Выбор редакции:

Реклама

Главная - Куры
Проектная деятельность обучающихся по русскому языку и литературе проект по русскому языку на тему. Групповой проект по русскому языку. Тема: "Создание справочника по русскому языку «Простое предложение Как делать проект по русскому языку

Головань Кистина

Проект "В защиту моего родного русского языка" представляет собой систему воспитательных мероприятий, направленных на формирование речевой культуры.
Данный проект ставит целью повысить общую языковую культуру школьников, пюбудить их к бережному, обдуманному владению собственным словом (речью).

Скачать:

Предварительный просмотр:

Заявка на участие в Конкурсе

Муниципальное образование Новопокровский район

Название номинации «Мой государственный язык»

Название проекта «В защиту моего родного русского языка»

Название образовательного учреждения Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 муниципального образования Новопокровский район

Контактные данные:

Индекс 353033

Краснодарский край

город (район поселок и т.д.) Новопокровский район, пос. Малокубанский

улица Северная

№ дома 14

номер квартиры

телефон домашний с кодом 8 861 49 30 790

телефон сотовый 8 928 4287768

____________ ___________________

«Моя страна – моя Россия»

Региональный этап

Название номинации конкурса

«Мой государственный язык»

Название проекта

«В защиту моего родного языка»

Проект подготовлен: Головань Кристина Михайловна, ученица 9 класса

Название общеобразовательного учреждения МБОУ СОШ № 7

Наименование муниципального образования Новопокровский район

Краснодарского края

Контактные данные:

адрес 353033 Краснодарский край, Новопокровский район, пос. Малокубанский, ул. Северная, д.14

телефон 8 861 49 30 790

сотовый телефон 8 928 4287768

2016 год

Информационная карта проекта

Название номинации

«Мой государственный язык»

Название проекта

«В защиту моего русского языка»

Субъект Р.Ф, муниципальное образование

Краснодарский край, Новопокровский район

Головань Кристина Михайловна, ученица 9 класса МБОУ СОШ № 7 поселка Малокубанского муниципального образования Новопокровский район

Контактные данные (почтовый адрес, мобильный телефон, e-mail)

353033 Краснодарский край, Новопокровский район, пос. Малокубанский, ул. Северная, д.14

8 928 4287768

Ф.И.О. научного руководителя (степень должность, контактные данные (адрес, телефон (с указанием кода), e-mail.

Кухтинова Людмила Петровна, учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 7

пос. Малокубанского

353033 Краснодарский край, Новопокровский район, пос. Советский, ул. Мира, д.25, кв.1

8-929-8271152

8-861-49-30-719


Подписи к слайдам:

Экология слова Классный час

«… ДНК реагирует на нашу речь. …Воздействие брани равносильно радиационному облучению в 10–40 тысяч рентген: рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы». Из исследований Института квантовой генетики

Каждая мелодия, мотив или симфония настраивают на свою волну. Звуки вообще очень воздействуют на нервную систему и на психику человека. Каждое слово, фраза, ряд фраз несут в себе звуковые энергии такого воздействия.

О ритме речи никто не думает, а ведь в этом ритме скрыта сила влияния речи на человека. Некоторые Наши слова и выражения заключают в себе особую силу.

Люди, сознательно скупые на слова, знают ценность каждого звука. Мало того, что произнесенное слово производит взрыв в пространстве, оно в то же самое время поглощает энергию говорящего. Конечно, пустые слова, не подкрепленные мыслью и лишенные сердечной энергии, заряда огненной силы в себе не несут, но даже и они обессиливают пустослова.

“ Сквернословие есть яд, умерщвляющий душу”. Святитель Тихон Задонский.

Многие современные учёные считают, что от слов, символов и мифов зависит не только судьбы отдельных людей, но и судьба всего народа. Неслучайно кирилловская азбука была дарована русскому народу вместе с православием и книжностью, и до сих пор Русь владеет ценнейшим сокровищем – церковно-славянским языком.

Это особый язык, обладающий преимуществом над другими языками планеты, имеющими азбуку: на нём не написано ни одной вредной, бесполезной книги, все они направлены на очищение нравственности людей.

Сквернословие не только российская проблема. Например, в США по требованию Федеральной комиссии по связи во всех телевизорах, выпущенных после 01.01.00 г., должна быть реализована специальная технология V-чипов. Она позволяет осуществлять определённый контроль за тем, что смотрят дети, не допускать просмотра фильмов и программ, для них не предназначенных. (Технология основана на оценочных системах, разработанных в т.ч. и американской киноассоциацией).

Новая технология, созданная в Канаде, блокирует сквернословие, звучащее с экранов телевизоров на платных каналах. Здесь слова и выражения, вошедшие в специальный список (он включает 400 позиций), при просмотре автоматически закрываются в титрах и заглушаются.

Икона Божьей Матери “Семистрельная” На иконе изображена Богородица, пронзенная стрелами. Стрелы эти – бранные, матерные слова. Одно из смысловых значений иконы – Богородица отступает от грешников -сквернословов и не предстательствует, не заступничает о них перед Богом.

Фрагменты из книги «Письма о добром и прекрасном» Академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, изданной в 1989 году

КАК ГОВОРИТЬ? Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

Есть разного рода неряшливости в языке человека. Если человек родился и живет вдали от города и говорит на своем диалекте, в этом никакой неряшливости нет. Не знаю, как другим, но мне эти местные диалекты, если они строго выдержаны, нравятся. Нравится их напевность, нравятся местные слова, местные выражения. Диалекты часто бывают неиссякаемым источником обогащения русского литературного языка.

Как-то в беседе со мной писатель Федор Александрович Абрамов сказал: С русского Севера вывозили гранит для строительства Петербурга и вывозили слово - слово в каменных блоках былин, причитаний, лирических песен... «Исправить» язык былин - перевести его на нормы русского литературного языка - это попросту испортить былины.

Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, - распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе.

Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся.

Это происходит полусознательно. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. Но та же самая подоплека лежит в основе любых грубых, циничных, бесшабашно иронических выражений по отношению к тем явлениям повседневной жизни, которые чем-либо травмируют говорящего.

Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся. В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость.

«Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучают, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них.

По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо. Наш язык - это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни.

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно - это надо, надо.

Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

Экология слова - есть сохранение родного языка, его словесного богатства, чистоты.

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

«Школа №169» Советского района г.Казани

Статья


«Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы»

Акберова Елена Юрьевна

учитель русского языка и литературы

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
Л. Н. Толстой

Над темой самообразования «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы» я работаю второй год, и уже есть результаты.

А что же такое проект? Есть много суждений на эту тему, и все же, «Проект» - (от лат. projectus - ), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) какого-либо документа. 3) Замысел, план.

