Разделы сайта
Выбор редакции:
- Как загрузить банковские выписки и выгрузить платежные поручения 1с файл выгрузки в банк
- Закрывается 43 счет в конце месяца
- Простые рецепты густого джема и конфитюра из яблок на зиму в домашних условиях Джем из яблок
- Как приготовить плов дома из курицы
- Сказки, которые сочинили ученики
- Как выбирают модули орксэ?
- Молитва святой великомученица екатерина в чем помогает
- Закон «О прожиточном минимуме в РФ
- К чему снится ребенок шевелится в животе — толкование сна по сонникам Сонник ручка младенца в животе
- Гороскоп на октябрь для женщины знака телец Гороскоп на октябрь телец девушка
Реклама
Новый реквизит в путевых листах. Путевой лист: реквизиты, форма и оформление. Показания спидометра в путевом листе |
В (а также в целях налогообложения прибыли) путевой лист используется, в частности, в качестве первичного учетного документа, подтверждающего . Разберемся, обязано ли предприятие промышленности при разработке формы путевого листа учитывать требования Приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152, которым утверждены Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов. Изучаем нормы законовСогласно требованиям Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни экономического субъекта должен быть оформлен , содержащим обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 указанного Закона. Формы первичных учетных документов с 01.01.2013 определяет руководитель экономического субъекта, поэтому организации не обязаны пользоваться унифицированной первичной документацией. В то же время если на основании других федеральных законов уполномоченными органами утверждены формы документов, которые используются в качестве первичных учетных документов, названные формы являются обязательными к применению (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012, Письмо Минфина России от 06.03.2013 N 03-03-06/1/6700). Такой подход следует применять и в отношении Обязательных реквизитов, утвержденных Приказом Минтранса России N 152, поскольку этот документ издан во исполнение требований Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта". Федеральный закон N 259-ФЗ регулирует отношения, возникающие при оказании и городским наземным электрическим транспортом, который является частью транспортной системы РФ. Обозначенным Законом определены среди прочего общие условия перевозок грузов, пассажиров и багажа автобусами, легковыми и грузовыми автомобилями в городском, пригородном и междугородном сообщениях. Одно из общих условий касается необходимости оформления для учета и контроля работы транспортного средства и водителя путевого листа, содержащего обязательные реквизиты, утвержденные Приказом Минтранса России N 152. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, легковыми и грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство запрещено п. 2 ст. 6 Федерального закона N 259-ФЗ. Согласно Приказу Минтранса России N 152 Обязательные реквизиты и порядок применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи. В связи с этим делаем вывод: предприятие промышленности, эксплуатирующее транспортные средства (грузовые и легковые автомобили, автобусы) с целью перевозки грузов, пассажиров (включая своих работников), багажа, при разработке формы путевого листа должно включить в него обязательные реквизиты, приведенные в Приказе Минтранса России N 152. Рассматриваем судебные делаПодтверждение представленного вывода можно найти в арбитражной практике. Обратим внимание на Постановление ФАС ЦО от 09.04.2013 по делу N А62-4316/2012, в передаче которого в Президиум ВАС отказано Определением ВАС РФ от 31.07.2013 N ВАС-10020/13. Фигурантом дела стало бюро медико-социальной экспертизы (казенное учреждение), имеющее автомобильный транспорт, который используется для перевозки пассажиров и различных грузов с выездом транспортных средств на дороги общего пользования. Бюро использовало путевые листы, не содержащие обязательных реквизитов, утвержденных Приказом Минтранса России N 152. Судьи решили, что учреждение, являющееся владельцем автотранспортных средств и производящее перевозку грузов и пассажиров по дорогам общего пользования, при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией автотранспортных средств, обязано выполнять требования Приказа Минтранса России N 152. Соблюдение этих требований законодатель связывает с перевозкой пассажиров и грузов и не указывает на зависимость от осуществления перевозки для внутренних нужд предприятия или на коммерческой основе. Еще одним подтверждением является Постановление ФАС ДВО от 18.03.2014 N Ф03-336/2014. В данном случае заявителем также стало лицо, не являющееся автотранспортным предприятием, а именно управление Пенсионного фонда. Другой подходНекоторые эксперты придерживаются мнения о том, что положения Приказа Минтранса России N 152 обязаны соблюдать только автотранспортные предприятия. Обозначенная точка зрения нашла отклик у судей ФАС МО, которые посчитали, что составление путевого листа носит обязательный характер только для автотранспортных предприятий. Поскольку общество таковым не является, оно вправе подтвердить правомерность списания ГСМ иными документами (актами на списание топлива) (Постановление от 18.09.2013 по делу N А40-19421/13-99-60). Обоснование следующее. Федеральный закон N 259-ФЗ регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы РФ. В свою очередь, Приказ Минтранса России N 152 принят во исполнение п. 1 ст. 6 указанного Закона. Так как заявитель не оказывает услуг автомобильным транспортом, действие названного Федерального закона и принятого в соответствии с ним подзаконного акта не распространяется на данные правоотношения. Обязательные реквизиты путевого листаПриведем обязательные реквизиты, утвержденные Приказом Минтранса России N 152.
