Разделы сайта
Выбор редакции:
- Храм успения пресвятой богородицы в путинках Храм успения пресвятой богородицы в путинках иконы
- Как автоматизировать молочное производство: системы планирования ресурсов предприятия Учет заработной платы и персонифицированный учет
- Новогодние подарки для детей: учет и налогообложение Как провести новогодние подарки сотрудникам в 1с
- Что необходимо знать о святой крещенской воде Где можно взять святой воды в лиде
- Что можно приготовить из замороженных ягод?
- Секреты работы с кальмарами: выбираем, чистим, готовим Как порезать кальмар елочкой
- Омлет в мультиварке – быстрый рецепт вашего завтрака Как сделать омлет мультиварке поларис
- Тефтели с картошкой в соусе в духовке Тефтели с цельной картошкой в духовке рецепт
- Спагетти с курицей в сливочном соусе Паста спагетти с курицей в сливочном соусе
- Изысканные продукты для нашего здоровья: что нужно знать о пользе и вреде сыра с плесенью
Реклама
Анкетирование родителей первоклассников в адаптационный период. Родительское собрание «Адаптация первоклассника к школе. Материалы для диагностики |
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ» Данная анкета направлена на определение уровня сформированности предпосылок учебной деятельности и адаптации первоклассника к школьному обучению. 1. Охотно ли идет ребенок в школу? · неохотно (ДА) · без особой охоты (ВДА) Охотно, с радостью (А) 2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок? · пока нет (ДА) · не совсем (ВДА) · в основном, да (А) 3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи? · скорее нет, чем да (ДА) · не вполне (ВДА) · в основном да (А) 4. Часто ли ребенок делится с вами школьными впечатлениями? · иногда (В ДА) · довольно часто (А) · затрудняюсь ответить 5. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений? · в основном отрицательные впечатления (ДА) · положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА) · в основном положительные впечатления (А) 6. Сколько времени в среднем тратит ребенок на приготовление домашнего задания? (укажите конкретную цифру). 7. Нуждается ли ребенок Вашей помощи при выполнении домашних заданий? · довольно часто (ДА) · иногда (В ДА) · не нуждается в помощи (А) 8. Как ребенок преодолевает трудности в работе? · перед трудностями сразу пасует (ДА) · обращается за помощью (ВДА) · старается преодолеть сам, но может отступить (ВДА) · настойчив в преодолении трудностей (А) 9. Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки? · сам этого сделать не может (ДА) · иногда может (ДА) · может, если его побудить к этому (А) · как правило, может (А) 10. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них? · довольно часто (ДА) · бывает, но редко (ВДА) · такого практически не бывает (А) 11. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без напряжения? · нет (ДА) · скорее нет, чем да (ВДА) · скорее да, чем нет (А) А - адаптация; ВДА - возможная дезадаптация; ДА - дезадаптация. При обработке результатов анкеты подсчитывается количество ответов по каждому показателю и делается вывод об уроне адаптации первоклассников к школе. Адаптация к условиям обучения у разных детей проходит по-разному. Адаптация ребёнка к школе зависит от разных факторов: его здоровья, умения общаться, готовности принять новые правила, от развития волевой, мотивационной сферы и других. Успешность адаптации первоклассника влияет на его школьные успехи, проявляется в поведении, общении, здоровье. Длиться адаптация может до нескольких месяцев. Предлагаемая анкета позволяют систематизировать ваши наблюдения за ребёнком и оценить степень его адаптации к школе. Анкету можно использовать несколько раз: например, в конце каждого месяца. Что делать, если результаты анкетирования показали низкий уровень адаптации или дезадаптацию? Прежде всего не паниковать. Если вы отвечали на вопросы в сентябре, то возможно, что индивидуальные темпы привыкания вашего ребёнка к школе таковы, что он ещё не перестроился «на новый лад». Как помочь? Проанализировать и понять, в чём более всего необходима поддержка ребёнку. Возможно, это проблемы с принятием новых правил, тогда постарайтесь объяснить, для чего они нужны. Сложности в общении с одноклассниками? Помогите ребятам сдружиться: пригласите в гости, организуйте совместную игру или мини-поход. Вы предоставите детям возможность отдохнуть и подружиться. Ребёнок устаёт, не выдерживает темпа работы на уроке, стал капризен? Возможно, нужна помощь в организации деятельности ребёнка, в налаживании его режима дня. Если повторное тестирование,например, в ноябре, даст схожую картину (адаптация первоклассника не может быть названа успешной), то вы можете обратиться за советом и к учителю, и к школьному психологу. Возможно, понадобится консультация врача — особенно для детей часто болеющих, с хроническими заболеваниями, стоящими на учёте у узких специалистов (невропатолог, кардиолог). Анкета для родителей первоклассников «Адаптация ребенка к школе» (Битянова М.