Проектный метод впервые был сформулирован и подробно описан американским педагогом Уильямом Килпатриком в первой четверти XX века. Килпатрик был приверженцем философских концепций Джона Дьюи, который исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе – полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребёнку в решении его насущных жизненных проблем. Иными словами, школа – это не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребёнок живёт и учится жить в сложном окружающем мире, работать и общаться с другими людьми, и, в том числе, приобретать необходимые знания. Чтобы добиться этого, обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребёнка.

Проект – это буквально “нечто брошенное, пущенное вперед”. В последнее время это слово прочно вошло в нашу жизнь, и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода в решении задач. Важнейшим признаком метода проектов, отражающим его сущность, является самостоятельная деятельность обучающихся. Они выступают активными участниками процесса обучения, а не пассивными

Ход работы над проектом может быть определен в общем виде через следующие этапы:

Подготовка к работе над проектом:

Определение темы и целей проекта;

Формирование групп для работы над проектом;

Планирование этапов работы.

2. Работа над проектом в группах:

Планирование работы;

Исследование;

Оформление выводов и результатов.

3. Представление – защита проекта.

4. Оценка проекта (несколько уровней оценки):

Самооценка;

Оценка других групп;

Оценка учителя;

Оценка специально созданной группы экспертов.

5. Рефлексия – анализ меры своего участия в общем деле:

Что мы делали?

Как мы делали?

Каковы результаты?

Каков мой личный вклад в решение проблемы?

Типология проектов:

Исследовательские проекты.

Творческие проекты.

Ролевые, игровые проекты.

Информационные проекты.

Практико-ориентированные проекты

Основные требования к использованию проектной деятельности:

Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей поиска для ее решения.

Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение).

В основе деятельности должна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся.

Использование исследовательских методов.

Выполненная работа должна демонстрировать глубину знания автором (авторами) избранной области исследования.

Работа должна соответствовать установленным формальным критериям, должна демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора (авторов).

Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения

Проектная деятельность по русскому языку и литературе включает в себя актуальность избранной темы, обозначает задачи проекта, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.

Проекты по русскому языку и литературе распределяются и по продолжительности. Мини-проекты можно создать за один урок. Например, «Слово о писателях», «Мои любимые писатели», «Их именами названы улицы Казани», «Г. Тукай и его сказки», «Г.Тукай и А.С. Пушкин», «Сказка о прилагательном», «Язык sms сообщений и его влияние на молодежь»)? Знаменитые писатели в Казани». Краткосрочные проекты по русскому языку и литературе занимают от двух до четырех уроков. Например, «Уроки доброты. Почему учительница поступила именно так?»(по произведению В.Распутина).
Недельные проекты выполняются в группах. Работа идет под руководством учителя.

Годичные проекты по русскому языку могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Часто эта работа проводится в рамках ученических научных обществ. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время. Эффективными оказываются проекты, занимающие несколько уроков. В качестве домашних заданий к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываясь о проделанной работе в начале следующего урока. Последние 2 урока (спаренные в старших классах) используются для презентации подготовленных проектов. На уроках литературы в профильных классах учащиеся выполняют как персональные, так и групповые проекты.

Есть учебные проекты, направленные на интеграцию знаний учащихся по русскому языку и литературе. Например, «О чём говорят фамилии персонажей Н.В. Гоголя «в поэме «Мертвые души» или «Язык действующих лиц комедии», где «говорящие фамилии», речь персонажей отражают не только общественное положение, но и характер личности. Ученики рассматривают лексические обороты, синтаксические конструкции, раскрывающие смысл понятий. Не менее интересны наблюдения ребят по темам «Крылатые слова в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

Защита таких исследовательских работ в нашей школе проводится сначала на традиционных ежегодных школьных научно-практических конференциях, а победителей - на городских научно-практических конференциях

Технологическая карта проекта

Этап проектной деятельности

В ходе проектной деятельности я пришла к выводу, что важным источником повышения профессиональной подготовки учителя является обмен опытом. Представляя свои работы на школьном, муниципальном, республиканском уровне я в первую очередь знакомлюсь с опытом коллег по данному направлению и беру все рациональное в свою педагогическую копилку.

И еще, я убедилась у проектной технологии много сторонников и последователей,

потому что данная форма обучения многогранна, эффективна и перспективна. Организация проектной деятельности позволит нам словесникам сделать процесс обучения русскому языку и литературы ярким и запоминающим, поможет учащимся овладеть всеми ключевыми компетенциями , что позволит им не только успешно выдержать выпускные испытания, но и стать востребованными специалистами, занять достойное место в обществе.

Уроки – проекты:

«Словари русского языка»

Цели проекта:

    Учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, анализировать и обобщать факты.

    Учить работать в группах, обмениваться информацией, выражать свою точку зрения и обосновывать её, анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

    Создать условия для вовлечения каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс.

Задачи проекта:

    Расширить знания школьников о словарях, показать их многообразие и назначение каждого.

    Закрепить навыки практической работы со словарями.

    Развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело.

Формировать навыки исследовательской деятельности.

Урок – проект по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «Образ Емельяна Пугачева .Историческая правда и художественный вымысел».

ЦЕЛЬ: 1. Образовательные: способствовать формированию понятий

«историческая повесть», «художественный образ»; выявить

взаимосвязь образа Емельяна Пугачева с идеей произведения.

2. Развивающие - создать условия для развития у восьмиклассников

умения работать с различными источниками информаций;

формирование умения устанавливать причинно – следственные

связи в решении проблемных задач.

3. Воспитательная – помочь ученикам определиться в нравственных

ориентирах, способствовать пониманию учениками таких

«благородство»

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – проблемный, исследовательский.

ОСНОВОЙ ВОПРОС : Соответствует ли образ Пугачева в повести «Капитанская дочка» Пушкина реальной исторической личности?

ЦЕЛЬ: Узнать историческую правду и особенности художественного вымысла, установить причины изменения образа Емельяна Пугачева.

«Проект по русскому языку "Хлеб - имя существительное"»

Цели и задачи проекта:

Образовательная:

Создать учебные и игровые видеопособия для демонстрации на уроках литературы, русского языка и внеклассной деятельности.

Способствовать освоению новых форм поиска, обработки и анализа информации

Развивающая:

Развивать творческую активность учащихся;

Способствовать развитию навыка поисковой, аналитической, обобщающей деятельности;

Развивать умение работать в группе;

Воспитательная:

Воспитывать стремление учащихся расширять знания, совершенствовать интеллектуальный потенциал;

Приобщать учащихся к нравственным ценностям, воспитывать бережное отношение к хлебу, воспитывать любовь и уважение к труду хлебороба.

Воспитывать трудолюбие, настойчивость в достижении цели, направленные на получение конечного результата;

Показать, что во все времена хлеб был и остается основой жизни человека.

Урок – проект по литературе

«Времена года»

(заметки к календарю)

Цель урока : составить проект «Времена года» группами учащихся, опираясь на собранный к уроку материал.

