Выбор редакции:

Реклама

Главная - Породы кур
Организация учета затрат социальной сферы. Учет затрат социальной сферы Учет затрат по социальной сфере лекции

На балансе многих промышленных предприятий имеются объекты социально-культурной сферы. В нашей статье мы рассмотрим бухгалтерский учет и налогообложение услуг, оказываемых этими объектами. Для спорных ситуаций приведем арбитражную практику.

Бухгалтерский учет

Затраты, связанные с оказанием услуг обслуживающими производствами и хозяйствами, в состав которых включаются состоящие на балансе предприятия объекты социально-культурной сферы (дворцы культуры, детские сады, физкультурно-оздоровительные комплексы и т. п.), отражаются на счете 29 "Обслуживающие производства и хозяйства".

Выручка за услуги объектов социально-культурной сферы отражается на счете 90 субсчет "Выручка" в соответствии с ПБУ 9/99 "Доходы организации". Делается это в том периоде, в котором услуги оказаны.

Правда, работникам предприятия некоторые услуги (полностью или частично) могут оказываться бесплатно. Тогда стоимость таких услуг (иначе говоря, неполученная выручка) списывается на счет 91 субсчет "Прочие расходы".

ПРИМЕР 1

На балансе ОАО "Вымпел" находится физкультурно-оздоровительный комплекс "Волна". В июне этот комплекс оказал услуги на сумму 1 108 000 руб. Услуги комплекса оплачены: наличными - 208 000 руб.; по безналу - 400 000 руб.; за счет удержаний из зарплаты сотрудников ОАО "Вымпел" - 200 000 руб. Услуги на 300 000 руб. были оказаны работникам ОАО "Вымпел" бесплатно.

Расходы комплекса в июне составили:
- амортизация основных средств, использованных при оказании услуг, - 150 000 руб.;
- использованные материалы - 200 000 руб.;
- зарплата работников комплекса (с учетом ЕСН и страховых взносов) - 100 000 руб.

В соответствии с учетной политикой ОАО "Вымпел" на счет учета затрат по физкультурно-оздоровительному комплексу относятся: общепроизводственные расходы - 124 000 руб.; общехозяйственные расходы - 300 000 руб.

В бухгалтерском учете ОАО "Вымпел" в июне будут сделаны следующие проводки:

ДЕБЕТ 29 КРЕДИТ 02
- 150 000 руб. - начислена амортизация;

ДЕБЕТ 29 КРЕДИТ 10
- 200 000 руб. - использованы материалы;

ДЕБЕТ 29 КРЕДИТ 70 (69)
- 100 000 руб. - начислена зарплата (с учетом ЕСН и страховых взносов);

ДЕБЕТ 29 КРЕДИТ 25
- 124 000 руб. - списаны общепроизводственные расходы;

ДЕБЕТ 29 КРЕДИТ 26
- 300 000 руб. - списаны общехозяйственные расходы;

ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 62
- 208 000 руб. - оплачены услуги в кассу;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62
- 400 000 руб. - оплачены услуги по безналичному расчету;

ДЕБЕТ 73 КРЕДИТ 62
- 200 000 руб. - отражена стоимость услуг, которая удерживается из зарплаты работников ОАО "Вымпел";

ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 73
- 200 000 руб. - удержано за услуги из зарплаты работников ОАО "Вымпел";

ДЕБЕТ 91 субсчет "Прочие расходы" КРЕДИТ 62
- 300 000 руб. - списана стоимость услуг, оказанных сотрудникам ОАО "Вымпел" бесплатно.

Налогообложение

Налог на добавленную стоимость

Этим налогом не облагаются услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (подп. 4 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ). Правда, в пункте 6 статьи 149 Налогового кодекса РФ сделана оговорка: эти услуги не облагаются налогом на добавленную стоимость, если их оказывает организация, которая получила лицензию на свою деятельность. На этом основании налоговики требуют доначислить НДС на стоимость оказываемых детям услуг, если у предприятия отсутствует лицензия (см. письмо УМНС России по г. Москве от 28 ноября 2003 г. № 24-11/66585, от 8 августа 2003 г. № 28-11/43486).

А вот Минфин России, давая разъяснения по вопросу применения льготы, не указывает, что наличие лицензии является необходимым условием получения льготы (см. письма Минфина России от 14 октября 2004 г. № 03-04-11/166 и от 11 февраля 2003 г. № 04-03-05/02). Так нужна ли лицензия для того, чтобы можно было воспользоваться льготой по НДС?

Обратимся к Положению о лицензировании образовательной деятельности (утверждено постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 796). В подпункте "а" пункта 2 этого Положения установлено, что лицензию не нужно получать на проведение разовых лекций, стажировок, семинаров и другого обучения, по итогам которого не проводится аттестация и не выдаются документы об образовании или квалификации. Поэтому такие занятия с детьми не облагаются НДС и без лицензии.

Отметим, что с таким выводом согласны и арбитражные суды (см. постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 октября 2004 г. № А56-11012/04, от 15 июня 2004 г. № А05-12688/03-20).

ПРИМЕР 2

Воспользуемся данными примера 1.

