Главная - Свиньи
Почему старообрядцы никогда не снимают крестик. Значение и виды крестов староверов

3.7 (73.15%) 111 votes

Какой крест считается каноничным, почему недопустимо ношение нательного креста с изображением распятого Спасителя и прочих образков?

Каждый христианин от святого крещения до смертного часа должен носить на груди знак своей веры в распятие и Воскресение Господа и Бога нашего Исуса Христа. Этот знак мы носим не поверх одежды, а на своем теле, поэтому он и называется нательным, а осьмиконечным (восьмиконечным) он называется потому, что подобен Кресту, на котором был распят Господь на Голгофе.

Коллекция нательных крестов 18-19 веков из района поселений Красноярского Края говорит о наличии устойчивых предпочтений по форме на фоне богатого многообразия индивидуального исполнения изделий мастерами, причём исключения лишь подтверждают строгое правило.

Неписаные предания хранят множество нюансов. Так, уже после после публикации данной статьи один старообрядческий епископ, а следом и читатель сайта указали на то, что слово крест , равно как слово икона , не имеет уменьшительно-ласкательной формы. В связи с этим мы также обращаемся к нашим посетителям с просьбой уважительно относиться к символам Православия и следить за правильностью своей речи!

Мужской нательный крест

Нательный крест, который всегда и повсюду находится с нами, служит постоянным напоминанием о Воскресении Христа и о том, что при крещении мы обещались служить Ему, отреклись от сатаны. Тем самым нательный крест способен укреплять наши духовные и физические силы, защищать нас от диявольского зла.

Самые древние из сохранившихся крестов часто имеют форму простого равностороннего четырехконечного креста. Так было принято во времена, когда христиане почитали и Христа, и апостолов, и святой крест символически. В древности, как известно, Христа часто изображали в виде Агнца, окруженного 12 другими агнцами – апостолами. Также и Крест Господень изображался символически.


Богатая фантазия мастеров жёстко ограничивалась неписаными понятиями о каноничности нательных крестов

Позднее, в связи с обретением подлинного Честнаго и Животворящаго Креста Господня св. царицей Еленой, осьмиконечная форма креста начинает изображаться всё чаще. Это нашло отражение и в нательных крестах. Но четвероконечие не исчезло: как правило, осьмиконечный крест изображался внутри четвероконечного.


Наряду со ставшими традиционными на Руси формами в старообрядческих поселениях Красноярского Края можно встретить и наследие более древней византийской традиции

Для того, чтобы напоминать нам о том, что значит для нас Крест Христов, его часто изображали на символической Голгофе с черепом (главой Адама) у основания. Рядом с ним обычно можно видеть орудия страстей Господних – копие и трость.

Буквы IНЦI (Исус Назарянин Царь Иудейский), которые обычно изображаются на более крупных крестах, приводятся в память о надписи, насмешливо прибитой над головой Спасителя во время распятия.

Поясняющая под титлами надпись ЦРЬ СЛВЫ IС ХС СНЪ БЖIЙ гласит: “Царь Славы Исус Христос Сын Божии ”. Часто добавляется надпись “НИКА ” (греческое слово, означает победу Христа над смертью).

Отдельные буквы, могущие быть на нательных крестах, означают “К ” – копие, “Т ” – трость, “ГГ ” – гора Голгофа, “ГА ” – глава Адама. “МЛРБ ” – Место Лобное Рай Бысть (то есть: на месте казни Христа некогда был насажден Рай).

Мы уверены, что многие даже не догадываются, насколько данный символизм извращён в привычной нам колоде карт . Как выяснилось в , четыре карточные масти – это скрытая хула на христианские святыни: крести – это Крест Христов; бубны – гвозди; пики – копие сотника; черви – это губка с уксусом, которую мучители глумливо давали Христу вместо воды.

Изображение Распятого Спасителя именно на нательных крестах появилось совсем недавно (по крайней мере, после XVII века). Нательные кресты с изображением Распятия неканоничны , поскольку изображение Распятия превращает нательный крест в икону, а икона предназначена для непосредственного восприятия и молитвы.

Ношение иконы в скрытом от глаз виде таит в себе опасность использования её не по назначению, а именно как магический амулет или оберег. Крест – это символ , а Распятие – это образ . Священник носит крест с Распятием, но он носит его видимым образом: так, что все видят этот образ и вдохновляются на молитву, вдохновляются на определённое отношение к священнику. Священство – это образ Христов. А нательный крест, который мы носим под одеждой, – есть символ, и Распятия там быть не должно.

Одно из древних правил святого Василия Великого (IV век), которое вошло в Номоканон, гласит:

«Всякий, носящий на себе в качестве ладанки какую-либо икону, подвергаться должен отлучению от причастия на три года».

