Разделы сайта
Выбор редакции:
- Сказки, которые сочинили ученики
- Как выбирают модули орксэ?
- Молитва святой великомученица екатерина в чем помогает
- Закон «О прожиточном минимуме в РФ
- К чему снится ребенок шевелится в животе — толкование сна по сонникам Сонник ручка младенца в животе
- Гороскоп на октябрь для женщины знака телец Гороскоп на октябрь телец девушка
- Хрустящие маринованные огурцы в банках
- Как испечь свеклу в духовке
- Цветная капуста и брокколи, запеченные в духовке
- Как вкусно приготовить брокколи с цветной капустой
Реклама
Традиции и новаторство в лирике некрасова. Традиции и новаторство: Николай Алексеевич Некрасов. Публицистическая и редакторская деятельность Н. Некрасова. Фельетоны |
Творчество Н. А. Некрасова всегда откликалось в каждом человеке по-разному и подчас вызывало противоречивые суждения, как читателей, так и критиков. Но одно неоспоримо точно: он внес в поэзию новую систему художественных приоритетов. Некрасов был первым поэтом, который показал необычный взгляд на роль и задачи поэта и акцентировал внимание на народе. Он пришел в поэзию с новыми идеям, принципами, концепцией, которые не все готовы были принять. Огромное количество стихотворений в лирике Некрасова посвящено теме поэта и поэзии, которая всегда тесно переплетается с взаимодействием лирического героя с народом. Самым ярким примером служит произведение, написанное во время общественного подъема в 1855, «Поэт и гражданин». В образе двух действующих лиц воплощена двойственность отношения Некрасова к цели поэта. Чувства, которые испытывает автор, вложены как в уста творца, так и в продавца. «Пора вставать! Ты знаешь сам,/ Какое время наступило…» , «Проснись: громи пороки смело…». Так звучат слова продавца, который пытается пробудить патриотические чувства в лирическом герое. Однако гражданин не только противопоставлен поэту, он наоборот стремится объединяет эти понятия в одно целое так: «Будь гражданин! Служа искусству, Для блага ближнего живи, Свой гений, подчиняя чувству Всеобнимющей Любви» Немаловажную роль в творчестве каждого писателя играет Муза, которая для Некрасова была простая женщина-крестьянка. Образ «изувеченного» идеала предстает в стихотворении, написанном в 1848 году, « Вчерашний день, часу в шестом..». Творческий путь автора был непрост, его проблемы с критиками, цензорами, преследователями отразились в образе «крестьянки молодой», которая пережила это вместе с поэтом. Именно сцена, как «били женщину кнутом» обличает ужасы идеалов крепостнического строя. Автор, указывая на девушку, кричит Музе: «Гляди!/ Сестра твоя родная!».Такой образ вдохновительницы Некрасова олицетворяет родство лирического героя с человеком из народа. В стихотворении «Элегия» тема поэта и поэзии хоть и является ключевой, но, тем не менее, автор обращает наше внимание на «страдания народа». Лирический герой, обеспокоенный будущей судьбой людей, когда же толпе безразлично все, она «ликует и поет». Совесть лиричекого героя остается чиста, потому что он считает, что выполнил свое высшее предназначение, как поэта. Он говорит: « Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил - и сердцем я спокоен» Таким образом, для Некрасова идеал поэзии заключался в том, что поэт должен воспевать жизнь людей. Все стихотворения пропитаны новаторством, которое заключается в пре-возношении, как Музы, так и самого народа
Лирические стихи Некрасова ознаменовали собой новый подход к действительности, утверждали в поэзии принцип гражданственности. По правдивости и глубине раскрытия внутреннего мира человека, по полноте и многообразию охвата жизни лирика Некрасова не только подытоживала достижения русской поэзии XIX века, но и во многом определяла ее дальнейшее развитие. Ключевым произведением, раскрывающим понимание Некрасовым роли поэта и поэзии в жизни, является его стихотворение «Поэт и гражданин». В нем Некрасов говорит о гражданском долге поэта – служить своему народу, порабощенному и измученному, привлекать внимание «ликующей толпы» к его трагической судьбе: …Пора вставать! Ты знаешь сам, Какое время наступило; В ком чувство долга не остыло, Кто сердцем неподкупно прям, В ком дарованье, сила, меткость, Тому теперь не должно спать… Некрасов в своих стихотворениях описывал безжалостные, но правдивые картины человеческого горя и страданий обездоленных людей. Поэт любил свой народ, сочувствовал ему и считал борьбу за его счастье и свободу великой целью, ради которой стоит жертвовать жизнью: Иди в огонь за честь Отчизны, За убежденье, за любовь… Иди и гибни безупречно, Умрешь не даром: дело прочно, Когда под ним струится кровь-Некрасов говорит не только о том, что поэзия всегда связана с жизнью, он требует от поэта гражданского