Напомним, что в июне физкультурно-оздоровительный комплекс оказал услуги на сумму 1 108 000 руб. При этом выручка за услуги, оказанные несовершеннолетним детям (занятия в бассейне, детские кружки), составила 400 000 руб.; за иные услуги - 708 000 руб. (в том числе НДС - 108 000 руб.).

В учете ОАО "Вымпел" бухгалтер отразит:

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет "Выручка от оказания услуг, облагаемых НДС"
- 708 000 руб. - отражена выручка за услуги, облагаемые НДС;

ДЕБЕТ 90 субсчет "Налог на добавленную стоимость" КРЕДИТ 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 108 000 руб. - начислен НДС;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет "Выручка от оказания услуг, не облагаемых НДС"
- 400 000 руб. - отражена выручка за услуги, оказанные несовершеннолетним детям, которая не облагается НДС.

Налог на прибыль

Если объекты социально-культурной сферы являются обособленными подразделениями предприятий, то налоговую базу по ним нужно определять отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности. Таково требование статьи 275.1 Налогового кодекса РФ.

Если по обособленному подразделению получен убыток, он принимается в целях налогообложения прибыли, если одновременно выполняется три условия:

1) стоимость услуг, оказываемых такими объектами, соответствует стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями;

2) расходы на содержание объектов не превышают расходов на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое специализированными организациями;

3) условия оказания услуг объектом существенно не отличаются от аналогичных условий специализированных организаций.

Если хотя бы одно из перечисленных условий не выполняется, то убыток, полученный предприятием по объектам социально-культурной сферы, можно перенести на срок, не превышающий 10 лет. Причем на его погашение можно будет направлять лишь прибыль, полученную при осуществлении социально-культурной деятельности.

Как мы уже говорили выше, некоторые услуги могут оказываться работникам предприятия бесплатно. И стоит отметить, что расходы по ним не уменьшают налогооблагаемую прибыль предприятия. Это следует из пункта 16 статьи 270 Налогового кодекса РФ (п. 16 ст. 270 Налогового кодекса РФ).

Налог на доходы физических лиц

Услуги, оказанные работникам предприятия бесплатно, считаются их доходом в натуральной форме. Поэтому стоимость таких услуг (причем по их рыночной стоимости) включается в налогооблагаемый доход работников (п. 1 ст. 211 Налогового кодекса РФ).

ПРИМЕР 3

Воспользуемся данными предыдущих примеров.

Предположим, что рыночная стоимость услуг, оказанных физкультурно-оздоровительным комплексом работникам предприятия бесплатно, составляет 300 000 руб. Причем на каждого работника приходится доход по 6000 руб.

Тогда в учете предприятия бухгалтер сделает следующие проводки:

ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 68 субсчет "Расчеты по налогу на доходы физических лиц"
- 780 руб. (6000 руб. x 13%) - начислен налог на доходы физических лиц (с каждого работника, которому были бесплатно оказаны услуги);

ДЕБЕТ 99 субсчет "Постоянное налоговое обязательство" КРЕДИТ 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"
- 72 000 руб. (300 000 руб. x 24%) - отражено постоянное налоговое обязательство.

ЕСН и страховые взносы в Пенсионный фонд РФ

Со стоимости услуг, оказанных работникам бесплатно, данные платежи начислять не нужно. Потому что расходы по оказанию таких услуг не принимаются в целях налогообложения прибыли (п. 3 ст. 236 Налогового кодекса РФ).

ЕСЛИ ФИРМА ОКАЗЫВАЕТ РАЗНЫЕ УСЛУГИ

Причем часть из них может облагаться НДС, а другая - нет. Тогда организации нужно вести раздельный учет затрат по таким услугам (п. 4 ст. 149 Налогового кодекса РФ). Иначе она не сможет предъявить к вычету из бюджета "входной" НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым при оказании услуг, облагаемых НДС (п. 4 ст. 170 Налогового кодекса РФ).

РАСХОД НЕ ПРИНИМАЕТСЯ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Если какой-то расход (например, по безвозмездной передаче имущества, товаров, работ, услуг) в целях налогообложения прибыли не принимается, то в бухучете возникают постоянные разницы. Это следует из пункта 4 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль".

В том отчетном периоде, когда возникает постоянная разница, предприятием признается постоянное налоговое обязательство. Оно рассчитывается так: постоянная разница, возникшая в отчетном периоде, умножается на ставку налога на прибыль. В бухучете это обязательство отражается записью по дебету счета 99 субсчет "Постоянное налоговое обязательство" в корреспонденции со счетом 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" (п. 7 ПБУ 18/02).