Задачи:

1. Формирование умения работать в группах;

2. Формирование умения передавать словами, текстом живой мир

3. Формирование нравственного отношения к окружающему миру,

воспитание экологической ответственности, любви к природе.

Оборудование: иллюстрации и слайды с изображением пейзажа; материал, собранный учащимися (пословицы, поговорки, народные приметы, словарь диалектных слов, стихи, отрывки из художественных произведений с описанием природы).

Направленность урока: этно –экологическая.

Использованная литература:

1.Бухтиярова И.Н.Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. Школьные технологии. №2, 2001.

2.Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай технологического обучения// Директор школы, 1995. №6.

3.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1996.-

4.Дьяченко В.К.Сотрудничество в обучении: о коллективном способе ученических работ. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.

5.Ильин Г.Л. Теоретические основы проектного образования. – Казань, 1995

Большой энциклопедический словарь

Харик

Проект по русскому языку

МОЕЙ ШКОЛЫ

Выполнила ученица 11 класса

МБОУ ЦО «Альянс»

Полярж Мария Владимировна

Руководитель Марининская Надежда Анатольевна

Проект по русскому языку

Тема: ЛЕКСИКОН УЧАЩИХСЯ 8-11 КЛАССОВ

МОЕЙ ШКОЛЫ

Учебный предмет : русский язык.

Возраст участников : 13-17 лет.

Продолжительность: длительный (учебный год).

Цель: изучение лексикона учащихся 8-11 классов и определение пополнения словарного запаса школьников.

Чистота стиля зависит от основательного знания языка, от частого чтения хороших книг и от обхождения с людьми, которые говорят чисто. Его выработке способствует прилежное изучение правил,... выбирание из книг хороших речений,... старание о чистом выговоре при людях, которые красоту языка знают и наблюдают.

М. В. Ломоносов «Краткое руководство к красноречию» 1743 г.

Ход проекта

    Определить количественный состав групп общеупотребительной лексики в речи учащихся.

    Изучить специальные слова в речи учащихся.

    Изучить жаргонную лексику школьников.

    Изучить сленг школьников 8-11 классов.

    Определить пути повышения словарного запаса и культуры речи учащихся

Итоговый продукт.

Русский язык – национальный язык русского народа. Кроме того, он является государственным или официальным языком некоторых республик, входящих в Российскую Федерацию.

На русском языке говорят свыше 250 млн человек, в том числе в России – 143,7 млн, по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года, а также 88,8 млн в других государствах, ранее входивших в СССР.

Лексика – это словарный состав языка. Раздел науки о языке, который изучает лексику, называется лексикология. Язык как развивающееся явление требует постоянного изучения, поэтому нами была предпринята попытка изучения тематических групп слов учащихся 8-11 классов современной общеобразовательной школы.

Объект исследования – устная речь учащихся 8-11 классов.

Гипотеза: мы предполагаем, что в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы – часто употребляемая лексика молодёжи, а диалектизмы и специальная лексика встречается редко в речи современной молодёжи.

Методы и приемы: анализ научной и методической литературы, анкетирование, сбор лексики, математические расчеты.

    Диалектная лексика

К диалектной лексике относятся слова, распространение которых ограничено той или иной территорией. Они имеют фонетические, морфологические и синтаксические особенности, а также специфическую лексику.

Например, возьмем диалектную лексику, сочетающую в себе русский и украинский языки. Сложившиеся на Украине говоры настолько своеобразны по сравнению с простыми русскими диалектами, что скорее напоминают уникальный язык, способный обслуживать и русское, и украинское население и одинаково понятный ему. Каждый населенный пункт обладает своей частной диалектной системой.

Но и в речь учащихся диалектизмы также проникают благодаря общению со старшими. В официальной ситуации подросток стремится говорить на литературном языке, а среди «своих» переходит на диалект.

Пассивное владение диалектной лексикой не только количественно увеличивают словарь учащихся, но и качественно обогащает его: учащиеся, понимая значение диалектных слов, различных с точки зрения сферы употребления.

Мы провели анкетирование, и в результате было выявлено, что диалектная лексика встречается очень редко в лексиконе учащихся.

Мы попытались выделить несколько причин редкого употребления диалектов:

Одни утверждают, что диалектизмы чаще встречаются в речи людей пожилого возраста;

Другие считают, что в наши дни это не актуально;

Некоторые вообще не знают, что такое диалектизмы.

По правде говоря, жаль диалекты! С ними из языка уходит какой-то особый привкус и аромат. Впрочем, они навсегда остались, записанные в специальных словарях. И если кому-то интересно, он может открыть такой словарь и все подробно узнать про каждый из русских диалектов.

    Профессиональные слова в лексиконе учащихся

К специальной лексике ограниченного употребления относятся термины и профессионализмы.

Профессионализмы – слова и выражения, свойственные речи коллектива, объединенного какой-либо профессией.

Термин – это научное обозначения понятия, а профессионализм – полуофициальное слово, распространенное в разговорной речи людей определенной профессии.

В речи родителей, занимающихся и сегодня разными видами деятельности, есть названия разных предметов. Многие слова, уйдя из сферы общественного производства, продолжают активно использоваться в индивидуальном хозяйстве.

Из лексикона родителей подобные слова переходят в лексикон детей. В результате анкетирования были выявлены некоторые профессиональные слова, которые знают и употребляют учащиеся 8-11 классов.

Профессионализм

Значение

Дискуссия

Мировоззрение

Точка зрения

Медикаменты

Лекарства


В процессе развития я зыка значение многих слов может изменяться. Одни значения развиваются, другие утрачиваются. В связи с этим первоначальное значение может «забываться».

3. Русский молодежный сленг

Русский молодёжный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, который ограничен не только определёнными возрастными рамками, но и социальными, временными пространственными рамками. Он бытует в среде городской учащейся молодёжи и отдельных более или менее замкнутых референтных группах.

Он представляет собой только лексикон, который питается соками общенационального языка, живёт на его фонетической и грамматической почве.

Поток этой лексики не иссякает полностью, только временами мелеет, а в другие времена становится полноводным. Молодые люди создали свой «системный» сленг как языковой жест противостояния официальной идеологии, бытование которого ограничено не только возрастными рамками, но и социальными, временными, пространственными рамками.

На основе анкетирования была составлена небольшая таблица часто употребляемого сленга.

Молодёжный сленг

Значение

Привет, здравствуй

Зеньки, шары

Чувак, чел

Супер, класс, ништяк

Локаторы

В отличие от диалектной и специальной лексики, сленг употребляется чаще всего.

4. Жаргонная лексика

Жаргонная лексика , как и диалектная, характеризуется ограниченным употреблением. Она является социальным вариантом речи, называется жаргоном, и употребляется в определенных условиях общения.

Жаргонная лексика является принадлежностью социальной или иной группы людей, объединенной общностью интересов, занятий.

Жаргонным словам учащихся присуща яркая экспрессивно-стилистическая окраска, поэтому они легко могут переходить в разговорно-бытовую речь, в просторечие.