подвига и осуждает пассивность, уклонение от решения общественных проблем, прикрываемое рассуждениями об ином, «высоком» назначении поэзии: …С твоим талантом стыдно спать; Еще стыдней в годину горя Красу долин, небес и моря И ласку милой воспевать… Любовь поэта к народу порождала неумолимую ненависть к его угнетателям. Любовь и ненависть были той силой, которая определяла внутренний пафос его творчества. Поэту чуждо пассивное созерцание жизни, он не уходит от нее, а, наоборот, энергично и страстно борется за ее переустройство, разоблачает тех, кто мешает счастью народа. Сатирическим пафосом проникнуто одно из самых известных стихотворений – «Размышление у парадного подъезда». Владельцу роскошных палат, считавшему «жизнью завидной волокитство, обжорство, игру», поэт противопоставляет бедных, измученных крестьян, нищую Россию-. Крестьяне в стихотворении забиты и покорны: И пошли они, солнцем палимы, Повторяя: «Суди его Бог!», Разводя безнадежно руками, И, покуда я видеть их мог, С непокрытыми шли головами… Именно эту покорность, неспособность к борьбе и стремится подчеркнуть Некрасов, тем самым желая пробудить в народе сознание необходимости борьбы. Стихотворение завершается авторским раздумьем о судьбе России. В скорбных словах поэта слышится не только горячее сочувствие к ограбленному крестьянину, но и обвинение власть имущих. Поэт призывает народ подняться на борьбу с поработителями: Ты проснешься ль, исполненный сил? Гражданская позиция Некрасова, его горячая любовь и сострадание к простому народу и негодование по отношению к представителям власти предопределили образ его Музы. Она запечатлена не в традиционной символике античной мифологии, а в образе страдающей крестьянки: Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя. И музе я сказал: «Гляди! Сестра твоя родная!» Муза Некрасова - это плачущая, скорбящая Муза бедняков, Муза народа, гордая и прекрасная в своих страданиях, призывающая к отмщению. Лирический герой поэзии Некрасова представляет собой человека, любящего свой народ, переживающего из-за несправедливого отношения к нему, сочувствующего его несчастью, резко критикующего самодержавно-крепостнический режим и призывающего народ к борьбе за свободу. Несомненно, что поэзия Некрасова внесла значительный вклад в формирование общественного мнения пятидесятых годов XIX века, повлиявшего на отмену крепостного права в России в 1861 году. Своей Музе, своему призванию защитника народа Некрасов не изменил до конца жизни. В стихотворении «Элегия», написанном в 1874 году за три года де смерти, Некрасов пишет: Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая – «страдания народа» И что поэзия забыть ее должна, - Не верьте, юноши! не стареет она. Некрасов видел, что после отмены крепостного права экономическое положение крестьян фактически не изменилось, а значит и его «бой» за счастье народа не мог быть прекращен. Своему предназначению поэт остался верен до конца. Некрасова часто называют новатором. Б.М. Эйхенбаум писал о Некрасове: "Некрасов был явлением исторически неизбежным, необходимым". Чтобы понять эту мысль, нужно вспомнить состояние русской литературы в момент становления Некрасова как поэта. Ориентируя поэзию на прозу, Некрасов вводит в свои пародии русский бытовой материал (Об этом интересно пишет Ю. Н. Тынянов в статье "Извозчик" Некрасова"). Так, превращая героев Жуковского, наследников престола Индии, в русских помещиков, он не только пародирует Жуковского, но и изображает несколько утрированно жизнь русского поместного дворянства. Но уже в пародиях Некрасов затрагивает некоторые существенные для него проблемы. Так, например, в стихотворении "Пьяница", которое является пародией на стихотворение Эраста Благонравова (Б. Алмазова) "Пропойца", молодой Некрасов размышляет о пьяном на Руси, об этом он пишет впоследствии в поэме "Кому на Руси хорошо". Таким образом, пародии для поэта послужили как бы переходным этапом от Некрасова-подражателя к Некрасову-новатору. Обновляя русскую поэзию, Некрасов стремился обновить и восприятие читателем самого образа поэта. Созданный Пушкиным и романтиками, образ поэта уже не устраивал и не воспринимался им. Необходимо было создать новый образ поэта, "поэта-журналиста", как назвал его Эйхенбаум, поэта-гражданина: Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
Его муза уже не волшебница, не "прелестная дева", а молодая крестьянка, избиваемая кнутом, принимающая страдания за народ. Ее образ в поэзии Некрасова рельефен, конкретен. Для Некрасова толпе уже нельзя презрительно бросить "подите прочь", как это делает пушкинский поэт, толпу надо воспитывать: Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время, как она ликует и поет...