В избранном В избранное

Печать

Белова Наталья, налоговый эксперт

Март, 2015/№ 22

https://сайт/journals/nibu/2015/march/issue-22/article-6426.html Скопировать

Здорово, когда работодатель не только прилагает усилия для того, чтобы обеспечить работников средствами производства, которые необходимы для исполнения ими трудовых обязанностей, но и заботится об их здоровье и досуге. Поэтому, если на предприятии действуют объекты социальной инфраструктуры - столовая, спортзал, теннисный корт, музей, библиотека, оранжерея, знайте: это вовсе не изыск, а скорее производственная необходимость. Ведь не секрет, что физически здоровые и духовно богатые сотрудники - залог успешной и эффективной работы любой компании.
Жаль только, долгое время расходам на содержание таких объектов дорога в налоговые расходы была закрыта*, а это, понятное дело, никак не стимулировало работодателей тратить на них деньги. К счастью, времена изменились - с 1 января 2015 года все налоговорасходные ограничения сняты! Так что теперь содержать соцобъекты, с точки зрения налогообложения, станет не так обременительно. О порядке отражения «социально-инфраструктурных» затрат в учете предприятия мы с вами, дорогие друзья, сейчас и поговорим.

основные средства

* Мы не имеем в виду объекты социальной инфраструктуры, которые числились на балансе предприятия и содержались за его счет до вступления в силу Закона о налоге на прибыль, т. е. до 01.07.97 г. С расходами на их содержание и эксплуатацию все понятно - у них привилегированный статус. В фокусе нашего внимания - объекты социальной инфраструктуры, которые отражены в балансе предприятия после указанной даты.

Что за «фрукт» такой - социальная инфраструктура предприятия? Конкретной расшифровки этого понятия в действующем законодательстве мы, к сожалению, не найдем, хотя оно и встречается там довольно часто.

Традиционно под ней принято понимать совокупность подразделений предприятия, которые обеспечивают удовлетворение культурных и социально-бытовых потребностей работников, а также членов их семей.

То есть социальной инфраструктуре уготована обслуживающая роль: она не направлена на получение прибыли, но призвана обеспечивать нормальное осуществление производственных процессов на предприятии.

Что относят к объектам социальной инфраструктуры предприятия?

Для начала уточним, что объектами социальной инфраструктуры предприятия считаются объекты, которые:

1) находятся на балансе предприятия;

3) обеспечивают предоставление работникам социальных услуг;

4) не используются для предоставления платных услуг (включая передачу в аренду) и другой хозяйственной деятельности (кроме домов отдыха, туристических баз и других подобных заведений).

Какие же конкретно объекты входят в перечень объектов социальной инфраструктуры предприятия? В свое время ответ на этот вопрос в налогово-учетных целях давал п.п. 5.4.9 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР (ср. 025069200) . А потом эстафету от него принял п.п. 140.1.8 НКУ (см. редакцию, действовавшую до 01.01.2015 г.).

С учетом этого можно сделать вывод, что к объектам социальной инфраструктуры предприятия относят, в частности:

Детские ясли или сады;

Заведения среднего и среднего профессионально-технического образования;

Заведения повышения квалификации работников;

Детские, музыкальные и художественные школы, школы искусств;

Спортивные комплексы, залы и площадки, которые используются для физического оздоровления и психологической реабилитации работников;

Клубы, дома культуры, библиотеки, музеи;

Помещения, которые предприятие использует для организации питания работников (столовые, буфеты, кафе);

Заведения здравоохранения;

Банно-прачечные комбинаты;

Многоквартирный жилой фонд, в том числе общежития, одноквартирный жилой фонд в сельской местности и объекты жилищно-коммунального хозяйства;

Детские лагеря отдыха и оздоровления;

Учреждения социальной защиты граждан (дома-интернаты, дома для престарелых).

Заметьте: хотя перечисленные объекты напрямую и не приносят предприятию экономической выгоды, сбрасывать со счетов их роль в формировании финансового результата никак нельзя. Убедитесь в этом сами.

Как классифицировать в учете?

Напомним, что до 1 января 2015 года объекты социальной инфраструктуры* в налоговом учете классифицировались как непроизводственные основные средства. Такой статус они получили из-за того, что не используются в хозяйственной деятельности предприятия. В связи с этим затраты на содержание, эксплуатацию, обеспечение основной деятельности таких объектов, а также на их ремонт/улучшение НКУ запрещал относить к налоговым расходам или амортизировать.

* Кроме объектов социальной инфраструктуры, которые числились на балансе предприятия и содержались за его счет до 01.07.97 г.

К большому счастью, с начала 2015 года все изменилось в лучшую сторону. Объект обложения налогом на прибыль теперь зависит от финансового результата, определенного в финансовой отчетности согласно НП(С)БУ или МСФО (строка 2290 формы № 2 «Отчета о финансовых результатах (Отчета о совокупном доходе)». Так утверждает п.п. 134.1.1 НКУ . То есть отныне с целью расчета налога на прибыль мы с вами ориентируемся исключительно на бух­учетные правила.

А в бухгалтерском учете, как вы знаете, основные средства не подразделяют на производственные и непроизводственные

Поэтому нынче все операции с объектами социальной инфраструктуры предприятие отражает так же, как и операции с основными средствами, которые оно использует в процессе производства продукции, реализации товаров, выполнения работ, предоставления услуг. Тем более что привязки расходов к хоздеятельности разд. III НКУ больше не требует (хотя определение этого термина в п.п. 14.1.36 НКУ сохранилось).

Как амортизировать?

