    их не зовёт;

    не зовёт его;

    не зовёт рожок.

1) Все та же туманная дымка теперь еще гуще окутывала по ля, и все так же странно и непонятно глядела природ (Вересаев).

2) Яркая радуга перекинулась через небо, и обрывки туч торо­пливо уплывают в эту роскошную арку (Солоухин).

3) Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег пер­ вый мороз (Пришвин).

13. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:

Так навеки и осталась церковь ( I ) с завязнувшими в дверях, окнах чудовищами (2) обросла лесом (3) корнями (4) бурьяном (5) диким терновником (6) и никто не найдет теперь к ней дороги (Гоэль).

1) 1,2,3,4,5,6;

2)2,3,4,5,6;

3)2,3,4,5.

    И облегченья не находит она подавленным слезам и сердце рвется пополам (Пушкин).

    Разве только иногда глухо ухнет филин да неслышно про­ летит подслеповатая сова (Абрамов).

    Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь (Пришвин).

    Проехали семь верст и вдали показался невысокий дом и двор (Чехов).

Сложносочинённые предложения

Вариант 2

1. В каком ряду перечислены разделительные союзы?

    то...то, зато;

    или, либо;

    да, также;

    однако, но.

2. Укажите, какой союз использован в сложносочиненном предложении:

Либо ткать, либо прясть, либо песенки петь.

    противительный;

    соединительный;

3) разделительный.

3. Укажите сложносочинённое предложение:

1) Вот присел я у забора и стал прислушиваться (Арсеньев).

2) Оба слишком оживленно и естественно слушали и говорили, и это-то не понравилось Анне (Сергеев-Ценский).

3) Она была молода и умна и считала нужным брать от жизни пес лучшее (Тургенев).

4) Андрейка вытащил и с трудом поднял вверх обеими руками большую рыбу (Крутилин).

4. Укажите сложноподчинённое предложение:

    Только иволги кричат, да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы (Паустовский).

    Там кучер ждет с лошадью, однако на санях не проехать.

    Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит арома­том.

    Осенью на берегу моря днем настолько тепло, что смело можно идти в одних рубашках (Крутилин).

5. Укажите сложносочинённое предложение, в котором есть общий второстепенный член:

    Вековые темные деревья сомкнулись над головами бойцов и солнце не могло пробиться сквозь листву (Симонов).

    У Челкаша вздрагивали усы и в глазах разгорался огонек.

    Проехали семь верст и вдали показался невысокий дом и двор.

    Дверь захлопнулась и послышался стук удаляющихся ша­гов.

6. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:

Светало (1) и свет (2) еще не погашенных (3) фонарей был не нужен (Каверин).

1)1,2,3; 2)1; 3)1,3; 4) 2, 3.

7. Укажите, в каком предложении верно расставлены знаки пре­пинания:

    Откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук, похо­жий на чей-то голос (Сергеев-Ценский).

    Побелел восход, и озарил вершины гор, и стал синеть безмолвный бор (Григорьев).

8. Укажите сложносочинённое предложение с противительным союзом:

    Она схватила меня за руку, и мы поехали на другую сторо­ну катка, к детской площадке (Каверин).

    Маслята либо маринуют, либо сушат (Солоухин).

    Мысль о неразрывных узах довольно часто мелькала в их уме, но никогда они о том друг с другом не говорили (Пушкин).

Утром на другой день у него болела голова гудело в ушах и во всем теле чувст­ вовалось недомогание (Чехов).

1) 2; 2) 3.

10. Какое сочетание слов является одной из грамматических основ в предложении?

Отдохнув и напившись чаю, мы ровно в полдень опять уселись в лодку, и она понесла нас по длинному прямому плесу (Короленко).

    отдохнув и напившись, мы;

    понесла нас;

    она понесла.

11. В каком предложении верно выделены грамматические основы?

    Каждый день дул страшный ветер, а за ночь на снегу обра­ зовался твердый, льдистый слой наста (Пришвин).

    Вдали по-прежнему машет крыльями мельница, и все еще
    она похожа на маленького человечка, размахивающего ру­ками (Чехов).

    К счастью, Печорин был погружен в задумчивость, глядя на синие зубцы Кавказа, и, кажется, вовсе не торопился в до­рогу (Лермонтов).

12. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в пред­ложении:

Мне в первый раз пришлось путешествовать по льду (1) и (2) признаюсь (3) нелегко одолевал я встречавшиеся препятствия (4) сулившие на каждом шагу ледяную ванну (Соколов-Микитов).

1)1,2,3,4; 2)1,4; 3)4.

13. В каком предложении не нужны знаки препинания?

    Было уже часов десять вечера и над садом светила полная луна (Чехов).

    Мутное солнце неслось по вершинам белых деревьев и ни на шаг не отставало от машины (Паустовский).

    В гостиной симметрично стояла мебель висели портреты и на полу расстилались домашние ковры (Л, Толстой).

    Чугунная решетка на каменном мосту и тень ее так четко пробита на свету (Озеров).

14. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

    Солнце уже закатилось, и приятная свежесть разливалась в воздухе (Станюкович).

    На небе были звезды, и светился изредка застилаемый ды­мом месяц (Л. Толстой).

Сложносочинённые предложения

Вариант 3

1. В каком ряду перечислены противительные союзы?

    да, также, и;

    зато, однако, но;

    либо, но, и;

    тоже, или, да.

2. Укажите, какой союз соединяет части сложносочинённого предложения:

Странный старичок заговорил очень протяжно, да звук его голоса также изумил меня (Сергеев-Ценский).

    соединительный;

    противительный;

    разделительный.

3. Укажите синтаксическую характеристику предложения:

Методично звенели вершины сосен и едва слышно перешёптывались осин ки (Сергеев-Ценский).

    сложносочинённое предложение с союзом и;

    простое предложение с однородными членами.

4. Укажите сложносочинённое предложение, в котором нет об­щего второстепенного члена:

    За всю зиму ни разу не потеплело и не закапала с тесовых крыш суетливая талая вода.

    Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.

    Надо мною широкое голубое небо и носятся большие белые птицы.

    Мой товарищ задумался и некоторое время мы ехали молчании.

5. Укажите предложение, в котором только одна запятая:

    Он спал с незанавешенными окнами и сад и луна всю ночь смотрели в них.

    Мы выбрали место для ночёвки под большими лохматыми елями и стали разбивать палатку.

3) Соловей рассыпаясь ликующей трелью пел свою весеннюю песню.

4) Один за другим к костру медленно угасающему в ночи под­ходили кони и глядели на нас умными глазами.

6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

    Льды быстро сгустились, и судну приходилось идти тихим ходом.

    Все было тихо, только вдали от дороги шумели листья, и слышался треск сучьев.

    На некоторое время всё опять поблекло и потемнело.

4)Хозяин отличался радушием и гостеприимством, и его до­машняя гостиница в сезоны охоты была всегда полна.

7. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Туман рассеялся и очертания предметов стали чётче.

    и запятая не нужна;

    сложное предложение, перед союзом и запятая нужна;

    сложное предложение, перед союзом и запятая не нужна;

    простое предложение с однородными членами, перед сою­зом и запятая нужна.

8. Укажите сложносочинённое предложение с разделительным союзом:

    То хлопнуло где-то, то раздался вдруг вой, то словно кто-то прошел по коридору (С. Щедрин).

    Потом все стихло, и только морская даль все так же моно­тонно, негромко шумела (Паустовский).

    Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит (Пушкин).

9. Сколько простых предложений в составе сложного?

Это были люди искусства и таланта а у меня не было никакого таланта и я конечно совершенно напрасно расстроилась и напрасно думала об этом (Каверин).

1) 2; 2) 3.

10. Сколько грамматических основ в предложении?

Пламя рдеет пламя пышет искры брызжут и летят а на них прохладой дышит из-за речки темный сад (Тютчев).

1) 2; 2)3; 3) 4.

11. Какое сочетание слов является одной из грамматических основ в предложении?

Цыганок на минуту остановился и, подскочив, п ошел вприсядку кругом бабушки, а она плыла по полу бесшумно, как по воздуху, разводя руками, подняв брови, глядя куда-то вдаль темн ыми глазами (Горький).

    Цыганок остановился и подскочив;

    Она плыла, разводя, подняв, глядя;

    Цыганок остановился и пошел.