(Элегия)
Мало того, Некрасов сам признает свою причастность к толпе:
Я от костей твоих и плоти,
Остервенелая толпа!
"Лирические стихотворения Некрасова отличаются тою особенностью, что вы в них найдете одного лишь Некрасова, - не широкую индивидуальность поэта, не то "я", которым многие поэты начинают свои стихотворения с общего голоса всего человечества, но именно одного только Некрасова с исключительными чертами его жизни и личности", - писал Андреевский, именно поэтому, в силу этой особенности лирического "я" Некрасова, большую часть его любовной лирики можно рассматривать как историю отношений поэта с Панаевой. Но есть и другая особенность употребления "я" у Некрасова: это не что иное, как рассказ от первого лица. Чаще всего Некрасов употребляет такое "я" в сатирических стихотворениях: "Признания труженика", "Отрывки из путевых записок графа Гаранского" и т.д. Такой прием нередок в прозаических произведениях, например, часто встречается у Достоевского ("Белые ночи", "Неточка Незванова", "Ползунков" и др.), но в поэзии он был введен чуть ли не впервые. Вводя такое "я" в поэзию, Некрасов снова ориентировался на прозу. Кроме того Некрасов достигал еще двух целей: усиливал сатирический эффект и добивался особой достоверности в характеристике героя, от имени которого ведется рассказ. Сначала Андреевский, а затем Эйхенбаум писали, что в это время поэзию было необходимо "затруднить". И вот Некрасов "затрудняет" свои стихи "новым пафосом". Во всех его серьезных стихах почти всегда присутствует некоторая торжественность. Достигается эта торжественность не только за счет трагических сюжетов, но и за счет введения в стих архаических языковых форм и оборотов, классических метафор: "воспоминать", "убийственный", "выпить полную чашу труда" и т.д. С другой стороны, Некрасов вводит в поэзию массу диалектизмов: "я-де", "важеватые", "любчики" и т.д. Об этом писал Ю.Н. Тынянов в статье "Стиховые формы Некрасова": "Некрасов стоял перед двумя крайностями: неорганизованного внесения диалектизмов и бесплодного эпигонства классического стиля... Некрасов отверг оба эти пути, художественно введя в классические формы баллады и поэмы роман и новеллу со сказом, прозаизмами и диалектизмами, а в формы "натурального" фельетона и водевиля - патетическую лирическую тему". И вот именно путем синтеза старых классических форм с новыми фельетонами Некрасов и создает свою, особую, совершенную форму стиха. Здесь необходимо отметить еще одну очень важную черту - введение в стих прозаиков. Вот прозаизмы лишь из одного стихотворения "Княгиня": "в силу повеленья", "доктор-спекулятор", "деспотом явился" и др. Нужны были поэту эти прозаизмы именно для "затруднения" поэзии, для сближения ее с прозой. В стихах Некрасова есть элемент "газетности", например, "Вчерашний день, часу в шестом.." - так могла бы начинаться любая хроникальная заметка в газете. Некрасов пишет стихи, в которых эта "газетность" выносится в название: "Новости" - "газетный фельетон". Цикл стихотворений "На улице" есть, фактически, не что иное, как отрывки из газетной хроники. Стремясь "затруднить" поэзию, ввести новые формы стиха, Некрасов обращается к фольклору. Прекрасную мотивировку этому дает Эйхенбаум: "Это (фольклор) - неизменный источник обновления художественных форм при крутых переломах в искусстве, при борьбе с канонами". Фактическим началом своего творчества Некрасов считал стихотворение "В дороге", написанное в 1845 году. Уже в этом стихотворении совершенно очевидны фольклорные традиции, которые в данном случае заключаются, в основном, в многочисленных диалектизмах: тоись, не нужна-ста, сам-ат, знай-де, инда