Как мы сказали выше, с 01.01.2015 г. с целью расчета налогооблагаемой прибыли все плательщики ориентируются на финансовый результат, который определен в финотчетности в соответствии с НП(С)БУ или МСФО , т. е. по бухгалтерским правилам. А значит, и амортизацию основных средств они начисляют так, как предписывает П(С)БУ 7 : по всем объектам, независимо от того, в каких целях они используются - для хозяйственной (производственной) деятельности предприятия или в непроизводственных целях.

Такой вывод следует из п. 138.1 , п.п. 138.3.1 НКУ и из консультации налоговиков в подкатегории 102.06.02 БЗ.

Значит, объекты социальной инфраструктуры теперь можно амортизировать наравне с производственными основными средствами.

Начисляют амортизацию с применением одного из пяти методов, предлагаемых п. 26 П(С)БУ 7 :

Прямолинейного;

Уменьшения остаточной стоимости;

Ускоренного уменьшения остаточной стоимости;

Кумулятивного;

Производственного*.

* Этот метод для высокодоходных плательщиков с 01.01.2015 г. оказался под запретом. Поэтому замените его на любой из четырех оставшихся.

Информацию о начисленной сумме амортизации отражают по кредиту субсчета 131 «Износ основных средств». Одновременно с увеличением суммы износа увеличивают сумму расходов (п. 30 П(С)БУ 7 ). В нашем случае - это прочие операционные расходы. Показываем их по дебету субсчета 949 «Прочие расходы операционной деятельности».

А еще, следуя нормам Инструкции № 291, при начислении амортизации основных средств увеличивают остаток по дебету забалансового счета 09.

Видите, как все гладко получается! ☺

Однако есть тут все-таки ложка дегтя.

Непроизводственные основные средства в налоговом учете п.п. 138.3.2 НКУ амортизировать запрещает

Не сомневайтесь, что объекты социальной инфраструктуры контролеры по-прежнему считают непроизводственными и будут наблюдать, как плательщики выполняют запрет на их амортизацию в налоговоприбыльных целях.

Но, к огромной радости, этот запрет касается не всех.

Если вы не накопите за 2015 год в форме № 2 «Отчет о финансовых результатах (Отчет о совокупном доходе)» 20 млн грн. (сумма строк 2000, 2120, 2200, 2220, 2240), ничего не бойтесь - амортизируйте себе соцобъекты в бухгалтерско-налоговом учете как ни в чем не бывало. При этом по тем основным средствам, которыми вы успели обзавестись до 2015 года, отталкивайтесь от их бухгалтерской остаточной стоимости на 01.01.2015 г.

А вот если ваш доход за 2015 год составит 20 млн грн. и более, будьте готовы к тому, что налоговики попросят вас для целей налогообложения откорректировать по итогам года финрезультат на «амортизационную» разницу. По велению ст. 138 НКУ это нужно сделать так: увеличить финрезультат на сумму начисленной бухгалтерской амортизации и одновременно уменьшить его на сумму рассчитанной налоговой амортизации. В итоге получится, что сумма амортизации по соцобъектам будет у вас равна нулю и на размере налогооблагаемой прибыли никак не скажется.

Единственная сложность во всем этом - придется, как и раньше, вести отдельно учет амортизации бухгалтерской и отдельно - налоговой. Это хоть и трудоемко, зато информативно и надежно. Отправной точкой тут будет служить в налоговом учете балансовая стоимость основных средств, определенная на 31.12.2014 г. по старым правилам НКУ , а в бухгалтерском - остаточная стоимость, рассчитанная по П(С)БУ или МСФО .

Как учитывать расходы на ремонт/улучшение?

Бухгалтерский учет. Чтобы отразить в учете затраты на ремонт и другие улучшения объектов социальной инфраструктуры, подключаем П(С)БУ 7 .

Отметим, что учет этих затрат зависит прежде всего от характера осуществляемых ремонтных работ, а точнее, от их будущего экономического эффекта. При этом решение о характере и признаках выполненных работ принимает руководитель предприятия с учетом результатов анализа ситуации и существенности расходов (п. 29 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина от 30.09.2003 г. № 561 ).

То есть предприятие самостоятельно определяет, на что направлены ремонтные работы:

На повышение технико-экономических возможностей объекта, что приведет в будущем к увеличению экономических выгод (речь идет о модернизации, реконструкции, достройке, дооборудовании, модификации и т. п.),

На поддержание объекта в пригодном для использования состоянии и получение первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования (это может быть и текущий, и капитальный ремонт, а также техническое обслуживание объекта).

Вы считаете, что ремонт объекта приведет к получению в будущем дополнительных экономических выгод? Тогда на сумму ремонтных расходов увеличивайте первоначальную стоимость объекта. Так предписывает поступать п. 14 П(С)БУ 7 .

Другими словами, эти расходы вы капитализируете - группируете по дебету субсчета 151 «Капитальное строительство» или 152 «Приобретение (изготовление) основных средств», а по завершении ремонтных работ относите на увеличение первоначальной стоимости объекта (Дт 10 «Основные средства» - Кт 151, 152). Кроме того, сумму проведенных улучшений не забудьте отразить по кредиту забалансового счета 09 «Амортизационные отчисления» (в пределах его дебетового остатка).