12. В каком предложении верно выделены грамматические основы?

1) Было темно, но я все-таки видел и деревья, и воду, и людей.

    Кругом все темнеет и темнеет, и уже ночью въезжаем в
    знакомое село (Бунин).

    То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, круп­ный дождь.

13. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в пред­ложении:

Для разнообразия мелькнет в бурьяне белый булыжник (1)или вырастет на мгновение серая каменная баба (2) или перебежит дорогу суслик (3) и опять бегут мимо глаз бурьян (4) холмы (5) грачи (Чехов).

1) 1,2,3,4,5;

2) 2,3,4,5;

3) 1,2,4,5.

14. В каком предложении не нужны знаки препинания?

    Мой товарищ задумался и некоторое время мы ехали в молчании (Короленко).

    Изредка хрустнет ветка под ногой или перелетит пестрый дятел (Мамин-Сибиряк).

Ответы

Задание

Тест по теме «ССП»

9 класс

Вариант 1.

    Укажите неверное утверждение.

    Сложносочиненное предложение – это такое сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами.

    Простые предложения, входящие в ССП, отделяются друг от друга запятой, которая ставится перед сочинительным союзам.

    Сложносочиненные предложения бывают четырех видов.

    Найдите «четвертое лишнее».

    С востока надвигались темные дождевые тучи, и оттуда потягивало влагой.

    В глубоком молчании белеют холмы и курганы, да узким полотном белеет дорога.

    Не то это было раннее утро, не то наступал вечер.

    Какое из предложений является сложносочиненным.

    То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, крупный дождь.

    И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие.

    Князь Андрей с улыбкой посматривал то на Пьера, то на виконта, то на хозяйку.

    Молча и неподвижно сидя у стены на соломе, Пьер то открывал, то закрывал глаза.

    Укажите предложение, соответствующее схеме , но .

    Он неумный, но добрый, и поэтому все его любят.

    Мы подошли к берегу, но не увидели ни лодки, ни лодочника.

    Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.

    Они весело болтали и пытались меня вовлечь в разговор, но я молчал.

Месяц светил в окно, и луч его играл по земляному полу хаты.

Одновременность действий.

    Последовательность.

    Чередование.

    Противопоставление.

    Найдите предложение с общим второстепенным членом.

    В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шкуры.

    Я передал ему ваше поручение, и он исполнил его с большим удовольствием.

    Через несколько минут из парадных дверей поспешно вышел офицер приказал что-то и драгуны вытянулись.

Утром на другой день у него болела голова гудело в ушах и во всем теле чувст­вовалось недомогание (Чехов).

    Отдохнув и напившись чаю, мы ровно в полдень опять уселись в лодку, и она понесла нас по длинному прямому плесу (Короленко).

    отдохнув и напившись, мы;

    понесла нас;

    она понесла.

    Каждый день дул страшный ветер, а за ночь на снегу обра­зовался твердый, льдистый слой наста (Пришвин).

    Вдали по-прежнему машет крыльями мельница, и все еще
    она похожа на маленького человечка, размахивающего ру­ками (Чехов).

    К счастью, Печорин был погружен в задумчивость, глядя на синие зубцы Кавказа, и, кажется, вовсе не торопился в до­рогу (Лермонтов).

    В каком предложении между частями ССП запятая не ставится?

    В это время подъехала к крыльцу карета и бричка _ и из кареты вышел князь Андрей, высадил свою маленькую жену и пропустил её вперёд. (Л.Т.)

    На воде, гладкой, как зеркало, изредка ходили круги _ да вздрагивали речные лилии... (А.Ч.)

    В каких случаях союз И соединяет части ССП?

    Слабо гудела телеграфная проволока, и на ней кое-где отдыхали ястреба. (А.Ч.)

    По небу полуночи ангел летел, и тихую песню он пел. (М.Л.)

    В этой напрасной борьбе истощил я жар души и постоянство воли, необходимое для действительной жизни. (М.Л.)

    Хорошенький овал лица её круглился, как свеженькое яичко, и, подобно ему, белел какою-то прозрачною белизною. (Н.Г.)

    Найдите предложение с однородными членами, связанными союзом и:

    Я передал ему ваше поручение, и он исполнил его большим удовольствием (Симонов).