и т. д. Но есть в стихотворении и другие, не менее важные фольклорные черты: Подобные художественные приемы, близкие к фольклорной традиции, встречаются и в других стихотворениях Некрасова ("Умер, Касьяновна, умер, родимая...", "Колокола-то, колокола", "Пламя и гонит, и гонит" и т. д.) Более глубокое усвоение фольклорных традиций начинается в творчестве Некрасова с поэмы "Коробейники", целиком построенной на фольклоре. Кроме внесения в поэму диалектизмов, разнообразных художественных приемов здесь есть еще одна интересная деталь, которую подметил Эйхенбаум: "песня развернута в поэму". Недаром перед каждой главой поэмы стоит эпиграф из народной песни: "Кумача не хочу, Китайки не надо", "Зачали-почали поповы дочери", "Ай, барыня! барыня!" и т. д. Через всю поэму проходит этот песенный мотив и кончается, наконец, "Песней убогого странника". Вообще, песня как жанр народного творчества, пожалуй, наиболее близка Некрасову. В стихотворении "Зеленый шум" (1862) песни снова проходят как лейтмотив: Под песню-вьюгу зимнюю... Лепечут песню новую... И все мне песня слышится... В 1856 году Некрасов пишет цикл стихов "Песни", в поэме "Кому на Руси жить хорошо" есть главы "Песни", "Горькое время - горькие песни", "Доброе время - добрые песни". Во всех этих стихах несомненна близость стиховой интонации к фольклору. Эйхенбаум выделяет несколько типов такой стиховой интонации у Некрасова: болтливая скороговорка, повествовательный и говорной сказы, балагурный тон, народное причитание "в голос" и другие. Особенности поэмы в том, что даже сюжет ее типичен для былин, легенд и сказок: путешествие в поисках счастливого. Всю поэму, в целом, можно рассматривать как народную быль. Кроме внесения в поэму диалектизмов и простонародной речи, необходимо отметить одну ее важную особенность: многожанровость. В поэме есть и сказочные элементы: (скатерть-самобранка), песни, легенды ("Легенда о двух великих грешниках", "Крестьянский грех"), загадки, прибаутки и т. д. Необходимо отметить еще одну важнейшую особенность поэмы - здесь Некрасов особенно широко вводит народную речь, то есть самую грубую прозу. Но это важнейшее достижение Некрасова, это то, к чему поэт стремился всю жизнь: язык и стих синтезированы, проза, соединяясь с поэзией, образует новую форму. Как справедливо отмечал замечательный литературовед Б. Эйхенбаум, “в числе разнообразных противоречий, накопленных русской жизнью и культурой прошлого века, имеется одно, наиболее мучительное, сохранившееся вплоть до революции: противоречие между “гражданской” и “чистой” поэзией, между поэтом-гражданином и поэтом-жрецом”. Лирика Н. А. Некрасова - явление в русской поэзии необычное. Вся она проникнута глубочайшим гражданским пафосом. Современник В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, Н. А. Некрасов стал поэтом революционной демократии, голосом защитников народа. А потому Н. А. Некрасов, по сравнению даже с такими “гражданами”, как А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов, полностью переосмысливает роль поэта и назначение поэзии в жизни. Основной его поэтической формулой становятся слова: Поэтом можешь ты не быть, Главное для Н. А. Некрасова - социальная направленность его стихотворений, что, кстати, объясняет слова И. С. Тургенева, утверждавшего, что в стихах Н. А. Некрасова “поэзия не ночевала”. Еще стыдней в годину горя становятся поэтическим кредо Н. А. Некрасова. Спи, пострел, пока безвредный! И скучно, и грустно, и некого в карты надуть... Пока в таких пародиях ощутима связь с исходным произведением, будет возникать комический эффект. Когда же эта связь утрачивается, сама собой решается проблема ввода новых стилистических элементов в старые формы. Пример такого использования и изменения старых форм мы находим, например, в стихотворении “Извозчик”, которое выдержано в старой балладной форме: Парень был Ванюха ражий, Н. А. Некрасов широко использует прием переиначивания старых жанров, придания им нового содержания. “Элегия” у поэта - это стихотворение о любви, но о любви к народу: в