Источники образования жаргонной лексики различны и чаще всего она пополняется путём заимствования. Широко используются сокращения, усеченные, фонетически искаженные или полностью переосмысленные слова.

Так же на основе анкетирования была составлена небольшая таблица часто употребляемого жаргона.

Жаргонная лексика

Что означает

Башка, бубен

Домашняя работа

Дивидишка

Проигрыватель

Тот, кто младше

Мобильный телефон

Родители

Одни жаргонизмы быстро выходят из употребления, другие появляются.

Жаргонная лексика не должна быть достоянием речи культурных людей, но повседневная бытовая речь школьников насыщена жаргонизмами, и устранить из речи подростков практически невозможно. Нужно понимать, в какой сфере речевого общения допустимо их употребление.

5. Классификация словарного состава

Принципы классификации словарного состава:

По происхождению: исконно - русская, заимствованная

По степени употребления: пассивный, активный

Сфера употребления: общеупотребительная лексика противостоит ограниченной территориально.

Социологический опрос

    Нужен ли речевой этикет?

    Обижает ли Вас, что незнакомый человек обращается к вам на «ты»?

    Смущает ли вас то, что дикторы и члены Госдумы нарушают орфоэпические нормы?

    Допустима ли ненормативная лексика?

    Необходима ли цензура в периодических изданиях?

    Нужен ли закон о речевом этикете?

Результаты опроса:

1.Обучающиеся 8 классов

№ вопроса

Учащиеся 8-го класса считают, что речевой этикет нужен, ненормативная лексика недопустима, но в то же время большинство не обижает, если незнакомые к ним обращаются на «ты». Лишь половину из них смущает, если дикторы и члены Госдумы нарушают орфоэпические нормы.

2.Обучающиеся 9 классов

Все опрошенные считают, что нужен речевой этикет, но никого из них не обижает, когда к ним обращаются на «ты» незнакомые люди. Половина опрошенных считают, что ненормативная лексика допустима, при этом большинство согласны, что нужен закон о речевом этикете.

    Обучающиеся 10 класса

Учащиеся считают, что нужен речевой этикет, но их не обижает, когда незнакомый человек обращается к ним на «ты». Очень многие замечают нарушение орфоэпических норм. Треть учащихся считает, что ненормативная лексика допустима. И две трети считают, что закон о речевом этикете не нужен.

4. Обучающиеся 11 класса

Учащиеся читают, что нужен речевой этикет, в то же время лишь одного из них обижает, когда к ним незнакомые обращаются на «ты». Только половина замечает нарушение орфоэпических норм, зато все согласны, что ненормативная лексика недопустима.

Вывод из опроса

Опрос показал, что чем меньше уровень образованности, тем меньше человек задумывается о культуре общения, и у него меньше словарный запас.

Мы убедились, что нужно учить ребят речевому этикету и пополнению своего лексикона.

Пути исправления

Учащиеся обычно знают слов больше, чем фактически используют в своей речи. Они узнают новые слова из многих источников: в результате чтения, из речи учителя, от взрослых. Необходимо всемерно расширять, обогащать свой словарь. Предлагаем бережнее относиться к языку, помнить, что слово несет в себе положительную или отрицательную энергию.

Исследование необщеупотребительной лексики в речи учащихся доказывает наличие в лексиконе школьников сленга, диалектной, профессиональной,жаргонной лексики. Нужно учиться уместно использовать данную лексику в соответствии с ситуацией общения, знать о невозможности её применения в нормированной речи. Чтобы избавиться от отрицательного влияния необщеупотребительной лексики, надо хорошо знать нормы русского литературного языка – нормы произношения, ударения, словоизменение, правописания.

Заключение

    Речевой этикет является исторически изменчивым правилом общения. За последние годы наблюдается существенное изменение речевого этикета в худшую сторону.

    Речевой этикет – это зеркало, отражающее уровень внутренней культуры человека.

    Человек с высоким уровнем воспитанности, не нарушающий речевой этикет, является образцом для подражания. Окружающие его люди не позволяют себе нарушать нормы культуры общения в его присутствии.

    В молодёжной среде упрощение этикетных отношений становится настоящей эпидемией.

    Осваивать речевой этикет нужно с детства, в семье, в детском саду, да и в вузе, уже профессионально ориентируясь в соответствии с тем, какие речевые ситуации окажутся наиболее типичными в трудовой деятельности человека, а чтобы расширять словарный запас, нужно больше читать художественные произведения, изучать словари, справочники, писать сочинения, рефераты, пользоваться дополнительной литературой.

Использованная литература :

    Волина, В. В. Я познаю мир, русский язык / В. В. Волина. – М.: АСТ, 1998.

    Скворцов, Л. И. Жаргоны // Русский язык: Энциклопедия. – М., 1979.

    Соболева, О. Л. Справочник школьника. 5 – 11 классы. Русский язык / О. Л. Соболева. – М.: АСТ, 2003.

    Соколова, В. В. Культура речи и культура общения / В. В. Соколова. – М.: Просвещение, 1995.

    Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М.: Русский язык, 1994.

    Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе / А. В. Текучев. – М.: Просвещение, 1980.

    Савко, И. Э. Правильность речи: лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические нормы / И. Э. Савко. – Минск: «Харвест», 2008.

Преимущество метода проекта по сравнению с другими очевидно: каждый ученик вовлечен в активный творческий процесс получения новых знаний, самостоятельно выполняет тот вид работы, который выбран им самим, участвует в совместном труде, в процессе общения, коммуникации ; повышает мотивацию к изучению предмета, приобретает исследовательские навыки. У проектантов формируются различные компетенции, под которыми, по мнению современного ученого-дидакта И.С. Сергеева, в современной педагогике понимаются «комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

В преподавании русского языка на современном этапе не случайно отмечается обостренный интерес к методу проекта , ибо он способствует формированию различных компетенций, среди которых важное место принадлежит коммуникативной .

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

    самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

    учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения для решения познавательных и практических задач;

    приобретают коммуникативные знания для решения познавательных и практических задач;

    развивают у себя исследовательские умения: умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения, развивают системное мышление.

Принципы организации проектной деятельности:

    Проект должен быть посильным для выполнения;

    Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);

    Вести подготовку учащихся к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности);

    Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов - обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений - рефлексия.

Так, мотивом для работы над проектом «Синтаксис простого предложения» послужили проблемы с усвоением материала. Решено было это выяснить. По желанию участников проекта были сформированы группы(пары), каждая из которых получила задание: собрать информацию.

Это практико-ориентированный проект, цель проекта - решение практических задач.