Как видим, древние отцы очень строго следили за правильным отношением к иконе, к образу. Они стояли на страже чистоты Православия, всячески ограждая его от язычества. К 17 веку сложился обычай помещать на обороте нательного креста молитву Кресту (“Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его…”), или только первые слова.

Женский нательный крест


В старообрядчестве до сих пор устойчиво сохраняется внешнее различие между “женскими ” и “мужскими ” крестами. “Женский” нательный крест имеет более сглаженную, округлую форму без острых углов. Вокруг “женского” креста растительным орнаментом изображается “лоза”, напоминающая о словах псалмопевца: “Жена твоя, яко лоза плодовита в странах дому твоего ” (Пс., 127, 3).

Нательный крест принято носить на длинном гайтане (тесьме, плетёной нити) так, чтобы можно было, не снимая его, взять крест в руки и осенить себя крестным знамением (это положено делать с соответствующими молитвами перед сном, а также при совершении келейного правила).


Символизм во всём: даже три венца над отверстием символизируют Св.Троицу!

Если говорить о крестах с изображением распятия шире, то отличительной особенностью каноничных крестов является стиль изображения на них тела Христа. Широко распространённый сегодня на новообрядческих крестах образ страдающего Исуса чужд православной традиции .


Старинные медальоны с символическим изображением

Согласно каноничным представлениям, нашедшим отражение в иконописи и медной пластике, тело Спасителя на Кресте никогда не изображалось страдающим, провисшим на гвоздях и т.п., что свидетельствует о Его божественной природе.

Манера “очеловечивания” страданий Христа свойственна католицизму и заимствована много позднее церковного раскола на Руси. Старообрядцы считают такие кресты негодными . Примеры каноничного и современного новообрядческого литья приведены ниже: подмена понятий заметна даже невооружённым взглядом.

Следует отметить и устойчивость традиций: коллекции на фотографиях пополнялись без цели показать только древние формы, то есть сотни видов современной “православной бижутерии ” – изобретение последних десятилетий на фоне почти полного забвения символизма и смысла образа честного Креста Господня.

Иллюстрации по теме

Ниже приводим иллюстрации, подобранные редакцией сайта “Старообрядческая Мысль”и ссылки по теме.


Пример каноничных нательных крестов разных времён:


Пример неканоничных крестов разных времён:



Необычные кресты, изготовленные, предположительно, в старообрядцами в Румынии


Фото с выставки “Русское старообрядчество”, г. Рязань

Крест с необычной тыльной стороной, о которой можно прочитать

Мужcкой крест современной работы



Каталог старинных крестов – сетевая версия книги «Тысячелетие Креста » – http://k1000k.narod.ru

Хорошо иллюстрированная статья о раннехристианских нательных крестах с качественными иллюстрациями в цвете и дополнительным материалом по теме на сайте Культурология.Ру – http://www.kulturologia.ru/blogs/150713/18549/

Исчерпывающая информация и фото о литых киотных крестах от новгородского производителя аналогичных изделий : https://readtiger.com/www.olevs.ru/novgorodskoe_litje/static/kiotnye_mednolitye_kresty_2/

Даже спустя 300 лет после церковной реформы Никона и царя Алексея Михайловича в России остались люди, исповедующие христианство по старому образцу. В быту их так и именуют – старообрядцы (или староверы). Свято почитая Господа, они крестятся двуперстием, ибо «щепотью вы соль и табак берёте – в раны Христа кладёте». А Святую Троицу у них обозначают сомкнутые воедино большой палец, безымянный и мизинец. И восьмиконечный крест у них не имеет распятия – только надписи во славу Господа.

Похороны у старообрядцев

Также как в быту староверы отличаются от прихожан православной Церкви, так и обряд похорон у них имеет свои особенности. Ниже перечислены похоронные обычаи староверов из разных волостей дореволюционной России. Во многом эти традиции архаичны и не исполняются в наши дни в полной мере. Даже в больших поселениях сейчас предпочитают не выращивать лён на подворье для похоронной одёжи, а покупать уже готовую ткань. Это же касается изготовления гроба (его теперь покупают вместо собственноручного вытёсывания колоды из цельного дерева) и транспортировки к кладбищу (используют автомобиль, а не несут вручную). В общих же чертах старообрядцы стараются придерживаться заветов своих отцов.

Накануне смерти

Исповедь считается одним из важных этапов на пути к Господу. Для неё приглашают наставника или очищают душу перед старшим членом общины. Приглашать православного священника считается верным пропуском в Ад.