стихотворении “Размышления у парадного подъезда” возникает причудливое сочетание оды и фельетона. Результатом становится то, что Н. А. Некрасов снижает высокие жанры и поднимает жанры бульварной прессы. По словам Андреевского, “Некрасов возвысил стихотворный фельетон до значения крупного литературного произведения”. Изменение в поэтической системе надо было произвести так, чтобы он (фельетон) однозначно был понят как ликвидация “священной” поэзии. Поэтому появляется новый пафос, новая риторика, новые темы, новый язык. Слышь, учитель-ста врезамшись был, надолго укрепили представления о поэзии Н. А. Некрасова как о поэзии неэстетической. Действительно, поэт-гражданин полностью освобождается от традиций “высокого языка” поэзии. То сердце не научится любить, Выработанная четкая позиция по отношению к действительности становится причиной того, что поэзия Н. А. Некрасова лишена всякой нерешительности или неясности. Даже его лирика, даже мучительные переживания в стихотворении “Рыцарь на час” являются результатом не сомнений, а ясного сознания, где правда, а где отклонение от нее. В стихах своих поэт подчеркивает то, что не соответствует идеалу: фабрика для него - “тихий плач и жалобы детей”; вместо великолепия Петербурга он видит его “день больной”. Это отсутствие сомнения говорит о том, что в поэзии Н. А. Некрасова нет борения, нет разрыва между автором-поэтом и автором-человеком, ибо существует поэт-гражданин. Сила с неправдою Н. А. Некрасов умело использует народный стиль: отрицательные параллелизмы (“Не гулял с кистенем я в дремучем лесу, // Не лежал я во рву в непроглядную ночь...”), повторы основ слова (расплетал-заплетал, целовал-миловал), подхваты предыдущей строки с переносом ее в начало последующей (“Я свой век погубил за девицу-красу, // За девицу-красу, за дворянскую дочь...”), характерные эпитеты (“белая рученька”, “буйная голова”), повтор предлогов (“по торговым селам, по большим городам”) и т. д. В стихах появляется большое количество свободных дактилей, весьма характерных для народной поэзии. В текст поэмы “Кому на Руси жить хорошо” вводятся загадки (“Летит - молчит, лежит - молчит, когда умрет - тогда ревет”), которые даже могут приобретать форму поэтического сравнения: А бабы свеклу дергают, Впрочем, несмотря на то что фольклорные элементы встречаются в лирике Н. А. Некрасова достаточно часто, их использование было не целью, а лишь средством, помогающим поэту достичь в лирике необходимого эффекта. Кстати, кроме элементов народного творчества, Н. А. Некрасов, там где считает необходимым, использует и жанры городского фольклора, такие, как уличный романс и шансонетку. Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877). Несмотря на то что Некрасов противопоставлял свои произведения (прежде всего стилистически) «школе гармонической точности», он сохранил связь с русской поэтической традицией (в его произведениях встречаются олицетворения, характерные для поэзии классицизма, и романтические формулы). Новаторство Некрасова связано с тем, что он включал в поэтический текст прозаическую тематику и народно-разговорную лексику, сближая тем самым литературу с действительностью, живую речь простого народа с языком образованного общества. Таким образом, Некрасов провел очередную (следующую за пушкинской) демократизацию словаря русской лирики. Николай Алексеевич Некрасов изменил господствовавшие до него представления о поэтичности языка Стилистическое богатство стихов Некрасова достигается путем включения в текст многочисленных диалектизмов (слов крестьянского обихода и бытовые выражения провинциального духовенства), городского просторечия (лексика и фразеология петербургских чиновников, разночинцев, людей свободных профессий) и прозаизмов. Нередко поэт использовал подобную лексику для создания речевой характеристики персонажей, индивидуальных