А что, если, по-вашему, ремонтные мероприятия помогают поддержать объект в рабочем состоянии? Тогда потраченные на это суммы на основании п. 15 П(С)БУ 7 просто включите в состав расходов отчетного периода и отразите их по дебету субсчета 949.

Бухучетные расходы показывайте независимо от уровня своего годового дохода

НДС. К сожалению, рассчитывать на то, что суммы НДС, уплаченного (начисленного) в связи с приобретением материалов для ремонта/улучшения объектов социальной инфраструктуры, а также с оплатой услуг подрядчиков-ремонтников, попадут в налоговый кредит, пока не приходится. Причина в п. 198.3 НКУ , который в целях налоговокредитности все еще делит расходы на две категории: с хозяйственным статусом и с нехозяйственным.

Расходы на ремонт объектов соцсферы к категории хозяйственных все же не относятся. Поэтому суммам НДС дорога в налоговый кредит закрыта. Но вы можете смело включить их в расходы отчетного периода или отнести на увеличение первоначальной стоимости улучшаемого объекта - в зависимости от вида ремонтно-улучшительных работ.

Ситуация изменится с 01.07.2015 г. Тогда из п. 198.3 НКУ исчезнет «хоздеятельная» норма и вы получите право отражать налоговый кредит по такой операции. При условии, что составленная продавцом налоговая накладная зарегистрирована в ЕРНН (ст. 201 НКУ ). Правда, та же «нехозяйственная» окраска мероприятия заставит вас компенсировать налоговый кредит начислением НДС-обязательств по п.п. «г» п. 198.5 НК У.

Как учитывать расходы на содержание?

Бухгалтерский учет. Расходы на содержание объектов социально-культурного назначения в бух­учете относят к прочим операционным расходам. На это ориентирует п. 20 П(С)БУ 16 .

О каких расходах идет речь? Это, в частности, расходы на:

Оплату энергии, коммунальных услуг, услуг связи;

Техобслуживание;

Приобретение инвентаря;

Заработную плату персонала, закрепленного за соцобъектами, и на уплату начисленного на нее ЕСВ;

Оплату услуг сторонних организаций и т. п.

Для отражения этих расходов в учете Инструкция № 291 предлагает использовать субсчет 949

Фиксируют их по дебету этого субсчета в том отчетном периоде, в котором они осуществлены (п. 7 П(С)БУ 16 ).

Чтобы иметь точную информацию о деятельности конкретных объектов, к субсчету 949 имеет смысл открыть дополнительные субсчета (второго порядка). Например, 9491 «Содержание детского сада», 9492 «Содержание столовой» и т. д.

НДС. С налоговым кредитом по расходам на содержание, эксплуатацию и обеспечение основной деятельности объектов социнфраструктуры пока пролет. Помеха - их нехозяйственная направленность. Но для того, чтобы включить «входной» НДС в расходы отчетного периода, помех никаких. Да и разниц, к удовольствию высокодоходников, тоже.

С 1 июля 2015 года, как мы сказали выше, можете рассчитывать на налоговый кредит с последующей компенсацией его налоговыми обязательствами.

Пример. На балансе предприятия находится столовая, которую используют для организации питания работников.

Расходы на содержание этого объекта в учете предприятие отражает так:

Табл. Учет расходов на содержание объекта социальной инфраструктуры

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Отнесена на расходы стоимость коммунальных услуг

Оплачены коммунальные услуги

Начислена заработная плата работникам столовой

Начислен ЕСВ на суммы заработной платы работников столовой (6000 грн. х 37,18 % : 100 %)

Начислена заработная плата техническому персоналу

Начислен ЕСВ на сумму заработной платы технического персонала (1400 грн. х 37,18 % : 100 %)

Перечислена предоплата за электроплиту

Получена электроплита

Введена в эксплуатацию электроплита

Ремонт объекта подрядным способом

Перечислена подрядчику предоплата за ремонт объекта социальной инфраструктуры

Списана на расходы предприятия стоимость выполненных ремонтных работ (подписан акт приемки-сдачи выполненных работ)

Произведен зачет задолженностей

Отнесены на финансовый результат прочие расходы операционной деятельности

Начисление амортизации

Начислена амортизация здания столовой и других объектов основных средств, которые имеют отношение к социальной инфраструктуре (ежемесячно)

Увеличен остаток на забалансовом счете 09 на сумму начисленной амортизации

Отнесены на финансовый результат прочие расходы операционной деятельности

Вот так мы с вами теперь учитываем расходы на содержание объектов социальной инфраструктуры. Здорово, что они получили право полноценно участвовать при определении объекта обложения налогом на прибыль. Побольше бы в нашей работе таких положительных моментов!

    С 1 января 2015 года все операции с объектами социнфраструктуры предприятие отражает так же, как и операции с основными средствами, которые использует в производственной деятельности.

    Для отражения в учете расходов на содержание объектов социальной инфраструктуры используем субсчет 949 «Прочие расходы операционной деятельности».