Проектным продуктом могут стать учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации и т.п. Такой продукт имеет реальные потребительские свойства. В данном проекте продукт-это справочник в электронном виде и печатном. Их применение позволяет повысить не только интерес к предмету, но и успеваемость по данной дисциплине. Большинство учащихся воспринимают лучше информацию зрительно, тем более, если она качественно оформлена. Проект позволяет заинтересовать учащихся данной темой, т. к. представляет собой нестандартную, новую форму работы для них: создание собственного проекта в виде публикации, посвященного одному из разделов синтаксиса

Данный проект - групповой (между группами участников), группы разновозрастные(5, 6 и 8 класс)

Общая тема проекта «Синтаксис простого предложения». Продумывался вариант объединения выделенных подтем в единый проект для разновозрастной группы. Каждый участник проекта выбирает подтему для будущего исследования. Таким образом формируются группы, работающие по одной подтеме.. Задача учителя на данном этапе – проследить, чтобы в каждой создающейся группе работали учащиеся с различным уровнем знаний, творческим потенциалом, различными склонностями и интересами.

Вид деятельности

Продукт

(коллективный, групповой)

Вид презентации

Направление: работа с предложением


Краткая аннотация проекта

«Слово - одежда всех фактов, всех мыслей» Максим Горький

Без языка невозможны жизнь человека, людей, общества, развитие науки, техники, искусства. Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться - учиться упорно и терпеливо. Изучение русского языка поможет вам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мыслей. Курс современного русского языка состоит из следующих разделов: лексики и фразеологии, фонетики и фонологии, орфоэпии, графики и орфографии, словообразования, грамматики (морфологии и синтаксиса).

Данный проект предназначен для расширения и углубления знаний учащихся по русскому языку. Главной целью проекта является формирование знаний о построении простого предложения. Проект по русскому языку по теме «Простое предложение». В нём охватывается изучение теоретических сведений и практическая работа, что позволяет учащимся более глубоко усвоить данную тему. Цель – вызвать интерес к изучению синтаксиса простого предложения. Проект способствует развитию творческих способностей учащихся через самостоятельную исследовательскую деятельность.

Результаты будут оформлены в виде публикации. Также при реализации проекта предполагается обогащение словарного запаса учащихся и расширение их кругозора. Проект позволяет заинтересовать учащихся данной темой, т. к. представляет собой нестандартную, новую форму работы для них: создание собственного проекта в виде справочника, посвященного одному из разделов синтаксиса. В процессе работы у учеников будут сформированы:

1. Знания по теме "Простое предложение".

2. Умения и навыки самостоятельной работы с учебной и художественной литературой.

3. Умения и навыки поиска и отбора в учебной и художественной литературе необходимой информации и примеров.

4. Умения и навыки сравнивать, анализировать синтаксические единицы друг с другом.

Работа по проекту прошла успешно, т.к. в ней приняли участие все ученики класса. Каждый получил не только прочные фактические знания по учебной теме, но и был вовлечён в познавательную, творческую деятельность, приобрёл дополнительные сведения путём самостоятельной работы. Дети на практике убедились, что русский язык – это интересный и увлекательный предмет, а любая, на первый взгляд, «скучная» работа может радовать и результатом и самим процессом, если делать всё сообща.


«журнал проекта»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей №10 города Советска Калининградской области

Гаврилова Эвелина Андреевна

Куракина Ксения Григорьевна

Складанов Тимофей Игоревич

Малеина Анастасия Алексеевна

Енжиевская Анна Андреевна

Антонов Дмитрий Андреевич

Бакиджанов Артем Тимурович

Смирнова Виктория Валерьевна

Руководитель проекта

Руководитель:

ГРУППОВАЯ ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

по русскому языку и литературе

(предмет, предметная область)

НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА

Цель проекта

Главной целью проекта является формирование знаний о построении простого предложения,

вызвать интерес к изучению синтаксиса простого предложения. Проект способствует развитию творческих способностей через самостоятельную исследовательскую деятельность.

Задачи проекта

    применять новые компьютерные технологии, развивать навыки коллективной работы

Ожидаемые результаты

    справочник по русскому языку «Простое предложение»

    результаты будут оформлены в виде публикации

    при реализации проекта предполагается обогащение словарного запаса и расширение кругозора.

    проект позволяет заинтересоваться данной темой, т. к. представляет собой новую форму работы: создание собственного проекта в виде справочника, посвященного одному из разделов синтаксиса.

В процессе работы над проектом у нас будут сформированы:

    знания по теме "Простое предложение".

    умения и навыки самостоятельной работы с учебной и художественной литературой.

    умения и навыки поиска и отбора в учебной и художественной литературе необходимой информации и примеров.

    умения и навыки сравнивать, анализировать синтаксические единицы друг с другом.

Этапы работы над проектом

    планирование;

    этап обобщения информации;

Результат проекта

    справочник по русскому языку «Простое предложение» (публикация в печатном виде)

    справочник по русскому языку «Простое предложение» (электронная публикация на ресурсе http://ru.calameo.com/)

Ресурсы, необходимые для выполнения проекта

    http://ru.calameo.com/

АННОТАЦИЯ ГРУППОВОЙ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

Тема группового проекта:

Объем группового проекта страниц, он содержит источников литературы.

Ключевые слова: справочник, алгоритмы, синтаксис простого предложения

Объектом исследования группового проекта является синтаксис простого предложения

Предмет исследования русский язык и литература.

Ориентировочные временные затраты 2 месяца.

Групповой проект состоит из «титульного листа», «приложений», «списка источников».

Актуальность группового проекта состоит в том, что в данном проекте продукт-это справочник в электронном виде и печатном. Их применение позволяет повысить не только интерес к предмету, но и успеваемость по данной дисциплине. Большинство учащихся воспринимают лучше информацию зрительно, тем более, если она качественно оформлена.

В «Приложении» отражён процесс над проектной групповой работой по теме «Это непростое простое предложение». Создание справочника по русскому языку «Простое предложение»

Результат проекта

Работа предполагает создание справочник по русскому языку.

Уникальность проекта состоит в том, что проект позволяет заинтересовать учащихся данной темой, т. к. представляет собой нестандартную, новую форму работы для них: создание собственного проекта в виде публикации, посвященного одному из разделов синтаксиса.

В следующем году можно продолжить работу над темой «Сложное предложени е»

Рецензия

На групповой проект по русскому языку и литературе

Работа выполнена по 2 варианту оформления.

Ф.И.О. участников -Гаврилова Эвелина Андреевна, Складанов Тимофей Игоревич Енжиевская Анна Андреевна, Бакиджанов Артем Тимурович, Куракина Ксения Григорьевна, Малеина Анастасия Алексеевна, Антонов Дмитрий Андреевич, Смирнова Виктория Валерьевна

Класс _5в, 6а, 8б

На тему «Это непростое простое предложение». Создание справочника по русскому языку «Простое предложение»

В групповом проекте тему «Это непростое простое предложение». Создание справочника по русскому языку «Простое предложение» сформулированы цели; указан предмет исследования; задачи реализации ГПР, представлены основные результаты деятельности, выводы.