Во время покаяния из-под головы убирали подушку, а к губам прикладывали святую воду. Для облегчения души умирающему задавались вопросы:

  • Не желаешь ли поведать что-то важное, выразить свою последнюю волю?
  • Нет ли желания исповедать грех, в котором ранее не было раскаяния?
  • Не хранишь ли обиду на кого из близких?

По окончанию исповеди налагалась епитимья согласно озвученных грехов. Считалось, что без покаяния нельзя представать перед Богов. По нераскаявшимся при жизни усопшим читали только молитву на отход души, без отпевания.

Плач по покойному

Во многих общинах староверов принято громко оплакивать ушедших из жизни. Причитать начинают прямо с момента констатации смерти. Часто для этих целей приглашали плакальщиц. Опытные жалобщицы могли своими причитаниями настолько растрогать присутствующих, что даже у мужчин порой катились слёзы. Считалось, что душа, услышав подобные стенания будет удовлетворена и не станет возвращаться в дом.

В других поселениях плач порицался. Его называли вытьём и другими оскорбительными словами.

Занавешивание зеркал

В обязательном порядке по всему дому занавешивались все зеркальные поверхности. Это касается зеркал, начищенных металлических створок, самоваров, а в последнее время и телевизоров, мониторов.

Омовение

Для обмывания звали уже не знающих греха пожилых староверцев одного пола с почившим. Если община немногочисленна, допускалось приглашать женщин в летах для преставившихся мужчин.

Очищение телесных покровов проводили в первые часы по кончине. В силу трудоёмкости, этим занималось 2-3 человека. Начинали с головы и заканчивали ногами. Правую сторону прежде левой. Часто для этих целей использовали «Иорданскую» воду, набранную 18-19 января.

После омовения воду не выливали в общие места. Вместе с губками, гребешком и прочими использованными принадлежностями её относили за село и прикапывали – «дабы нечистый не воспользовался».

Облачение

Похоронную одежду заготавливали заранее. Она состояла из нательного белья (рубахи), носков (у женщин - чулок) и мягких тапочек из кожи, соломы или грубой ткани. Женская рубашка достигала щиколоток, мужская – колен. Исподнее готовили белого цвета. В отдельных волостях этим и ограничивались. Но чаще поверх мужчинам надевали штаны, не заправляя, а женщинам – сарафан тёмных тонов: синего, коричневого или чёрного цветов. Вышивка или прочие украшения не допускались. Всё одеяние, как и саван, шилось без узлов, швом «иголка вперёд».

Девушке заплеталась одна коса, плетением вверх, а замужней – две и плетением вниз. На голову повязывали косынку или чепчик, а сверху ещё платок.

Саван

Готовился из длинного белого полотна. В одних губерниях он представлял собой 12 метров ткани, в которую одетого почившего крепко пеленали вместе с головой. В других отрез материи складывали пополам по длине и сшивали в верхней части. Таким образом, похоронное покрывало приобретало вид лодки, в которой усопшего отправляли странствовать по загробному миру.

Гроб

Ещё до середины прошлого века сохранился обычай вытёсывать посмертное ложе из поваленного ствола дерева. Такую домовину заготавливали заранее и она хранилась на чердаке жилого дома, ожидая хозяина. Считалось даже, что она приносит благополучие и достаток в дом.

По другим традициям гроб изготавливался только после смерти. Его сбивали из досок, без использования железных гвоздей. Их заменяли деревянные чопики или крепления боковин по типу ласточкиного хвоста. Тканью дерево не оббивали ни изнутри, ни снаружи. Крест на крышку гроба также не крепили – «ибо негоже Божий символ в могилу опускать».

При изготовлении домовины любым из способов щепу не жгли и не выбрасывали. Она служила наполнителем для подстилки и подушки.

Положение во гроб

Ранее одетое в саван тело до самих похорон укладывали на лавке, ногами к иконам. И более его не трогали. В гроб помещали практически перед самым выносом на кладбище. Сейчас этот обычай не соблюдается. Если тело остаётся в доме, то его сразу располагают в домовине.

На дно гроба укладывали оструганную щепу, берёзовые листья, хвойный лапник. В изголовье клали подушку, набитую листьями или собранными в течение всей жизни волосами умершего. Поверх клали тело, облачённое в саван. Руки располагали на груди – правую поверх левой. Пальцы правой складывали двуперстием, а на левую надевали лестовку – своего рода чётки, выполненные из дерева и напоминающие небольшую лесенку. На грудь иногда возлагали крест или икону святого. Для женщин использовали Богородицу, для мужчин – Николая Угодника. Перед самым погребением иконы и крест вынимали из гроба.