Р.).Данная анкета направлена на определение уровня сформированности предпосылок учебной деятельности и адаптации первоклассника к школьному обучению. Родителям предлагаются вопросы и варианты ответов. Родители выбирают тот ответ, который является наиболее подходящим к их ребенку. 1. Охотно ли идет ребенок в школу? · неохотно (ДА) · без особой охоты (ВДА) Охотно, с радостью (А) 2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок? · пока нет (ДА) · не совсем (ВДА) · в основном, да (А) 3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи? · скорее нет, чем да (ДА) · не вполне (ВДА) · в основном да (А) 4. Часто ли ребенок делится с вами школьными впечатлениями? · иногда (В ДА) · довольно часто (А) · затрудняюсь ответить 5. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений? · в основном отрицательные впечатления (ДА) · положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА) · в основном положительные впечатления (А) 6. Сколько времени в среднем тратит ребенок на приготовление домашнего задания? (укажите конкретную цифру). 7. Нуждается ли ребенок Вашей помощи при выполнении домашних заданий? · довольно часто (ДА) · иногда (В ДА) · не нуждается в помощи (А) 8. Как ребенок преодолевает трудности в работе? · перед трудностями сразу пасует (ДА) · обращается за помощью (ВДА) · старается преодолеть сам, но может отступить (ВДА) · настойчив в преодолении трудностей (А) 9. Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки? · сам этого сделать не может (ДА) · иногда может (ДА) · может, если его побудить к этому (А) · как правило, может (А) 10. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них? · довольно часто (ДА) · бывает, но редко (ВДА) · такого практически не бывает (А) 11. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без напряжения? · нет (ДА) · скорее нет, чем да (ВДА) · скорее да, чем нет (А) А — адаптация; ВДА — возможная дезадаптация; ДА — дезадаптация. При обработке результатов анкеты подсчитывается количество ответов по каждому показателю и делается вывод об уроне адаптации первоклассников к школе. Источник анкеты: Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М.: Образоват.центр “Педагогический поиск”, 1997 Незаметно началась вторая неделя учебного года. Наши первоклассники потихоньку втягиваются в школьную жизнь. И, конечно, всех родителей волнует вопрос: "Как мой ребенок привыкает к школе? Есть ли у него успехи или он испытывает трудности? На что нужно обратить внимание?" Ответы на эти и другие вопросы можно будет получить на родительском собрании "Первые дни ребенка в школе", которое состоится уже на этой неделе. А пока можно воспользоваться анкетой для родителей и самостоятельно оценить, насколько ребенок адаптировался. Но сразу хочу предупредить, поскольку первые 2-3 недели обучения являются самыми трудными (так называемая "острая адаптация"), то результаты могут огорчить. Расстраиваться и впадать в панику не стоит, лучше подождать и ответить на вопросы, например, через месяц. Возможно, что индивидуальные темпы привыкания вашего ребёнка к школе таковы, что он ещё не перестроился «на новый лад». Обратите внимание: адаптация к условиям обучения у разных детей проходит по-разному. Она зависит от многих факторов: здоровья ребенка, умения общаться, готовности принять новые правила, от развития волевой, мотивационной сферы и других. Продолжаться процесс адаптации может до 6 месяцев. Успешность адаптации первоклассника влияет на его школьные успехи, проявляется в поведении, общении, здоровье. Как можно помочь? Проанализировать и понять, в чём более всего необходима поддержка ребёнку. Возможно, это проблемы с принятием новых правил, тогда постарайтесь объяснить, для чего они нужны. Сложности в общении с одноклассниками? Помогите ребятам сдружиться: пригласите в гости, организуйте совместную игру или мини-поход. Вы предоставите детям возможность отдохнуть и подружиться. Ребёнок устаёт, не выдерживает темпа работы на уроке, стал капризен? Возможно, нужна помощь в организации деятельности ребёнка, в налаживании его режима дня. Если повторное тестирование, например, в ноябре, даст схожую картину (адаптация первоклассника не может быть названа успешной), то вы можете обратиться за советом и к учителю, и к школьному психологу. Возможно, понадобится консультация врача — особенно для детей часто болеющих, с хроническими заболеваниями, стоящими на учёте у узких специалистов (невропатолог, кардиолог). АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ» (БИТЯНОВА М.