Материалы также содержат: памятки для работы в группах, инструкции для создания справочника, листы работы в микрогруппах.

В приложении содержатся материалы по темам справочника, которые подбирали дети в соответствии с программным материалом, схемы, практические упражнения, тесты

С точки зрения заявленной темы «Это непростое простое предложение». Создание справочника по русскому языку «Простое предложение» и ее цели особый интерес представляет то, что в нём охватывается изучение теоретических сведений и практическая работа, что позволяет учащимся более глубоко усвоить данную тему, практическое применение продукта проекта. Тема актуальна.

    Работа выполнена вполне самостоятельно, каждый участник проекта выбрал подтему, сформировались группы, работающие по одной подтеме.

    Во время работы научились систематизировать материал самостоятельно, работать с информацией.

    Материалы данной работы могут использоваться на уроках русского языка, в дистанционном обучении. так как создан электронный вариант работы.

Работа сопровождается мультимедийной презентацией.

Представленные отчетные материалы позволяют сделать выводы об успешности завершения работы над проектом «Это непростое простое предложение».

Создание справочника по русскому языку «Простое предложение»

Дата 14.04.2015 год Руководитель (подпись) ________________

Журнал занятий групповой проектной работой

Руководитель Кочулина Татьяна Викторовна

Номер занятия

Темы занятий

(этапы работы)

Гаврилова Эвелина

Складанов Тимофей

Енжиевская Анна

Бакиджанов Артем

Куракина Ксения

Малеина Анастасия

Антонов Дмитрий

Смирнова Виктория

Выбор темы проекта.

Определение целей и задач

Распределение участников проекта на подгруппы. Выбор тем в соответствии с программным материалом.

Работа с подбором информации, выбор источников информации.

Работа с информацией. www.gramota.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ru»

Работа с подбором информации, выбор источников информации.

Работа с информацией. www.gramota.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ru»

Создание справочника. Структура справочника

Создание справочника. Обучение работе в облаках Google с единым документом

Создание справочника. Обучение работе в облаках Google с единым документом

Создание справочника. Обучение работе в облаках Google с единым документом

Создание справочника. Обучение работе в облаках Google с единым документом

Создание справочника. Обучение работе в облаках Google с единым документом

Создание справочника. Обучение работе в облаках Google с единым документом

Создание справочника. Обучение работе в облаках Google с единым документом

Создание справочника. Обучение работе в облаках Google с единым документом

Создание презентации.

Создание презентации

Создание презентации

Публикация проекта

Публикация проекта в электронном и печатном виде

Защита проекта

План работы над ГПР

на 2014-2015 учебный год

Руководитель Кочулина Татьяна Викторовна учитель русского языка и литературы

Обучающиеся Гаврилова Эвелина Андреевна, Складанов Тимофей Игоревич Енжиевская Анна Андреевна, Бакиджанов Артем Тимурович, Куракина Ксения Григорьевна, Малеина Анастасия Алексеевна, Антонов Дмитрий Андреевич, Смирнова Виктория Валерьевна, 5в, 6а, 8б класс

Этапы работы

Формы работы

Сроки

Планирование

Этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации

Работа со словарем, учебником, Интернетом, художественной литературой

Этап обобщения информации

Этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация).

Устная защита, презентация сборника в электронном и печатном виде

ЖУРНАЛ

ГРУППОВОЙ

ПРОЕКТНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Руководитель проекта – учитель Кочулина Татьяна Викторовна

учитель русского языка и литературы

«Это непростое простое предложение».

Создание справочника по русскому языку «Простое предложение»

2014-2015 учебный год

Название (тема) проекта

«Это непростое простое предложение».

Создание справочника по русскому языку «Простое предложение»

Проблема, решаемая проектом

Мотивом для работы над проектом «Синтаксис простого предложения» послужили трудности с усвоением материала по теме. _____________________

Почему этот проект важен (актуальность проекта)

Какова же роль синтаксиса? В переводе с греческого слово "синтаксис" означает "построение" и прямо указывает на необходимость упорядочивания единиц языка. Таким образом, возникновение синтаксиса в нашей жизни вызвано потребностью людей в общении, их стремлением организовать свою речь так, чтобы наилучшим образом передать информацию и эмоции. Иначе говоря, мелких единиц языка - слов - недостаточно для того, чтобы выразить многообразие человеческих эмоций и сложность мыслей; для полноценного общения необходимы более крупные - синтаксические – единицы. Таким образом, культура человеческого общения предполагает знание синтаксиса как универсального инструмента, организующего нашу речь согласно внутренним законам русского языка. __________________

Девиз проекта (эпиграф) 0

Цель проекта

Вызвать интерес к изучению синтаксиса простого предложения. Проект способствует развитию творческих способностей через самостоятельную исследовательскую деятельность.

Задачи проекта

    Формировать знания о грамматическом строе языка, о построении простого предложения.

    Формировать умения и навыки самостоятельной работы с учебной и художественной литературой, умения и навыки поиска и отбора в учебной и художественной литературе необходимой информации и примеров, умения и навыки сравнивать, анализировать синтаксические единицы друг с другом.

    Формировать умение применять знание норм языка в речи, научить излагать свои мысли устно и письменно

    Применять новые компьютерные технологии, развивать навыки коллективной работы

Тип проекта

практико-ориентированный проект

Ожидания от проекта (планируемый результат)

    Справочник по русскому языку «Простое предложение»

    Результаты будут оформлены в виде публикации(электронной и печатной)

    При реализации проекта предполагается обогащение словарного запаса и расширение кругозора.

    Проект позволяет заинтересоваться данной темой, т. к. представляет собой создание собственного проекта в виде справочника, посвященного одному из разделов синтаксиса.

    В процессе работы над проектом у нас будут сформированы:

-знания по теме "Простое предложение".

-умения и навыки самостоятельной работы с учебной и художественной литературой.

-умения и навыки поиска и отбора в учебной и художественной литературе необходимой информации и примеров.

-умения и навыки сравнивать, анализировать синтаксические единицы друг с другом.

Участники проекта

Фамилия, имя участника

Класс

Гаврилова Эвелина Андреевна

Складанов Тимофей Игоревич

Енжиевская Анна Андреевна

Бакиджанов Артем Тимурович

Куракина Ксения Григорьевна

Малеина Анастасия Алексеевна

Антонов Дмитрий Андреевич

Смирнова Виктория Валерьевна

Образ будущего результата

(продукт проекта может быть описан словесно, представлен фотографией,

рисунком или коллажем, схемой или планом и др.)

План выполнения проекта 0

Этап

Срок

Результат

Планирование

Выбор темы

Этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации

Работа со словарем, учебником, Интернетом, художественной литературой

Этап обобщения информации

Создание публикации, работа в облаках Google с единым документом

Этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация).