После положения тела во гроб, последний, для крепости, могли связывать лыком или бечевой. Это же допускалось и в отношении самого тела, обёрнутого в саван. Перевязывание совершали таким образом, чтобы складывалось 3 креста: в районе грудины, живота и коленей. Данное перекрещивание напоминало восьмиугольный крест, которым осеняют себя староверы.

День захоронения

Старообрядцы хоронят на третий день. Но летом, во избежание быстрого разложения, могут и на следующий после смерти.

Отпевание

По старинным традициям было принято все три дня и три ночи без устали читать Псалтырь. Для этого созывались 3-4 человека из общины и они, сменяя друг друга произносили молитвы. В наше время ограничиваются тремя панихидами:

  • Накануне погребения.
  • Утром в день погребения.
  • Перед самым захоронением, на погосте.

Службы читаются долго. Считается, чем дольше длится отпевание – тем чище душа предстаёт перед Господом. Отпевания удостаиваются только праведно прожившие жизнь на земле. Жившие в гражданском браке, пьяницы, отступники и непокаявшиеся, могут рассчитывать только на отходную молитву.

Прощание с умершим

Прощание с умершим устраивали у порога дома. Для этого гроб выносили во двор, ногами вперёд, и устанавливали на стол или табуреты. Собравшиеся подходили к усопшему с молитвами и поклонами. Хозяева могли тут же накрыть обеденный стол. Таким образом, почивший как бы в последний раз трапезничал в кругу знакомых. В таком случае после кладбища поминки уже не справляли.

Могила

У одних народностей было принято закапывать тела как можно глубже. Другие ограничивались расстоянием «по грудь», чтобы во время всеобщего Воскресения упокоенный мог вылезти из ямы. Часто рыли своими силами, не доверяя это дело служителям некрополя.

Располагалась могила таким образом, чтобы голова покойного была ориентирована на запад, а ноги – на восток.

Похоронная процессия

Домовину с телом несли до кладбища на руках или на волоках. Лошадей для этого дела не использовали – «ибо конь нечистое животное». В качестве носильщиков были 6 человек из общины, ни в коем случае не родственников. Иногда можно встретить требование, чтобы женщин несли женщины, а мужчин – мужчины. Но эта практика давно изжила себя. Сейчас до самых ворот кладбища гроб подвозят на катафалке.

Останавливалась процессия трижды: в середине села, на краю села и перед кладбищем. Ход вели нетореной дорогой, «чтобы покойный обратно не возвратился». Домашних животных после выноса гроба прикармливали зерном и овсом – «чтобы не пошли за хозяином». За скорбящими кидался сосновый или еловый лапник – «чтобы упокоенный ноги исколол, если решит возвратиться».

Похороны

На самих похоронах проводится последняя служба – Лития. Из гроба достаются символы веры, крышка заколачивается. Захоронение происходит обычным способом. В могильную яму также опускают волокуши (при использовании) и полотенца, если те сильно загрязнились при опускании домовины.

Поминовение

Поминальными считаются 3-й, 9-й, 40-й дни и «година» (годовщина). Редко встречаются общины, где отмечают полусороковины (20-й день) и полугодовщину. Также поминовение осуществляют в родительские субботы, Радуницу, Дмитровскую субботу и накануне Троицы.

На столе не должно быть выпивки (допускается только квас), чая и мяса. Некоторые общины отказываются и от картофеля. Обязательной считается кутья – отваренная пшеница в меду. Также подаются щи, рыбный, гороховый или луковый суп, каша (гречневая или рисовая), компот, кисель, мёд. Поминальный обед скромный, проводится в молчании. Основная часть его – чтение молитв.

Проводы души

По поверьям, душа упокоенного до сорокового дня обитала на полотенце, что расположено в красном углу избы (где иконы). Потому любой сквозняк считался движением усопшего. На 40-й день родственники выносили полотенце за село и трижды встряхивали его в направлении кладбища, освобождая душу. При этом произносились напутственные слова и бились поклоны.

Траур

Общины староверов по своему укладу осуждают праздность и излишние увеселения. Потому траура в общем понимании у них нет. Важно отмечать годовщины смерти своих родственников. По родителям поминовение следует проводить на протяжении 25 лет.

Отношение к самоубийцам и отступникам

Налагающие на себя руки, отступники, пьяницы и ведущие греховную жизнь в миру не достойны погребения по существующему обряду. Чаще всего их хоронили вне кладбища, без надлежащего прочтения молитв. Их даже провожать не разрешалось – «чтобы упокоенный сполна получил за свои грехи»

Умерших без покаяния, в дороге или общественном месте в царской России хоронили в убогих домах, отдельно от остальных верующих.