    Солнце село, и тусклые тучи висели над темной степью (Чехов).

    Разговор показался ему интересен, и он остановился, ожи­дая случая высказать свои мысли (Горький).

    Через полчаса мы сидели дома, пили чай и рассказывали свои приключения товарищам (Каверин).

  1. Тест по теме «ССП»

    9 класс

    Вариант 2.

    Он усмехнулся, однако чело и взор омрачились думой.

    Снег такой, что не сыщешь друг друга (Катаев).

    Я проснулся оттого, что хотелось пить (Платонов).

    Когда мы освободились, то сгоряча я ничего не почувствовал.

    Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье темном.

    Забурлила под кормой вода и матрос ловко поймал бро­шенный ему с борта канат (Катаев).

    Опять не убраны хлеба и не покошены покосы (Григорьев).

    И облегченья не находит она подавленным слезам и сердце рвется пополам (Ахматова).

    Она была молода (1) и умна (2) и считала нужным брать от жизни всё лучшее (3) что та ей преподнесет (Тургенев).

    Какое значение вносит союз в сложносочиненное предложение.

    Ветер утих, и на землю посыпался сеянец-дождь.

    Противопоставление.

    Одновременность действий

    Последовательность.

    Чередование.

    Укажите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:

    Отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги (Пушкин).

    Либо я все устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову. (Чехов).

    Дочь училась дома и росла хорошо, мальчик тоже учился недурно.

    Сколько простых предложений в составе сложного?

    Его душа сживалась с бурями и тревогами и выброшенный на берег он скучает и томится (Лермонтов).

    Какое сочетание слов является одной из грамматических основ в предложении?

    На утренней заре пастух не гонит уж коров из хлева, и в час полуденный в кружок их не зовет его рожок (Пушкин).

    их не зовёт;

    не зовёт его;

    не зовёт рожок.

    В каком предложении верно выделены грамматические основы?

    Все та же туманная дымка теперь еще гуще окутывала по ля, и все так же странно и непонятно глядела природ (Вересаев).

    Яркая радуга перекинулась через небо, и обрывки туч торо­пливо уплывают в эту роскошную арку (Солоухин).

    Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег пер­вый мороз (Пришвин).

    В каком предложении не нужны знаки препинания?

    И облегченья не находит она подавленным слезам и сердце рвется пополам (Пушкин).

    Разве только иногда глухо ухнет филин да неслышно про­ летит подслеповатая сова (Абрамов).

    Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь (Пришвин).

    Проехали семь верст и вдали показался невысокий дом и двор (Чехов).

    Укажите сложносочинённое предложение:

    Вот присел я у забора и стал прислушиваться (Арсеньев).

    Оба слишком оживленно и естественно слушали и говорили, и это-то не понравилось Анне (Сергеев-Ценский).

    Она была молода и умна и считала нужным брать от жизни пес лучшее (Тургенев).

    Андрейка вытащил и с трудом поднял вверх обеими руками большую рыбу (Крутилин).

    Укажите сложносочинённое предложение, в котором есть общий второстепенный член:

    Вековые темные деревья сомкнулись над головами бойцов и солнце не могло пробиться сквозь листву (Симонов).

    У Челкаша вздрагивали усы и в глазах разгорался огонек.

    Проехали семь верст и вдали показался невысокий дом и двор.

    Дверь захлопнулась и послышался стук удаляющихся ша­гов.

    Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:

    Светало (1) и свет (2) еще не погашенных (3) фонарей был не нужен (Каверин).

3 Контрольная работа по теме « Сложносочинённые
предложения»

Учебная цель: проверить уровень сформированности учащихся по изучаемой
теме.

Ученик должен: 1.Отличать сложносочинённые предложения
от других видов сложных предложений.
2.Уметь по схемам определять виды сложносочинённых
предложений по значению и союзам.
3.Уметь правильно расставлять знаки препинания.

Тип урока: урок контроля и коррекции знаний и умений

Форма деятельности: фронтальная проверка

Количество часов: 1

Формы и виды контроля: итоговый урок

Формы и виды взаимодействия учителя и ученика: контроль учителя

Задания для контрольной работы

Первый вариант

Сокращение ССП- сложносочинённое предложение

1.Из каких частей состоит сложносочинённое предложение:

а) зависимых;
б) равноправных;
в) и зависимых, и равноправных?