Устная защита, презентация сборника в электронном (электронная публикация на ресурсе http://ru.calameo.com/) и печатном виде

Что сделано (описание полученного результата)

Пособие «Синтаксис простого предложения» в печатном и электронном варианте

Как проект помог решить проблему

(положительный эффект от выполнения проекта) 0

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что не получилось (резервы)

1. Не все темы рассмотрены в справочнике, так как в самом начале работы над проектом долго решали, кто, что будет делать. ____________________________

2. Не все ученики вовремя выполняли свою часть общего задания .___________

Список источников информации, использованных в проектной деятельности 0

www.gramota.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ru»,

http://russkiy155.blogspot.ru/p/blog-page_26.html

http://ru.calameo.com/

http://gramota.ru/book/litnevskaya.php

http://www.evartist.narod.ru/text1/20.htm

Номер занятия

Этапы работы

Гаврилова Эвелина 5в

Складанов Тимофей 5в

Енжиевская Анна 6а

Бакиджанов Артем 6а

Куракина Ксения 8б

Малеина Анастасия 8б

Антонов Дмитрий 8б

Смирнова Виктория 8б

Теоретический курс

(заполняет руководитель теоретического курса)

Журнал групповой проектной деятельности

Самооценка участника группы

(Лист самооценки)

(заполняет руководитель группового проекта из листов самооценки)

Презентация проекта

(заполняет экспертная комиссия – оценка у всех одинаковая))

Защита проекта

(заполняет экспертная комиссия – оценка у всех одинаковая)

Оценка за практический курс (из листа самооценки каждого ученика)

0 Руководитель не ставит оценки, а ведёт учёт посещаемости знаком «+». Оценивает свою работу в группе сам ученик в Листе самооценки.

0 Заполненными должны быть не менее 3 строк

0 Пункт для заполнения необязателен

0 Не менее 5 источников, включая Интернет-ресурсы

Просмотр содержимого документа
«план занятия по проектной групповой деятельности»

Тема проекта «Такое непростое простое предложение. Создание пособия «Простое предложение»

Предмет:

Русский язык

Междисциплинарные связи:

Литература

Проект по теме «Это непростое простое предложение».

Создание учебного пособия «Простое предложение» (коллективный проект из индивидуальных)

Практико-ориентированный проект по русскому языку по теме «Простое предложение». В нём охватывается изучение теоретических сведений и практическая работа, что позволяет учащимся более глубоко усвоить данную тему.

Цель – вызвать интерес к изучению синтаксиса простого предложения. Проект способствует развитию творческих способностей учащихся через самостоятельную исследовательскую деятельность.

Дидактические цели и методические задачи:

    формировать знания о грамматическом строе языка, о построении простого предложения.

    формировать умения и навыки самостоятельной работы с учебной и художественной литературой, умения и навыки поиска и отбора в учебной и художественной литературе необходимой информации и примеров, умения и навыки сравнивать, анализировать синтаксические единицы друг с другом.

    формировать умение применять знание норм языка в речи, научить излагать свои мысли устно и письменно

    научить применять новые компьютерные технологии, закрепить навыки отображения полученных результатов в наглядной форме;

    развивать навыки коллективной работы

    воспитание интереса к родному языку.

Вид деятельности

Продукт

(коллективный, групповой)

Вид презентации

Направление: работа с предложением

1.Учебник, справочник, алгоритмы

Практическая деятельность в определенной учебно-предметной области.

Работа со словарем, учебником, Интернетом, художественной литературой

Пособие «Синтаксис простого предложения»… (коллективный проект из индивидуальных)

Устная защита, презентация сборника в электронном и печатном виде

План проведения занятия по проектной деятельности

1. Вступительное слово.

“Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости, но при этом не забывайте главнейшего – мудрые мысли необходимо не только читать и выписывать, но и претворять их в жизнь практическими делами.”

«Слово - одежда всех фактов, всех мыслей» Максим Горький (слайд 1)

– Согласны вы с этими словами?

Без языка невозможны жизнь человека, людей, общества, развитие науки, техники, искусства. Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться - учиться упорно и терпеливо.

Изучение русского языка поможет вам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мыслей. Курс современного русского языка состоит из следующих разделов: лексики и фразеологии, фонетики и фонологии, орфоэпии, графики и орфографии, словообразования, грамматики (морфологии и синтаксиса).

2. Актуализация опорных знаний.

– Проверим, готовы ли мы к работе.

Синтаксис… Насущная необходимость или нарочитое усложнение и без того непростой жизни?.. Однако кто из нас ни сталкивался порой с невозможностью понять ребёнка, не овладевшего ещё в полной мере законами языка? Или иностранца, строящего свою речь по непонятным нам принципам? Это непонимание есть результат незнания и, как следствие, неприменения этими людьми правил синтаксиса. Итак, что же такое «синтаксис» ? какова же роль синтаксиса ? Слайд 2

Ответы детей.

Вывод

Таким образом, культура человеческого общения предполагает знание синтаксиса как универсального инструмента, организующего нашу речь согласно внутренним законам русского языка.

3. Работа по листам планирования.

Ученики еще раз проговаривают основные вопросы, которые прорабатывают в проекте. Сопровождается презентацией

    Ознакомление с темой проекта. слайд 3-4

Основополагающий вопрос

Проблемные вопросы

- Что такое простое предложение?

Учебные вопросы

Что такое синтаксис?

Что такое словосочетание?

Что такое согласование, управление, примыкание?

Какой тип связи в словосочетании?

Какие предложения называются простыми? Виды простых предложений?

Как называются главные члены предложения?

Чем отличаются друг от друга подлежащее и сказуемое?

Какие виды сказуемых известны?

Какие второстепенные члены предложения знаете?

Какие члены предложения могут быть однородными?

Зачем нужно вводить вводные слова? Какова роль обращения в предложении?

В чем заключается различие между двусоставными и односоставными предложениями?

Что такое обособление?

Чем отличаются обособленные члены предложения от необособленных?

Какие слова не являются членами предложения?

4. Этап обобщения информации .

Фронтальная работа с группами учеников.

Какие способы поиска и сбора информации вы знаете?

Где можно найти необходимую информацию? Кто может в этом помочь?

Кого можно пригласить для консультации?

Где их можно найти? Подумайте, чем будет заниматься каждый член группы?

Какие работы могут выполняться параллельно?

Работа с информацией:

Домашние задания

- www.gramota.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ru», http://russkiy155.blogspot.ru/p/blog-page_26.html

Поиск информации по выбранным темам, микрогруппы отбирают материал для своих глав, вносят в пособие, редактируют, так как проект носит практико-ориентированный характер, учащиеся работают с различными источниками.

В выборе нужного источника информации консультирует учитель

На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Учащиеся:

Систематизируют полученные данные;

Объединяют в единое целое полученную каждой группой информацию;

Выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов.

Обсуждение происходит коллективно: одни варианты принимаются, другие ребята отвергают и заменяют новыми. Учащиеся задают друг другу вопросы, уточняют информацию, анализируют полученные сведения.