Отношение к кремации

Крайне негативное.

Надгробие

Восьмиугольный крест с навершием из плотных пород дерева – самый распространённый вид надгробия. Его устанавливают в ногах, чтобы восходящее с востока солнце осеняло могилу крёстным знамением. Табличка с именем и датами крепилась в самом низу, под последней перекладиной. Фотографию не ставили. Посреди креста, в месте пересечения главных перекладин, допускалась вставка иконы.

В иных областях можно встретить колодки – надгробия в виде шалашиков или небольших срубов – «чтобы покойный мог укрыться от гнева Господа». Ещё один вариант надгробия – столб с навершием, под которым располагался небольшой деревянный короб на подобие скворечника с изображением креста. Его второе название – голубец.

Погребение старообрядцев православными священниками

Хотя сами староверы отрицают подобное захоронение, православные священники соглашаются присутствовать на их похоронах. При этом совершается обряд как для прочих иноверцев. В храм гроб не заносят, литию и панихиду не читают, а с песнопением «Святый Боже» облачённый в священные одежды священник провожает умершего к последней обители.

Возможно, вам будет интересно:

К концу 19 столетия старообрядческие мастерские производили огромное количество меднолитых изделий: икон, складней и крестов самых разных размеров. Обладающие своеобразной эстетикой, к тому же прочные, практичные и доступные, они привлекали внимание не только ревнителей «древлего благочестия». Как отмечалось в одном из документов 1846 г., «употребление сих крестов и икон… есть повсеместное по всей России». В публикуемом отрывке из статьи протоиерея Михаила Воробьева рассказывается об изображениях, титлах и надписаниях на наиболее распространенных старообрядческих крестах, имеющихся сейчас едва ли не в каждом православном храме.

Разнообразные старообрядческие кресты при всём сходстве между собой (на первый взгляд кажется, что они отличаются только по размеру) различаются, прежде всего, своей принадлежностью к разным старообрядческим согласиям. Это различие определяется типом навершия, в котором иногда размещается Нерукотворный Образ Спасителя, а иногда изображение Господа Саваофа.

Как известно, стаpообpядчество очень недолго представляло собой единое движение и очень скоро раскололось на несколько десятков толков и согласий, часто враждующих друг с другом. Поэтому и литые кресты, о которых идет речь, имеют некоторые различия. Так, на крестах старообрядцев поморского согласия никогда не обнаруживается изображение Святого Духа «в виде голубине». На поморских крестах и крестах, имевших также хождение в среде близких по идеологии к поморцам стаpообpядцев-федосеевцев, изображение Господа Вседержителя заменяется Неpукотвоpным Образом Спасителя и никогда не присутствует надписание IНЦИ – Iсус Назоpей, Царь Иудейский.

Споры о том, следует ли поклоняться Кресту, если на нем изображена «пилатова надпись», возникли в старообрядчестве с самого начала раскола. Архидиакон Соловецкого монастыря Игнатий, автор нескольких распространенных в старообрядчестве полемических сочинений, в Челобитной царю Алексею Михайловичу, а затем в книге «Писание священнодиакона Соловецкаго Игнатия на отступники никонияны обличительно о написании титлы на кресте Господни» категорически отвергал форму надписи IНЦИ. Игнатий требовал писать на крестах буквы IХЦС (Iсус Христос Царь Славы). Не разворачивая аргументации по содержанию надписи, Игнатий приводил многочисленные примеры крестов, содержащих предлагаемое им титло.

Противником Игнатия выступил Соловецкий иеромонах Геронтий, не менее авторитетный публицист и апологет «старой веры». Он изложил свои возражения в своем «Ответе священноинока Геронтия к востязающим мя…»

В результате конфликта Игнатий вынужден был покинуть Соловецкий монастырь. С 1666–1667 г. начинаются его двадцатилетние странствия по Русскому Северу, закончившиеся гибелью в знаменитой Палеостровской гари.

После ухода Игнатия в обители оставались его сторонники. В марте 1669 г. один из самых радикальных лидеров соловецкого восстания Фаддей Бородин возглавил уничтожение крестов с надписанием IНЦИ.

Долгое время защищали «пилатовы титла» последователи другого дьякона Феодосия Васильева, составившие особое согласие федосеевцев; известны полемические сочинения известных деятелей этого согласия Игнатия Трофимова и Алексея Самойлова, защищавших титла.

В течение многих десятилетий вопрос о пилатовом титле обсуждался в старообрядчестве, главным образом, среди беспоповцев, пока федосеевцы не согласились вслед за поморцами и филипповцами отложить поклонение Кресту с пилатовым титлом. Поповцы исторически мало участвовали в этой дискуссии, они считали приемлемыми оба варианта титла, не находя ни в одном из них никакой ереси.