    Объекты социнфраструктуры теперь амортизируем в том же порядке, что и производственные основные средства. Только высокодоходников по итогам года ждет корректировка финрезультата на «амортизационную» разницу.

Документы статьи

    НКУ -Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

    Инструкция № 291 - Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 30.11.99 г. № 291.

    П(С)БУ 7 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 27.04.2000 г. № 92.

  1. П(С)БУ 16 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета «Расходы», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 31.12.99 г. № 318.
- 79.74 Кб

Фактические затраты на вспомогательные материалы включаются в себестоимость отдельных видов продукции, товарной продукции и незавершенного производства пропорционально сметным ставкам:

Топлива на технологические цели, как полученного со стороны, так и выработанного самой фирмой для нагрева металла в прокатных, кузнечно-штамповочных, прессовых и других цехах, для проведения установленных технологическим процессом испытаний изделий стендовых, сдаточных и контрольных испытаний дизелей, работы котельной.

Покупной электроэнергии всех видов, расходуемой на технологические, двигательные и другие производственные и хозяйственные нужды фирмы. Затраты на производство электрической и других видов энергии, вырабатываемых самой фирмой, а также на трансформацию и передачу покупной энергии до места ее потребления включаются в соответствующие элементы затрат.

Потерь от недостачи, порчи материальных ценностей в пределах норм собственной убыли.

В стоимость материальных затрат включаются также расходы предприятий на приобретение тары и упаковки, полученных от поставщиков материальных ценностей, в тех случаях, когда стоимость тары, принятая от поставщика с материалами, включена в его цену.

Из затрат на материальные ценности, включаемых в себестоимость продукции, исключается стоимость возвратных отходов. Под возвратными отходами производства понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов и других видов материальных ценностей, образовавшихся в процессе производства продукции, утративших полностью или частично потребительские качества исходного материала. Не относятся к отходам остатки материальных запасов, которые в соответствии с установленной технологией передаются в другие цеха, подразделения в качестве полноценного материала для производства продукции. Не относится к отходам также попутная (сопряженная) продукция.

В элементе «Затраты на оплату труда» отражаются затраты на оплату труда основного персонала цеха, фирмы, включая премии рабочим и служащим за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты, а также затраты на оплату труда не состоящих в штате фирмы работников, относящихся к основной деятельности. В состав затрат на оплату труда включаются:

Оплата труда за выполненную работу, начисленная, исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов в соответствии с принятыми на фирме формами и системами оплаты труда.

Выплаты стимулирующего характера: премии (включая стоимость натуральных премий) за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и т.д.

Выплаты компенсирующего характера, связаннее с режимом работы и условиями труда, в том числе: надбавки и доплаты к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, сверхурочную работу, расширение зон обслуживания, работу в многосменном режиме, работу в выходные и праздничные дни, за совмещение профессий, за работу в тяжелых, вредных цехах, особо вредных условиях труда и других случаях, установленных законодательством.

Стоимость бесплатно предоставляемых работникам отдельных отраслей экономики в соответствии с законодательством коммунальных услуг, продуктов питания, затрат по оплате предоставляемого работникам фирмы в соответствии с действующим законодательством бесплатного жилья (суммы денежной компенсации за непредставление бесплатного жилья, коммунальных услуг и прочее).

Стоимость выдаваемых бесплатно в соответствии с действующим законодательством форменной одежды, обмундирования, инструментов, остающихся в личном постоянном пользовании (или сумма льгот в связи с их продажей по пониженным ценам).

Оплата очередных и дополнительных отпусков в соответствии с действующим законодательством (компенсация за неиспользованный отпуск), а также времени прохождения медицинских осмотров, получения санитарной книжки, связанных с выполнением государственных обязанностей.

Выплаты работникам фирм и организаций в связи с их реорганизацией, сокращением численности работников и штатов, установленных законодательством.

Выплаты безводных в высокогорных местностях, экологических коэффициентов и коэффициентов за работу в пустынях, в соответствии с действующим законодательством.

Оплата отпуска перед началом работы молодым специалистам, окончившим высшее или среднее специальное учебное заведение.

Оплата в соответствии с действующим законодательством учебных отпусков, предоставляемых рабочим и служащим.

Доплаты в случае временной утраты трудоспособности до фактического заработка в случаях, предусмотренных и установленных законодательством.

Разница в окладах, выплачиваемая работникам, трудоустроенным из других фирм и организаций с сохранением в течение определенного срока (в соответствии с законодательством) размеров должностного оклада по предыдущему месту работы.

Суммы выплат при выполнении работ вахтовым методом в размере тарифной ставки, оклада за дни в пути от местонахождения фирмы к месту работы и обратно, предусмотренные графиком работы на вахте, а также за дни задержки в пути по метеоусловиям и вине транспортных организаций.

Оплата труда по основному месту работы рабочим, руководителям фирм и организаций во время их обучения с отрывом от производства в системе повышения квалификации переподготовки кадров.

Оплата работникам-донорам за дни обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемые после каждого дня сдачи крови.