На путевом листе также могут быть размещены дополнительные реквизиты, учитывающие особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой. Можно ли путевой лист оформить на месяц?В Приказе Минтранса России N 152 говорится, что путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий месяца. При этом в Приказе не уточняется, при каких обстоятельствах путевой лист может быть оформлен на период, превышающий один день. К примеру, в Указаниях по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, обозначено, что по общему правилу путевой лист легкового автомобиля (форма 3) действителен на один день или смену. Исключение распространяется только на ситуацию отправления водителя в командировку, когда водитель выполняет задание в течение более одних суток (смены). Тогда путевой лист выдается на более длительный срок. Однако с 01.01.2013 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Та же участь, соответственно, постигла указания по применению унифицированных форм. При решении вопроса о том, на какой срок организация может оформить путевой лист, рекомендуем исходить из общих принципов, заложенных в законодательстве РФ о бухгалтерском учете. Напомним, что первичным учетным документом оформляется каждый факт хозяйственной жизни. В свою очередь, под фактом хозяйственной жизни понимается сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (п. 8 ст. 3 Федерального закона N 402-ФЗ). Принципы, с учетом которых формируются бухгалтерский учет и бухгалтерская отчетность, перечислены в п. 6 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" (Утверждено Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н). К ним среди прочего относятся:
В Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (Одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997) подмечено, что на практике можно столкнуться с необходимостью выбора между разными требованиями. Задача решается путем достижения соответствующего баланса между требованиями, главное - реализовать цель бухгалтерского учета. В итоге относительная важность отдельных требований в разных ситуациях является предметом профессионального анализа. В связи с этим организация, делая упор на принцип рациональности (допустим, поездки, совершаемые водителем, не продолжительны во времени), вправе принять решение об оформлении путевых листов на период, превышающий один день (в том числе в определенных ситуациях, например при отправлении сотрудника в командировку). Кстати, Минфин в свое время указал: первичные документы необходимо составлять с такой регулярностью, чтобы на их основании можно было судить об обоснованности произведенных расходов. Нетранспортные компании могут оформить путевой лист на несколько дней, неделю или на любой другой срок, не превышающий месяца (Письмо от 30.11.2012 N 03-03-07/51). Об этом также сказано в Постановлении ФАС ВВО от 27.04.2009 по делу N А38-4082/2008-17-282-17-282. Водителя два, а путевых листов сколько?В Приказе Минтранса России N 152 сказано, что путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок, то есть одно транспортное средство - один путевой лист на соответствующий период. В то же время если в течение срока действия путевого листа транспортное средство используется посменно несколькими водителями, можно оформить несколько путевых листов (раздельно на каждого водителя). Тогда дата, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки проставляются в путевом листе водителя, который первым выезжает с места постоянной стоянки, а дата, время и показания одометра при заезде транспортного средства на постоянную стоянку - в путевом листе водителя, который последним заезжает на нее. Таким образом, в ситуации, когда на одном транспортном средстве в течение периода, на который оформляется путевой лист, работает несколько водителей, выписывается либо один путевой лист, либо несколько - на каждого водителя. Организация делает выбор самостоятельно. Предприятие промышленности, эксплуатирующее транспортные средства (грузовые и легковые автомобили, автобусы) с целью перевозки грузов, пассажиров (включая своих работников), обязано при разработке путевого листа учитывать положения Приказа Минтранса России N 152, в котором приведены Обязательные реквизиты путевого листа. Данный подход подтверждает и судебная практика, хотя существует также другая позиция, заключающаяся в том, что предприятия, не являющиеся автотранспортными, не обязаны соблюдать требования названного Приказа. К обязательным реквизитам путевого листа относятся наименование и номер путевого листа, сведения о сроке его действия (путевой лист может быть оформлен на один день или на больший период, не превышающий одного месяца, если на то есть необходимость), о собственнике (владельце) транспортного средства, о самом автомобиле, а также о водителе. Если на одном транспортном средстве работает несколько водителей в течение периода, на который оформляется путевой лист, в путевом листе должны быть проставлены сведения обо всех водителях (когда предприятие принимает решение оформлять на каждое транспортное средство только один путевой лист вне зависимости от количества задействованных водителей). Если же на каждого водителя оформляется свой путевой лист, в нем указываются сведения только об этом конкретном водителе. В работе компаний, использующих транспорт, путевой лист — едва ли не главный первичный документ. Читателям «Клерка» нет смысла долго объяснять, насколько он необходим для контроля работы водителя и учета расходов на ГСМ, для начисления заработной платы и исчисления налога на прибыль. Однако у всех порой возникают вопросы, связанные с оформлением путевых листов, особенно после недавнего вступления в силу новых правил. Напомним, что с конца 2017 в России действуют поправки, изложенные в Приказе № 476 Минтранса РФ. Согласно этому документу, скорректированы требования к заполнению путевых листов, обозначен новый порядок оформления документов, появились дополнительные обязательные реквизиты.
Наряду с этим, теперь необходимо подтверждать факт проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств до их выезда с места постоянной стоянки. В путевом листе нужно указать точную дату и время, когда производился контроль, и далее заверить документ подписью контролера с указанием фамилии и инициалов. Если отметки о прохождении контроля нет, то эксплуатация ТС не допускается. Игнорирование требований о проведении техконтроля грозит серьезными штрафами: 5 000 рублей для должностных лиц и 30 000 для организаций и ИП. В работе по ведению путевых листов не существует строго утвержденного бланка. И перевозчики могут использовать свои формы, разработанные в соответствии с требованиями и рекомендациями Минтранса. Это право подтверждает письмо Минфина РФ от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161 «О применении самостоятельно разработанных бланков путевых листов». Но есть унифицированные образцы, которые можно использовать в деятельности разных компаний. Например, для легкового транспорта оптимальная форма путевого листа выглядит так: Путевой лист для грузового транспорта, как правило, имеет такой вид: Для того, чтоб не тратить время на поиск образцов путевых листов для разных категорий ТС, мы составили удобную подборку актуальных форм с примерами заполнения.
И, конечно, вам будет полезно узнать из этого материала о том, как разработать формы путевых листов самостоятельно и автоматизировать работу с ними, чтобы сэкономить время себе и своим сотрудникам. P.S. В ближайшем будущем ожидаются новые изменения в требованиях по ведению путевых листов. Согласно новой инициативе Минтранса РФ, планируется обязать перевозчиков оформлять путевой лист до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя превышает продолжительность смены (рабочего дня), или до начала первого рейса, если в течение смены водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов. Также в планах заменить слово «стоянка» на «парковка», а понятие предрейсового и послерейсового медосмотра на «предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового».
Изменения в порядке заполнения путевых листов вступили в действие 15 декабря 2017 года. Теперь в путевой лист нужно будет включить новые реквизиты. В статье подробно рассмотрим изменения в заполнении таких листов, а также какие реквизиты должен содержать путевой лист с 15 декабря 2017 года. Для чего нужны путевые листыОсновное назначение путевого листа – это контроль работы ТС, а также водителя в компании. Бланк для путевых листов организация вправе разработать самостоятельно, либо использовать унифицированные формы. Обязательными реквизитами в путевом листе являлись следующие:
Любые другие реквизиты организация может предусмотреть по своим потребностям (Читайте также статью ⇒ ). Но в любом случае, бланк листа должен соответствовать основным требованиям, предъявляемым к первичным документам и содержать следующие реквизиты:
Изменения в начале 2017 годаОсновным изменением с 26 февраля стало необязательное проставление печати в заголовке листа. Помимо этого, за организациями закрепилась обязанность по подтверждению предрейсового контроля техсостояния ТС.