К концу 18 столетия большая часть федосеецев согласилась с поморцами в отрицании «пилатова надписания». Меньшая часть, верная основателю толка Феодосию Васильеву, признает только кресты с титлом IНЦI; эти оставшиеся в меньшинстве последовательные федосеевцы образовали обособленное согласие, названное титловщиной.

Pассмотpим титла и надписания с их тpадиционным стаpообpядческим истолкованием, находящиеся на наиболее pаспpостpаненных кpестах, котоpые теперь имеются едва ли не в каждом православном храме. На веpхней попеpечной пеpекладине кpеста, котоpая по смыслу изобpажает дощечку с надписью Пилата, в большинстве случаев нанесено титло IНЦИ. Означает оно вину Pаспятого Спасителя – Иисус Назоpей (или Назаpянин), Цаpь Иудейский. Отвергая «пилатово титло», поморцы были увеpены, что эта четыpехбуквенная надпись «взлезла на кpест» только при патpиаpхе Никоне, котоpый «нового бога выдумал» и толкуют ее так: Iнаго Цаpя Никон Исповеда.

Следующая надпись, котоpую некотоpые знатоки толкуют по-своему, помещена в кpестчатом нимбе Pаспятого Спасителя. Эта надпись ООН (пеpвая буква – гpеческая омега, пpевpатившаяся в славянскую от) – по-гpечески написанное Имя Божие, откpытое Моисею (Исх. 3, 14), то есть – Сый, Сущий. Наши домоpощенные толкователи изъясняют ее как: Он Отец Наш или Он ОТ Отца Нисшел, или пpостpаннее: ОТ небес сошед Господь наш Iсус Хpистос и пpишед к iудеом, Они же его непpияша, На кpесте pаспяша.

Заметим, что Византия не знала таких буквенных знаков на кpестчатом нимбе Спасителя. На pусских иконах и фpесках они появляются с 14 столетия.

Похожим образом, помещаемые на богородичных иконах титла МP ФY (третья буква не феpт, а фита) любители витиеватых толкований объясняют как: Маpия Pоди Фарисеев Учителя, в то вpемя как это простое сокращение греческих слов МАТЕP ФЕY, то есть Матерь Божия.

В навершии поморских крестов всегда изображается Нерукотворный Образ Спасителя с соответствующим надписанием, ниже которого находятся изображения двух Ангелов с покрывалами в руках, которые как бы спускаются к Распятому Христу. Ниже Ангелов обычно располагается надпись ЦАРЬ СЛАВЫ.

На крестах других старообрядческих согласий на месте Нерукотворного Образа находится поясное изображение Господа Вседержителя в звездчатом нимбе и с надписанием ГДЬ САВАОФ, окруженное облаками. Ниже средней перекладины креста обычно записывается тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».

Надписание НИКА, находящееся обычно у ног Спасителя, означает по-гpечески Победа, ибо Господь Своим Pаспятием и Воскpесением являет победу над абсолютной властью диавола, греха и смерти над человеческим pодом. Стаpообpядческим мудрецам такое пpостое объяснение неинтеpесно. Оно толкуют слово НИКА как титло: Нас Искупил Кpовию Адама. Сие мудpеное измышление никак уже не согласуется с учением Хpистианской Цеpкви, ибо искупил нас Своею Кpовию Сам Господь Иисус Христос, а кpовь Адама здесь совеpшенно ни пpи чём.

По бокам Pаспятого обычно изображаются орудия казни с соответствующими буквенными обозначениями: К – копие, Т – тpость, Г – губа, смоченная уксусом.

Ноги Иисуса пригвождены к подножию, косой перекладине креста. На древних крестах эта нижняя перекладина часто бывала строго горизонтальной. С середины 17-го столетия она становится наклонной, так что левый (со стороны зрителя) ее конец слегка приподнят, а нижний опущен. Такой наклон, по мнению иных знатоков иконографии, указывает на разбойников, распятых вместе со Спасителем. Считается (хотя Евангелия ничего об этом не сообщают), что по правую сторону от Христа был распят благоразумный разбойник, который, покаявшись, был прощен и оказался в раю. Неблагоразумный же разбойник отправился в преисподнюю, которой надлежит быть «ниже нижнего». По другому толкованию, приподнятый левый конец изображает участь оправданных на Страшном Суде людей, которые стояли «одесную» Престола Божия; другой, опущенный, конец перекладины указывает на участь осужденных грешников.