2.Сложносочинённым является предложение:

а) Всё село погрузилось в тишину, и лишь иногда эта тишина прерывалась негромким лаем собак.
б) Мы очутились у водопада, откуда открывался необыкновенный вид.
в) Особенно любили мы этот парк и тенистые аллеи.
г) Свежий воздух, который ворвался в комнату, задул свечу.

3.Между частями ССП не нужно ставить запятую в ряду(знаки препинания пропущены):

а) На скамейку кто-нибудь присаживался и начинался неторопливый разговор.
б) Недавно прошёл первый снег и земля стала белой.
в) Мы взяли по корзинке и все пошли собирать грибы.
г) Слушайте тишину и тогда осень лесная покажет вам все богатства.

4.Правильно знаки препинания расставлены в предложении:

а) Его сдавили ещё больше - и кто-то рванул дверь.
б) Его сдавили ещё больше; и кто-то рванул дверь.
в) Его сдавили ещё больше, и кто-то рванул дверь.
г) Его сдавили ещё больше и кто-то рванул дверь.

5.Укажите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:

а) Одни дятлы продолжали свою работу, да где-то свистнул рябчик и боязливо замолчал.
б) Это был то ли туман, то ли дым.
в) Пехотные полки выбегали из леса, а роты уходили в разбивку.
г) Наступила ночь, вышел месяц.

6.Какой тип отношений в следующем предложении: То взлетают на насыпь сосны, то внезапно сбегают в ров:



в) противительные отношения;
г) разделительные отношения.

7 Укажите верное утверждение:




г) в ССП с соединительными союзами одно явление противопоставляется другому

8.Схеме [ =-],но [= -] соответствует предложение:

а) Кто-то любит демонстрировать своё преимущество, но большинство этого не любит;
б) Не выражаешь чувства ты, но ждать готов я долго;
в) Как мелкие битые стеклянки, в небе звезды мерцали, но за деревней уже обозначилась лиловая заря.
г) Месяца не было, но небо вызвездилось.

9.Правильная схема предложения Снова лес и поля мне открылись, как в детстве, и запутался я в этом милом наследстве такова:

А) [и - = ],и [=- и -];
б) [= и ],и [=и= ];
в) [-и -=],и [= - ];
г) [ =-и- ],и [- = ].

10. Какой тип отношений в следующем предложении На вершинах берез листа уже не было, и голые прутья исполосовали огрызок луны, висевший теперь над самым кладбище:

а) отношения с оттенком одновременности;
б) соединительные отношения с оттенком следования (разновременности);
в) противительные отношения;
г) разделительные отношения.

11. Какой тип отношений в следующем предложении Потянул теплый, смешанный с болотными цветами ветер, и издалека долетел протяжный звериный крик и стих:

а) отношения с оттенком одновременности;
б) соединительные отношения с оттенком следования (разновременности);
в) противительные отношения;
г) разделительные отношения.

12
·.Части какого предложения связаны соединительным союзом:

а) Ветер срывал листья с деревьев, а дорожки сада усыпал разноцветным ковром.
б) Вряд ли он примет это предложение, зато жена его будет польщена.
в) День угасал, и стала быстро надвигаться вечерняя темнота.
г) Я угадаю шаг глухой в неверной мгле ночного дыма, но, как всегда, передо мной пройдёт неведомое мимо.

Алгоритм ответов: 1.б 2. а 3. б 4. а.5. а 6. г 7. в 8. б 9. г 10. б 11. а 12.в

Второй вариант

1.Сложносочинённым является предложение:

а) Он повсюду искал её встречи, и встреча с нею казалась ему каждый раз неожиданной милостью бога.
б) Новое обстоятельство ещё более и более запутало её положение.
в) Ибрагим видел, как силы душевные и телесные постепенно в ней исчезали.
г) Полина появлялась везде; она окружена была поклонниками.

2.В ССП ставятся следующие знаки препинания:

а) запятая, точка с запятой, тире;
б) точка с запятой, запятая, тире;
в) запятая, точка с запятой;
г) запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.