В соответствии с этим путевой лист должен содержать такую дополнительную информацию:
Путевой лист с 15 декабря 2017 годаОсновные изменения с 15 декабря в путевых листах связаны с тем, что вводятся новые реквизиты в лист. Теперь в листе должен быть указан регистрационный номер организации или ИП, то есть ОРГН и ОРГНИП. Если эти реквизиты заполнены не будут, то лист будет признан заполненным с нарушениями. Где именно указывать ОГРН в листе решить компании могут самостоятельно. Например, указать его можно в графе, где указывается наименование компании, либо ФИО ИП.
Кроме того, теперь в путевом листе следует указывать дату проведения контроля по техсостоянию ТС до рейса (предрейсовый контроль), а также точное время его проведения. Указывается при этом, число, месяц, год контроля, а также часы и минуты его проведения. Еще изменения с 2017 года24 декабря 2017 также вступил в силу Порядок контроля техсостояния ТС. Для исключения вероятности использования неисправного ТС, организации обязаны проводить контроль техсостояния до рейса.
Информацию о предрейсовом контроле, включающую в себя дату его проведения и время вносит контролер. В случае нарушения требований по проведению такого контроля компаниям грозят штрафы:
Порядок проведения предрейсового контроляПомимо проставления отметок в путевых листах, как организации, так и ИП должны вносить результаты контроля в журнал регистрации контроля. Журнал регистрации предрейсового контроляВ журнале регистрации предрейсового контроля фиксируется следующая информация:
ЗаключениеТаким образом, с 15 декабря изменились реквизиты путевого листа. Если организации используют типовую форму листов, то внести потребуется некоторые реквизиты. Подведем итоги и сведем в таблицу основные изменения и дополнения в реквизитах путевого листа: Законодательная база
Путевой лист (п/л, путевка) относится к первичной учетной документации, которую ведут все компании и частные предприниматели, связанные с эксплуатацией автотранспортных средств. Если собственник ТС – предприятие, данный документ служит подтверждением права управления. Если машина частная и применяется для рабочих поездок, п/л помогает просчитать затраты. Проверкой путевок занимается трудовая инспекция, ГИБДД, ФНС. Знание новых правил заполнения путевых листов в 2019 году позволит избежать ошибок и возможных штрафов за несоблюдение стандартов. В данной статье содержится максимально полная и достоверная информация о корректном заполнении п/л, сроках его действия, а также приведен заполненный новый образец. Особенности путевого листа 2019Организация вправе сама разрабатывать и утверждать форму или использовать единые бланки (Постановление Госкомстата №78 от 28.11.1997). Однако если предприятие занимается перевозкой людей/грузов, учет движения автомобилей должен вестись в утвержденной форме. Использование нового бланка отражается в учетной политике компании. Также, согласно Приказу Минтранса №476 от 07.11.2017, в путевке необходимо прописывать дополнительные данные о владельце автомобиля: для предприятий – ОГРН, для ИП – ОГИП. ВНИМАНИЕ! Требования приказа Минтранса РФ №152 от 18.09.2008 к оформлению путевок пересекаются с Уставом Автотранспорта. Соблюдать его обязаны перевозчики, которые ввозят что-то и имеют отдельное соглашение о поставках за оплату. Действие закона прекращается, когда речь идет о некоммерческой транспортировке пассажиров/ товаров либо единовременной поездке в собственных целях. Автомобилисту не нужна путевка. Если сотрудник ГИБДД потребует ее, подобные действия рассматриваются как нарушение прав. Постановление о денежном наказании легко отменить в судебном порядке. Во всех остальных ситуациях предусмотрен штраф за езду без п/л в размере 500-3000 рублей (ст.12.13 КоАП РФ). Путевой лист требуется организациям и индивидуальным предпринимателям в следующих случаях:
Данный документ является подтверждением обоснованности поездки, законной транспортировки пассажиров/груза, исправного состояния ТС и права его управления. Выписывание путевки ведется всегда при эксплуатации машины для рабочих целей. При этом форма собственности значения не имеет. Транспортное средство может числиться на балансе предприятия, быть арендованной у сторонней компании либо быть личной машиной работника и использоваться для потребностей организации. Путевой лист может быть выдан на месяц (30 дней), 1 рабочий день либо на 1 поездку. Новыми правилами заполнения п/л в 2019 году предусмотрена возможность продления периода его действия. Разновидности путевого листаВид бланка напрямую зависит от типа автотранспорта и сферы его использования. Основные различия прослеживаются в содержании и порядке оформления (Приказ Минтранса РФ №152 от 18.09.2008). Учет п/л ведется в специальном журнале. Новые отдельные бланки введены для следующих категорий ТС:
Как только организация определилась с нужной формой бланка, бухгалтер обязан утвердить его в журнале «Учетная политика». Также необходимо поступить при переходе на использование иной формы путевки. Однако чтобы такой документ имел юридическую силу, в нем должны быть указаны все необходимые реквизиты в соответствии с новыми правилами заполнения в 2019 году. Образец заполнения и новые правила оформленияОформление путевого листа автотранспортного предприятия ̶ обязанность диспетчера. В других организациях эти функции выполняет ответственный за выпуск ТС на линию сотрудник. Основанием является приказ директора компании. В некоторых случаях п/л заполняется водителями. Они оформляют лишь свою часть бланка и вносят сведения о пробеге машины согласно показателям одометра. Нередко при заполнении путевого листа на легковой автомобиль применяется специальная программа. С ее помощью можно скрыть ненужные участки бланка, точно определить время пройденного пути, проставить число на документ. Для одинакового оформления путевок все диспетчеры должны владеть навыками работы с указанной программой. Также она значительно упростит работу водителя, у которого теперь есть возможность учитывать итоговую стоимость затраченного на путь топлива и определять точный остаток. Наличие данной программы необязательно, ведь новые бланки разрешается оформлять вручную. Обязательными условиями оформления являются следующие моменты:
После рейса путевка передается диспетчеру. Помимо дополнительных сведений в графе №6 «Нулевой пробег» он указывает расстояние от гаражного бокса до начального места погрузки, затем от последнего пункта разгрузки до гаража. Закрытые путевые листы хранятся не менее 5 лет (Приказ Минтранса РФ №152 от 18.09.2008).Ответственность за ненадлежащее заполнение документации возложена на руководство предприятия и лиц, которые отвечают за эксплуатацию ТС и участвуют в оформлении. Ставя свою роспись в бланке, сотрудник должен понимать, что он ответственен за достоверность внесенных сведений. Ниже приведен пример правильного заполнения п/л для легкового автомобиля (форма №3) в 2019 году:
Оборотная сторона
Обязательные реквизитыСогласно внесенным изменениям Минтранспорта (Приказы №476 от 07.11.2017 и №17 от 18.01.2017) путевой лист в 2019 году должен содержать 14 обязательных реквизитов. Их перечень приведен ниже:
Если организация использует самостоятельно разработанный формат документа, в нем указываются все обязательные реквизиты, актуальные на 2019 год. Согласно Приказу Минтранса РФ №476 от 17.11.2017 в новой форме п/л предусмотрены следующие нововведения:
Также Закон №152 не требует указания маршрута в путевке: необходимы лишь показания одометра, который фиксирует момент выезда из гаражного бокса и обратное прибытие. Однако как показывает арбитражная практика, контролирующие органы нередко причисляют отсутствие сведений о маршруте к числу нарушений. Бывают случаи, когда в этом вопросе их поддерживает суд. За основу берется Постановление №78. Поэтому, чтобы было меньше недоразумений, эксперты рекомендуют прописывать конечный пункт назначения. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Закрывается 43 счет в конце месяца
- Простые рецепты густого джема и конфитюра из яблок на зиму в домашних условиях Джем из яблок
- Как приготовить плов дома из курицы
- Сказки, которые сочинили ученики
- Как выбирают модули орксэ?
- Молитва святой великомученица екатерина в чем помогает
- Закон «О прожиточном минимуме в РФ
- К чему снится ребенок шевелится в животе — толкование сна по сонникам Сонник ручка младенца в животе
- Гороскоп на октябрь для женщины знака телец Гороскоп на октябрь телец девушка
- Хрустящие маринованные огурцы в банках