5. Оформление проекта. Практикум.

Ученики получают памятки для работы.

По каким вопросам вы могли бы проконсультировать другую группу?

Что вам еще необходимо изучить по данной проблеме?

Давайте еще раз вспомним, как должен быть построен справочник или учебное пособие?

Ребята составили план-схему построения пособия, рассмотрим варианты под документ камерой, выберем единую схему построения.

«Корректирование» своих проектов для создания общей публикации. Учитель даёт последние указания в работе и оформлении.

Создание публикации в облачных технологиях, ученики работают парами, в соответствии с их маршрутами. Дети работают в облаках Google с единым документом

    Предварительный просмотр, работу можно вывести на доску.

6. Рефлексия

    «Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости и претворяйте их в жизнь практическими делами.»

– Сегодня мы последовали этому мудрейшему совету?

Ответы учеников.

7. Домашнее задание .

Продолжим работу по оформлению пособия, работая в облаках, дополняя свой раздел.

Просмотр содержимого презентации
«защита проекта»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 10 ГОРОДА СОВЕТСКА

КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Итоговый групповой проект

Русский язык и литература

Такое непростое простое предложение. Создание справочника по русскому языку.

Выполнили: Гаврилова Эвелина(5в класс),

Складанов Тимофей,(5в класс)

Енжиевская Анна(6а класс),

Бакиджанов Артем(6а класс),

Куракина Ксения(8б класс),

Малеина Анастасия(8б класс),

Антонов Дмитрий(8б класс),

Смирнова Виктория (8б класс)

Научный руководитель : Кочулина Татьяна Викторовна,

учитель русского языка и литературы


Эпиграф проекта: «Слово - одежда всех фактов, всех мыслей» (Максим Горький)

Цель проекта: Главной целью проекта является формирование знаний о построении простого предложения, вызвать интерес к изучению синтаксиса простого предложения . Задачи проекта: 1. Формировать знания о грамматическом строе языка, о построении простого предложения. 2. Формировать умения и навыки самостоятельной работы с учебной и художественной литературой, умения и навыки поиска и отбора в учебной и художественной литературе необходимой информации и примеров. 3. Применять новые компьютерные технологии, развивать навыки коллективной работы.


Актуальность проекта

Синтаксис… Насущная необходимость или нарочитое усложнение и без того непростой жизни?.. Однако кто из нас ни сталкивался порой с невозможностью понять ребёнка, не овладевшего ещё в полной мере законами языка? Или иностранца, строящего свою речь по непонятным нам принципам? Это непонимание есть результат незнания и, как следствие, неприменения этими людьми правил синтаксиса.


Актуальность проекта

Итак, какова же роль синтаксиса? В переводе с греческого слово "синтаксис" означает "построение" и прямо указывает на необходимость упорядочивания единиц языка. Таким образом, возникновение синтаксиса в нашей жизни вызвано потребностью людей в общении, их стремлением организовать свою речь так, чтобы наилучшим образом передать информацию и эмоции. Иначе говоря, мелких единиц языка - слов - недостаточно для того, чтобы выразить многообразие человеческих эмоций и сложность мыслей; для полноценного общения необходимы более крупные - синтаксические - единицы.

Таким образом, культура человеческого общения предполагает знание синтаксиса как универсального инструмента, организующего нашу речь согласно внутренним законам русского языка.


Что хотим выяснить?

Основополагающий вопрос

Почему простое предложение может быть «непростым»?

Проблемные вопросы

Что такое простое предложение?

Всегда ли просто узнать тип простого предложения?

Какой из главных членов предложения главнее?

Какие члены предложения способны участвовать в построении предложения?

Как определить тип подчинительной связи в словосочетании и почему это важно знать при построении простого предложения?

Как научиться правильно объединять слова в словосочетания, чтобы получилось предложение, отвечающее всем правилам?

Почему обособляться могут только второстепенные члены предложения?


Учебные вопросы

- Что такое синтаксис?

- Что такое словосочетание?

- Что такое согласование, управление, примыкание?

- Какой тип связи в словосочетании?

- Какие предложения называются простыми? Виды простых предложений?

- Как называются главные члены предложения?

- Чем отличаются друг от друга подлежащее и сказуемое?

- Какие виды сказуемых известны?

- Какие второстепенные члены предложения знаете?

- Какие члены предложения могут быть однородными?

- Зачем нужно вводить вводные слова Какова роль обращения в предложении?

- В чем заключается различие между двусоставными и односоставными предложениями?

- Что такое обособление?

- Чем отличаются обособленные члены предложения от необособленных?

- Какие слова не являются членами предложения?


Как мы выполняли работу? Планируем свою деятельность

  • Разделились на микрогруппы. Решили, кто, что будет делать; каждый выполняет свою часть общего задания.
  • Разделили между собой учебные темы (в зависимости от программы) Определили задания, которые необходимо будет выполнить для проекта.
  • Обсудите, в какой форме нужно будет представить свою часть задания. Решили, каким будет наш проект и как его лучше представить.
  • Познакомились с Google Doсs, научились работать с документом в облаках.
  • Поиск информации по выбранным темам: микрогруппы отбирали материал для своих глав, вносили в пособие, редактировали. Мы работали с различными источниками.
  • Основной источник теоретического материала портал http://www.gramota.ru /

Как мы выполняли работу?

В выборе нужного источника информации нас консультировал учитель

Систематизировали собранную информацию;

Объединяли в единое целое полученную каждой группой информацию;

  • выстраивали общую схему справочника

Узнали, что…..

Обязательными элементами в таком пособии должны являться контрольные задания, глоссарий, вопросы для самопроверки с ответами, тренировочные задания.

Пособие должно содержать:

  • Введение в дисциплину.
  • Оглавление.
  • Основное содержание, структурированное по разделам (модулям).
  • Контрольные упражнения (тестирования, задания).
  • Глоссарий.

Что у нас получилось? Результаты

1.Создали справочник по русскому языку, который содержит теоретические сведения и практическую часть

2. Напечатали справочник в типографии.

 


Читайте:


Новое

Как востановить менструальный цикл после родов:

Артос — хлеб на Пасху у православных христиан

Артос — хлеб на Пасху у православных христиан

Подражая Апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что...

Пуленк глория история создания

Пуленк глория история создания

Пуленк был в основном самоучкой, хотя в студенческие годы вместо того, чтобы исполнять строгие предписания родителей в отношении его образования,...

Сроки уплаты налогов по закону

Сроки уплаты налогов по закону

Такая операция не принимается налоговиками.Они будут искать имущество ООО и изымать его по ст. 47 НК РФ.В случае, предусмотренном пунктом 7 статьи...

Что будет, если платить налоги и взносы не вовремя

Что будет, если платить налоги и взносы не вовремя

Размер пеней Налоговая сама считает пени, поэтому вы можете не тратить своё время на расчёты. Но всё равно полезно знать, почему от вас требуют...

feed-image RSS