3.Укажите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:

а) Урожай был прекрасный, и стояли жаркие росистые дни с короткими ночами.
б) Мой старый пес стоит, насторожась, а снег уже блистает перламутром.
в) То птица из-под ног у них выпорхнет, то краснобокая лисица в кусты нырнёт.
г) Не мог я дорогу найти, но в училище был небывалом.

4. Между частями ССП не нужно ставить запятую в ряду(знаки препинания пропущены):

а) За нами мельница видна и берег посинел зелёный.
б) Ещё я никого не обидел и меня не обидел никто.
в) Несут хозяйки булки сайки но песня за душу берёт.
г) Уже поздно а спать не хочется.

5. Правильно знаки препинания расставлены в предложении:

а) Наступил вечер полный тайн, и лес при свете молодых зарниц стоит, чувствуя беспокойство.
б) Наступил вечер, полный тайн, и лес при свете молодых зарниц стоит,чувствуя беспокойство
в) Наступил вечер, полный тайн и лес при свете молодых зарниц стоит, чувствуя беспокойство
г) Наступил вечер, полный тайн, и лес при свете молодых зарниц стоит чувствуя беспокойство

6. Укажите неверные утверждения:

а) союзы: и, зато, или являются соединительными;
б) если в ССП с одиночным соединительным или разделительным союзом имеется общий второстепенный член, то запятая между ними не ставится.
в) ССП – это сложные предложения, части которых связаны сочинительными союзами;
г) в ССП с соединительными союзами одно явление противопоставляется другом

7. Схеме[- =], и[- =]соответствует предложение:

а) Волны еще бушевали, и черный корабль лежал на боку тяжкой громадой, вероятно навеки закончив свои странствия
б) В долине персики цветут, и в горах снова идёт снег.
в) Вдруг запели птички и лист зашелестел.
г) Подул сильный ветер, и хрупкая берёзка согнулась.
8.Правильная схема предложения В занавесках колеблется тишь, но идёт, нарастая, шум ветра следующая:

а) [-=],но[=-];
б) [=-],но [=-];
в) [=],но[-=];
г) [-=],но[-=].

9.Части ССП Со станции из-за деревьев должны доноситься гудки, и чья-то настольная книга должна трепетать на земле связаны:

а) сочинительным союзом;
б) разделительным союзом;
в) противительным союзом.

10.Части ССП Был робок увяданья запах, но шумным ворохом листвы я оказался так внезапно осыпан с ног до головы связаны:

а) сочинительным союзом;
б) разделительным союзом;
в) противительным союзом.

11. Какой тип отношений в следующем предложении Она души не приняла, а я старался, так старался.

а) отношения с оттенком одновременности;
б) соединительные отношения с оттенком следования (разновременности);
в) противительные отношения;
г) разделительные отношения.

12.Части какого предложения связаны противительным союзом:

А) Вспоминается первый ледок, вспоминается также вечер без звёзд
б) Два семинара в понедельник, а он забыл о них, бездельник
в) Иль свирель тишину опечалит, иль серебряный гонг заревёт.
г) И любовь умерла, и открылась дремота.

Алгоритм ответов: 1. а 2. а 3. а 4. а 5. б 6. а, б, г 7. а 8. б 9. а 10. в 11. в 12. б

 


Читайте:


Новое

Как востановить менструальный цикл после родов:

Артос — хлеб на Пасху у православных христиан

Артос — хлеб на Пасху у православных христиан

Подражая Апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что...

Пуленк глория история создания

Пуленк глория история создания

Пуленк был в основном самоучкой, хотя в студенческие годы вместо того, чтобы исполнять строгие предписания родителей в отношении его образования,...

Сроки уплаты налогов по закону

Сроки уплаты налогов по закону

Такая операция не принимается налоговиками.Они будут искать имущество ООО и изымать его по ст. 47 НК РФ.В случае, предусмотренном пунктом 7 статьи...

Что будет, если платить налоги и взносы не вовремя

Что будет, если платить налоги и взносы не вовремя

Размер пеней Налоговая сама считает пени, поэтому вы можете не тратить своё время на расчёты. Но всё равно полезно знать, почему от вас требуют...

feed-image RSS