В элементе «Отчисления на страхование» отражаются отчисления по установленным нормам на государственное социальное страхование, отчисления на обязательное медицинское страхование от затрат на оплату труда работников, занятых в производстве, отчисления на социальный налог от начисленной оплаты труда согласно положения о социальном налоге.

В элементе «Амортизация основных средств» отражается сумма амортизационных отчислений, начисленных исходя из первоначальной или балансовой стоимости основных производственных фондов в зависимости от выбранного метода начисления амортизации и утвержденных норм, включая ускоренную амортизацию их активной части. При этом по основным средствам начисление амортизации прекращается после истечения нормативного срока службы при условии полного перенесения стоимости на затраты производства. В этом элементе затрат отражаются также амортизационные отчисления от стоимости производственных зданий (помещений), предоставляемых бесплатно фирмой общественного питания, обслуживающей трудовые коллективы, а также от стоимости помещений и инвентаря, предоставляемых медицинским учреждениям для организации медпунктов непосредственно на территории фирмы.

К элементу «Прочие затраты» в составе себестоимости продукции относятся налоги, сборы, отчисления в фонды в порядке, установленном законодательством; вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения; плата по процентам за кредиты банков в пределах ставок, установленных кредитным соглашением, за исключением случаев, когда эти размеры установлены законодательством (кроме процентов по просроченным ссудам, и ссудам, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств и на приобретение основных средств и нематериальных активов); оплата работ по сертификации продукции; плата сторонним организациям за пожарную и сторожевую охрану, за подготовку и переподготовку кадров, затраты по организационному набору работников, на гарантийный ремонт и обслуживание, оплата услуг связи, плата за аренду (в случае аренды отдельных объектов) основных производственных помещений или оборудования, амортизация по нематериальным активам, плата по лизинговым договорам; расходы по подписке на периодическую, научно-техническую и нормативно-методическую литературу.

Фирмами, образующими ремонтный фонд для обеспечения равномерного включения затрат на проведение всех видов ремонта основных производственных средств, в себестоимости продукции в составе «Прочие затраты» отражаются также отчисления в этот фонд, определяемые, исходя из первоначальной стоимости основных производственных фондов и утверждаемых в установленном самими фирмами нормативов отчислений.

Разница между общей стоимостью ремонта и суммой, относимой по нормативу на себестоимость продукции, отражается в составе затрат будущих периодов или предстоящих расходов и платежей.

Во всех других случаях, затраты на проведение всех видов ремонтов основных производственных фондов включаются в себестоимость продукции по соответствующим элементам затрат.

Таблица 2. свод затрат по элементам

Наименование элементов

Счета издержек производства

Материальные затраты (за

вычетом стоимости

возвратных отходов)

На оплату труда

На отчисления соц.налога

Обязательное страхование

Амортизационные отчисления

Прочие затраты


2.2. Учет затрат по социальной сфере.

В условиях рыночной экономики многим фирмам выгодно иметь на своем балансе собственную поликлинику, столовую, баню, зоны отдыха. В этой связи к социальной сфере независимо от форм собственности относят:

  • поликлинику;
  • столовую или буфет;
  • детские дошкольные учреждения;
  • гостиницу, служебные квартиры, общежитие (в составе ЖКХ);
  • бани, прачечную;
  • зоны отдыха, санатории, профилактории;
  • стадионы, библиотеку и т.д.
  • табеля учета рабочего времени;
  • наряда на сдельную работу;
  • накладной на списание ценностей или лимитно-заборной карты (ЛЗК);
  • разработочной таблицы №6 на начисление амортизации и их распределение;
  • счета на получение коммунальных услуг.

Учет затрат отражается на транзитных счетах.

В промышленных фирмах (компаниях), в которых производится пищевая продукция, работники цеха ежемесячно должны проходить медицинскую комиссию, иметь санитарную книжку. Платить другой поликлинике за процедуры профосмотра сегодня очень дорого. Поэтому более выгодно иметь на своем балансе поликлинику. В ней проводить профосмотр своих работников, продлевать или обновлять санитарную книжку. Вместе с тем поликлиника может дополнительно зарабатывать деньги, оказывая услуги по лечению своих работников и услуги на сторону. В этой связи есть полная возможность у поликлиники обеспечить свою самоокупаемость.

Затраты поликлиники частично покрываются доходами, полученными от услуг, а остальная сумма затрат возмещается за счет доходов фирмы.

В рабочем плане счетов фирм (компаний) для учета затрат социальной сферы отводится счет 8410 «Накладные затраты», открывают аналитические счета: 01 - содержание объектов социальной сферы за счет дохода фирмы.

Ежемесячно, по дебету на этом счете отражают затраты, по кредиту списывают суммы затрат, не покрытые доходом, на дебет - счета 7210 «Административные расходы».

В современных условиях очень выгодно иметь на своем балансе детские дошкольные учреждения (детсад, ясли). Дети своих работников могут содержаться в них за определенную плату.

Краткое описание

Любое предприятие представляет собой систему, состоящую из многочисленных
внутренних взаимозависимых частей, находящихся в тесном взаимодействии. Согласно многочисленным исследованиям, состав внутренних переменных организации, основанный на декомпозиции системы, может быть связан с различными подходами к выделению её элементов.
Одни авторы в качестве составляющих внутренней среды организации выделяют
совокупность определённых параметров (цели, структура, задачи, технология, персонал, миссия, бизнес-процессы, власть, культура и др.), которые могут иметь различные комбинации в системе.