В нижней части креста обычно отливается рельефное изображение Иерусалима. Трудно сказать что это: исторический Иерусалим, где совершилось распятие Сына Божия, или символический Иерусалим Небесный, который открывается спасенному человечеству Крестной Смертью Спасителя.

У подножия кpеста часто pасполагаются еще четыpе буква МЛ и PБ, что должно pасшифpовываться как выpажение: Место Лобное Pай Бысть (то есть pаем стало), иногда PБ толкуется как Pаспят Бысть. Еще ниже находятся две буквы ГГ, означающие Голгофу.

В самом подножии кpеста изобpажается человеческий чеpеп – голова Адама с соответствующими буквами ГА.

Разумное истолкование этого символического изображения состоит в том, что Распятый Христос побеждает смерть. Но наши доморощенные богословы предпочитали обращаться к отpеченным «Болгаpским басням» и объясняли изображение черепа преданием о том, что Адам был погребен на Голгофе, там, где был впоследствии распят Христос.

На большинстве меднолитых крестов ниже адамовой головы находится изображение некоего куста, который должен изображать то самое трехсоставное древо, из которого был изготовлен Животворящий Крест. На лучших поморских крестах это древо превращается в цветок, окруженный яркими многоцветными эмалями. Вероятно, это изображение древа познания добра и зла, которое, как известно, было «хорошо для пищи, приятно для глаз и вожделенно».

Протоиерей Михаил Воробьев

В середине XVII столетия Никоновская реформа расколола Русскую православную церковь. С этого времени между никоновцами и сторонниками старого обряда наблюдаются существенные отличия во внешней атрибутике, коснулись они и нательного креста.

Кресту, как одному из главных символов веры, староверами всегда придавалось особое значение. После Никоновской реформы для них принципиальным было сохранить его традиционную форму – восьмиконечный крест, иногда вписанный в четырехконечный. При этом женские нательные кресты у староверов, согласно традиции, отличались от мужских: они не имели резко очерченной формы и скорее напоминали лепестки цветов. На обратной стороне старообрядческого креста были всегда записаны слова молитвы: «Да воскреснет Бог, и разыдутся враги его или Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».

Впрочем, будет несправедливо утверждать, что восьмиконечная форма креста – отличительная особенность исключительно старообрядчества. Такие кресты встречаются и в Русской, и Сербской православных церквях. Другое дело, что современная Православная церковь допускает шести– и четырехконечные кресты, которые староверы считают неполноценными. Они обращают внимание на то, что четырехконечный крест – это сугубо католическая традиция (старообрядцы называют его «крыж латынски»).

В этом они ревностно следуют преданию, согласно которому царица Елена, мать римского императора Константина I, в IV веке при раскопках на Голгофе обнаружила восьмиконечный крест – именно на нем был распят Спаситель. Любопытно, что восьмиконечный крест с середины XVI столетия размещался на гербе Российского государства, однако в 1625 году правительство решило заменить его на третью корону.

Что же символизирует восьмиконечный крест? Кроме большой перекладины, к которой были прибиты руки Христа, там есть также верхняя и нижняя планки. Верхняя отождествляется с табличкой, на которой содержалась надпись: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». В Евангелие по этому поводу сказано: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский (Ин. 19:19-22).

В старообрядческой среде по поводу этой надписи всегда шли споры: многие считали святотатством размещать на нательном кресте слова того, кто подверг Христа поруганию и отправил его на смерть. Среди них выделялись представители поморского и федосеевского толка. Один из идеологов старообрядчества, архидиакон Соловецкого монастыря Игнатий, даже подал челобитную царю Алексею Михайловичу, чтобы тот запретил «пилатову надпись». В подавляющем большинстве случаев всего этой надписи на крестах староверов нет, но иногда она заменена аббревиатурой ИНЦИ или INRI (на латыни).

Еще одна перекладина – нижняя – была предназначена для ног Иисуса. У нее тоже своя история. По устоявшейся церковной традиции ее считают своеобразным «мерилом праведности». Неслучайно одна сторона этой планки поднята вверх и указывает в сторону покаявшегося разбойника, казненного вместе с Христом, другая соответственно направлена вниз и указывает на преступника, не принявшего обещанную Иисусом благодать.

Старообрядцы всегда считали, что нательный крест, который выдается при крещении, снимать ни в коем случае нельзя. Это относится даже к посещению врача или бани. Впрочем, если же верующему по каким-либо причинам пришлось снять свой нательный крест, необходимо прочесть специальную молитву: «Господи Исусе Христе Сыне Божии, благослови и освяти и сохрани мя силою Креста Живоноснаго Ти».