Р.). Данная анкета направлена на определение уровня сформированности предпосылок учебной деятельности и адаптации первоклассника к школьному обучению. Инструкция : выберите тот ответ, который является наиболее подходящим к вашему ребенку. 1. Охотно ли идет ребенок в школу? · неохотно (ДА) · без особой охоты (ВДА) Охотно, с радостью (А) 2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок? · пока нет (ДА) · не совсем (ВДА) · в основном, да (А) 3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи? · скорее нет, чем да (ДА) · не вполне (ВДА) · в основном да (А) 4. Часто ли ребенок делится с вами школьными впечатлениями? · иногда (В ДА) · довольно часто (А) · затрудняюсь ответить 5. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений? · в основном отрицательные впечатления (ДА) · положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА) · в основном положительные впечатления (А) 6. Сколько времени в среднем тратит ребенок на приготовление домашнего задания? (укажите конкретную цифру). 7. Нуждается ли ребенок Вашей помощи при выполнении домашних заданий? · довольно часто (ДА) · иногда (В ДА) · не нуждается в помощи (А) 8. Как ребенок преодолевает трудности в работе? · перед трудностями сразу пасует (ДА) · обращается за помощью (ВДА) · старается преодолеть сам, но может отступить (ВДА) · настойчив в преодолении трудностей (А) Анкета для оценки уровня школьной мотивации первоклассников (Лусканова Н.Г.).Данная анкета позволяет изучить уровень учебной мотивации учащихся.В нее включено 10 вопросов, отражающих отношение к школе и обучению. На основании ответов конкретный учащийся может быть отнесен к одному из 5 уровней школьной мотивации: 1. Высокая школьная мотивация, учебная активность - 25-30 баллов; 2. Нормальная школьная мотивация - 20-24 балла; 3. Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами - 15-19 баллов; 4. Низкая школьная мотивация - 10-14 баллов; Негативное отношение к школе, дезадаптация - ниже 10 баллов. Ответ, свидетельствующий о положительном отношении к школе и предпочтении учебных ситуаций, оценивается в 3 балла, нейтральный ответ - 1 балл; ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении к школьной ситуации, оценивается в 0 баллов. 4. Анкета для родителей первоклассников «Адаптация ребенка к школе» (Битянова М.Р.). Данная анкета направлена на определение уровня сформированности предпосылок учебной деятельности и адаптации первоклассника к школьному обучению. Родителям предлагаются вопросы и варианты ответов. Родители выбирают тот ответ, который является наиболее подходящим к их ребенку. 1. Охотно ли идет ребенок в школу? · неохотно (ДА) · без особой охоты (ВДА) Охотно, с радостью (А) 2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное · пока нет (ДА) · не совсем (ВДА) · в основном, да (А) 3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи? · скорее нет, чем да (ДА) · не вполне (ВДА) · в основном да (А) 4. Часто ли ребенок делится с вами школьными впечатлениями? · иногда (В ДА) · довольно часто (А) · затрудняюсь ответить 5. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений? · в основном отрицательные впечатления (ДА) · положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА) · в основном положительные впечатления (А) 6. Сколько времени в среднем тратит ребенок на приготовление домашнего 7. Нуждается ли ребенок Вашей помощи при выполнении домашних заданий? · довольно часто (ДА) · иногда (В ДА) · не нуждается в помощи (А) 8. Как ребенок преодолевает трудности в работе? · перед трудностями сразу пасует (ДА) · обращается за помощью (ВДА) · старается преодолеть сам, но может отступить (ВДА) · настойчив в преодолении трудностей (А) 9. Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки? · сам этого сделать не может (ДА) · иногда может (ДА) · может, если его побудить к этому (А) · как правило, может (А) 10. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них? · довольно часто (ДА) · бывает, но редко (ВДА) · такого практически не бывает (А) 11. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без напряжения? · нет (ДА) · скорее нет, чем да (ВДА) · скорее да, чем нет (А) А - адаптация; ВДА - возможная дезадаптация; ДА - дезадаптация. При обработке результатов анкеты подсчитывается количество ответов по каждому показателю и делается вывод об уроне адаптации первоклассников к школе. Заключение В настоящее время в связи гуманизацией и гуманитаризацией образования педагогические коллективы школ получили большие возможности для воплощения своих творческих замыслов. Поступление детей в школу важный - этап взросления, стремление к которому, как справедливо отмечает Ш.А. Амонашвили, изначально заложено в ребенке на ряду со стремлением к движению и познанию. Если начало этого этапа не будет видимо отличаться от дошкольного детства, у ребенка неизбежно появится чувство разочарования. Но в то же время, удовлетворение стремления ребенка к взрослению должно обязательно произойти успешно, породить уверенность в свои силы. Поэтому особое внимание уделяю тому, чтобы разумно сочетать новизну отношений и видов деятельности с прежним дошкольным опытом ребенка. Результаты моей педагогической деятельности по проблеме успешной адаптации первоклассников к школе позволили сделать следующие выводы: · Составленная учителем концепция успешной адаптации первоклассников к · Раннее знакомство дошкольников с будущим учителем, общение с ним в течение года через подготовительные занятия «Школа будущего первоклассника» дает положительный результат в эмоциональном настрое на обучение в школе. · Система классных часов «Здравствуй, школа!» и занятий «Я – первоклассник» помогают учащимся овладевать школьными правилами и новым статусом школьника, что положительно влияет на уровень школьной мотивации. · Создание учителем и родителями условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь помогает им почувствовать ситуацию успеха. · Через занятия в кружке «Умники и умницы» решаются и другие Развиваются познавательные способности детей, необходимые для Формируется устойчивая учебная мотивация на фоне позитивной «Я-концепции» детей; - развиваются социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками и учителями. Список литературы 1. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте 2. Александровская Э.М.Проблемы адаптации в гигиене детей и 3. Безруких М.М. Как подготовить ребенка к школе? - М., 193. 4. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М., 1997. 5. Гин С.И. Первые дни в школе. - М., 2000. 6. Гуцу Е.Г. Индивидуальные варианты психологической готовности детей 7. Дубровина И.В. Готовность к школе. - М., 2001. 8. Задоя Т.Г. Деятельность учителя в период адаптации первоклассников. 9. Ковалева Л.В. Готовим детей к школе. // Начальная школа. - 2000. - №1. 12.Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе.-М., 2001. 13. И.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995. 14. Н.Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. -- М., 2000. 15.Понфилова М.А. Лесная школа. Коррекционные сказки для дошкольников и младших школьников. - М., 2002. 16.Пилипко Н.В. Здравствуй, школа! - М., 2002. 17.Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога. - М., 1996. 18.Урунтаева Г.А. Психология дошкольника. - М., 1998. 19.Федосова Н.А. Подготовка к школе детей, не посещающих дошкольных учреждений. // Начальная школа. 1999. - № 9. 20.Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. - М., 1991. 21.Холодова О. Юным умникам и умницам. Задания по развитию творческих способностей. - М., 2005. 22.Хрипунова Л.Т. Социальная адаптация ребенка при переходе из дошкольного учреждения в общеобразовательную школу. // Начальная школа.-2001. -№ 1. 23.Шадриков В.Д. Познавательные процессы и способности в обучебнии. - 24.Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы.- «Феникс», 2003. |
Читайте: |
---|
Новое
- Как автоматизировать молочное производство: системы планирования ресурсов предприятия Учет заработной платы и персонифицированный учет
- Новогодние подарки для детей: учет и налогообложение Как провести новогодние подарки сотрудникам в 1с
- Что необходимо знать о святой крещенской воде Где можно взять святой воды в лиде
- Что можно приготовить из замороженных ягод?
- Секреты работы с кальмарами: выбираем, чистим, готовим Как порезать кальмар елочкой
- Омлет в мультиварке – быстрый рецепт вашего завтрака Как сделать омлет мультиварке поларис
- Тефтели с картошкой в соусе в духовке Тефтели с цельной картошкой в духовке рецепт
- Спагетти с курицей в сливочном соусе Паста спагетти с курицей в сливочном соусе
- Изысканные продукты для нашего здоровья: что нужно знать о пользе и вреде сыра с плесенью
- Рагу из кабачков, моркови и помидоров