психологических портретов, и в этом смысле Некрасов оказался продолжателем опять же прозаической, гоголевской традиции. По своей речевой характеристике чиновник в цикле «О погоде» (1865) не похож на горюющую о безвременно умершем сыне крестьянку из стихотворения «В деревне» (1854), и каждый из них в свою очередь отличен от персонажей поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Стремление к изображению представителей разных социальных слоев и воссозданию характерной для них речи объясняется жанровая специфика произведений Некрасова. Поэт отдает предпочтение стихотворным рассказам-балладам, ролевой лирике, в которых наиболее полно проявляется индивидуальные языковые особенности. Еще одной важной чертой некрасовской лирики является использование лексических, фразеологических, словообразовательных возможностей фольклора. В его стихах встречаются постоянные эпитеты и речевые формулы, характерные для фольклора, разнообразные пословицы, а также многочисленные сложные слова и слова, образованные путем наращения приставок, уменьшительно-ласкательных суффиксов (поразъехались , кручинушка , тихохонько , святорусский , любвеобильный и др.). Закономерно, что одним из наиболее часто используемых Некрасовым приемов оказывается стилистический контраст. Так, в стихотворении «Друзьям» (1876) Некрасов, продолжая тему пушкинского «Памятника» и сохраняя общую торжественную интонацию, трансформирует заданную картину: вместо высоких одических образов памятника нерукотворного и народной тропы появляются бытовые могила и проторенные лаптями пути: Вам же - не праздно,
друзья благородные, Это сочетание просторечной лексики, бытовых образов и возвышенной интонации в трехсложных стихотворных размерах (характерных для некрасовской лирики) создает особый эффект возвышенного разговора о простых, обыденных вещах. Особенностью поэзии Некрасова были также многочисленные семантические сдвиги - изменения в лексическом значении отдельных слов. Примерами подобных сдвигов К. И. Чуковский называл понятия дело , злоба , терпенье , пошлость , роковой , которые приобрели у Некрасова остросоциальный смысл. Именно этот прием лежит в основе некрасовского эзопова языка. Своеобразие некрасовского стиля наиболее полно отражено в поэме-эпопее «Кому на Руси жить хорошо», создававшейся в 1866-1876 гг. В поэме сформулировано некрасовское отношение к народной русской речи, в которой нередко услышишь «слово меткое, какое не придумаешь, хоть проглоти перо!» Именно такое точное живое слово было одним из главных художественных средств Некрасова. Широтой представленной народной лексики поэма походит на «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, изданный в 60-е гг. XIX века. Как и Словарь Даля, некрасовская поэма «Кому на Руси жить хорошо» стала настоящей энциклопедией народной жизни. Поэзию Некрасова нередко критиковали, «отвергали вследствие ее формы», ее чрезмерной прозаичности (Ю. Тынянов «Стиховые формы Некрасова», 1921). Так, И. С. Тургенев в письме своему другу, поэту Я. П. Полонскому (январь 1868 г.) резко отзывался о стихах Некрасова, будто «поэзия и не ночевала тут». В действительности некрасовский «суровый, неуклюжий стих» существенно изменил картину русской поэзии середины ХIХ в., расширив представления о границах «поэтического». Навигация
|
Читайте: |
---|
Новое
- Как выбирают модули орксэ?
- Молитва святой великомученица екатерина в чем помогает
- Закон «О прожиточном минимуме в РФ
- К чему снится ребенок шевелится в животе — толкование сна по сонникам Сонник ручка младенца в животе
- Гороскоп на октябрь для женщины знака телец Гороскоп на октябрь телец девушка
- Хрустящие маринованные огурцы в банках
- Как испечь свеклу в духовке
- Цветная капуста и брокколи, запеченные в духовке
- Как вкусно приготовить брокколи с цветной капустой
- Сонник юнга толкование снов