До XVII века православные нательные кресты были лишены изображения распятого Спасителя (такая традиция была свойственная Католической церкви), однако после Раскола у сторонников патриарха Никона стали появляться нательники с образом Христа. Приверженцы старого обряда продолжали носить традиционные кресты, считая новый обычай неканоническим. Такая тенденция характерна и для настоящего времени.

По убеждениям старообрядцев крест с изображением распятого Христа уподобляется иконе, которая предназначена не для ношения, а для непосредственного созерцания и молитвы. Более того, изображение распятия фактически означает то, что Спасителя распинают дважды, так как крест сам по себе уже является символом распятия.

Староверы считают крест символом, а икону образом. Получается, что, пряча икону под одеждой верующий по сути превращает ее в языческий амулет. Еще в IV веке Василий Великий с осуждением писал об этом: «Всякий, носящий на себе в качестве ладанки какую-либо икону, подвергаться должен отлучению от причастия на три года».

Крест православный старообрядческий обладает несколько отличной формой от широко распространенной в наше время четырехконечной. У него два перекрестья под углом девяносто градусов, где верхняя перекладина означает табличку, прикрепленную над Христом с надписью «Иисус назарянин царь иудейский», и косая нижняя перекладина, которая символизирует «мерило», оценивающее хорошие и плохие дела всех людей. Ее наклон в левую сторону значит, что покаявшийся разбойник первым попал в рай.

Какую особенность имеет такой крест? Старообрядческий образец иногда включается в четырехконечный крест большего размера и никогда не имеет фигурки распятого Иисуса. Это трактуется как то, что этот символ должен означать Распятие, но не изображать его. Если бы на кресте присутствовала фигура Христа, то крестик стал бы иконой, которая предназначена не для ношения, а для молитвы. Ношение же иконы в скрытом виде (старообрядцы никогда не носят виду) означает для этой группы верующих использование ее не по назначению (как амулет, что является недопустимым действием).

Крест старообрядческий отличается по своей форме для ношения мужчинами и женщинами. Для представителей сильного пола он имеет четкие четырехугольные границы, в то время как верующие дамы носят этот символ, окруженный дополнительным пространством, имеющим форму лепестка плавный форм. На обратной стороне креста присутствует молитва «Да воскреснет Бог, и разыдутся враги его…» или тропарь Кресту.

Когда появился этот крест? Старообрядческий вариант на Руси существовал издревле. Но во время реформ патриарха Никона в 1650-х гг его стали осуждать, наряду с другими символами тех, кто отказался принять церковные нововведения. В частности множество людей не приняли трехперстное вместо двуперстного, а также троекратное провозглашение «Аллилуйя» вместо двукратного. Старообрядцы полагали, что трехкратный кафизм противоречит волеизъявлению Богородицы.

К чему привел раскол на Руси, одним из символов которого стал именно крест? Старообрядческий люд в середине семнадцатого века был вынужден бежать из центральных областей страны на окраины, где складывались общины и секты. Последние имели множество чудных обычаев. Например, Рябиновский толк поклонялся только кресту, сделанному из рябины. Всех же приверженцев старых церковных традиций объединяла замкнутость существования и исключительная строгость в соблюдении исконных, по их мнению, церемоний. В ряде случаев при попытке обратить поселение в новую веру, люди прибегали к массовому самосожжению. Счет жертв в отдельные годы шел на десятки тысяч.

Где сегодня можно увидеть старообрядческие кресты? Фото поселений, где живут именно такие верующие, достаточно широко распространены. Такие населенные пункты можно найти и в центре России и на Алтае. Существуют даже экскурсии для знакомства с бытом и жизнью этого культурного слоя. Однако самих при посещении деревни вы, скорее всего, не увидите, т.к. староверы до сих пор носят их строго под одеждой.

 


Читайте:



Что будет, если платить налоги и взносы не вовремя

Что будет, если платить налоги и взносы не вовремя

Размер пеней Налоговая сама считает пени, поэтому вы можете не тратить своё время на расчёты. Но всё равно полезно знать, почему от вас требуют...

История появления воинских званий Когда ввели звание прапорщика в ссср

История появления воинских званий Когда ввели звание прапорщика в ссср

В Древней Руси военных званий не было, а командиры назывались по числу воинов в подчинении - десятник, сотник, тысячник. Мы выяснили, когда и как в...

Как создавалось учебное заведение

Как создавалось учебное заведение

В современном мире актуальны не только профессии экономиста, юриста, управленца и госслужащего. Очень востребованы специалисты во внешней...

Исследовательская работа "подводный мир у нас дома"

Исследовательская работа

Муниципальное Нетиповое Бюджетное Образовательное Учреждение «Лицей № 76» ХI региональная исследовательская конференция учащихся «Первые шаги»...

feed-image RSS