Содержание

Введение
1. Экономическое содержание учета затрат по социальной сфере.
1.1 Сущность, экономическая характеристика затрат.
1.2 Понятие и состав социальной сферы, классификация затрат по их содержанию.
2. Учет затрат по социальной сфере на различных предприятиях
2.1 Сводный учет затрат на производство
2.2 Синтетический и аналитический учет затрат по содержанию социальной сферы.
2.3 Обоснование затрат на развитие социальной сферы предприятия и оценка их эффективности
Заключение
Список использованной литературы

В соответствии с законодательством учреждения социального обслуживания имеют право вести предпринимательскую деятельность потому, что это служит достижению целей, ради которых они созданы. Предпринимательская деятельность учреждений социального обслуживания подлежит льготному налогообложению в установленном российским законодательством порядке.

Расходы за счет средств предпринимательской деятельности (внебюджетные источники) подразделяются на прямые и косвенные, или накладные. К прямым относятся расходы, связанные с производством работ, изготовлением продукции, оказанием услуг (на материалы, заработную плату, отчисления в государственные внебюджетные фонды и др.). К косвенным (накладным) - расходы, связанные с организацией и управлением производством, относящиеся к деятельности организации в целом (на заработную плату и отчисления в ЕСН аппарата правления и обслуживающего персонала, арендную плату, отопление, освещение, водоснабжение, текущий ремонт, канцелярские принадлежности и др.).

Все косвенные расходы предварительно учитываются на специальном счете, по дебету (левая сторона бухгалтерского счета) которого отражаются расходы будущих периодов или расходы, которые в момент их возникновения не могут быть отнесены непосредственно на конкретный вид продукции, работ или услуг. В конце месяца накладные расходы списываются на отдельные виды деятельности по источникам финансирования пропорционально заработной плате или сумме стоимости прямых затрат, а затем в дебет соответствующих счетов.

Для определения фактической себестоимости платных услуг на основании данных учета о расходах составляется отчетная калькуляция.

Аналитический учет расходов по предпринимательской деятельности ведется по видам выполняемых работ или услуг по кодам экономической классификации расходов бюджетов на многофакторных карточках.

Сдача в аренду имущества как вид предпринимательской деятельности бюджетных организаций также имеет свои особенности. В соответствии со ст. 609 ГК РФ передача имущества в аренду оформляется договором аренды в письменном виде. Договор аренды на срок более года подлежит государственной регистрации.

Бюджетные учреждения в соответствии со ст. 298 ГК РФ не могут самостоятельно распоряжаться имуществом, закрепленным за ними на правах оперативного управления органами власти. Поэтому договор аренды такого имущества должен быть подписан тремя сторонами:

* органом государственной власти или местного самоуправления, в чьей собственности находится данное имущество;

* бюджетным учреждением, за которым закреплено данное имущество;

* арендатором.

Доходы бюджетного учреждения сданного в аренду имущества в полном объеме учитываются в смете его доходов и расходов после уплаты установленных законодательством налогов и сборов.

Недвижимое имущество, приобретенное бюджетным учреждением за счет полученных от предпринимательской деятельности средств, также может быть сдано в аренду. В этом случае арендодатель получает арендную плату в виде перечислений на внебюджетный счет. Эти внереализационные доходы, согласно ст. 250 НК РФ, подлежат налогообложению. Имущество, приобретенное бюджетным учреждением за счет доходов от предпринимательской деятельности, поступает в его самостоятельное распоряжение без предоставления права собственности на данное имущество. Доходы от сдачи имущества в аренду являются внереализационными доходами организаций.

Согласно § 5 главы 4 Гражданского кодекса РФ бюджетные учреждения входят в состав некоммерческих организаций. Следовательно, они являются плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС) и обязаны выполнять функции по исчислению и уплате налога, формированию и сдаче отчетности. учет социальное учреждение налогообложение

Одним из критериев, определяющих принадлежность организаций к бюджетным учреждениям, является то, что они созданы для выполнения функций некоммерческого характера. Услуги бюджетных организаций социально значимы, в частности потому, что они выполняются безвозмездно или по фиксированным расценкам для социально слабых групп населения.

Однако в современных экономических условиях недостаточного бюджетного финансирования бюджетные организации оказываются втянутыми в рыночные отношения и занимаются предпринимательской деятельностью. Это привело к тому, что их деятельность стала носить двойственный характер. Потребовалось совмещение бюджетного бухгалтерского учета с хозрасчетным учетом. Кроме того, возникла необходимость вести налоговый учет. На практике это оказалось довольно сложно, так как предпринимательская деятельность социальных бюджетных предприятий служит достижению целей, ради которых они созданы и соответствуют им, т.е. социальному обслуживанию малообеспеченных пенсионеров, инвалидов, семей с детьми и других групп. Поэтому во второй части Налогового кодекса Российской Федерации (далее -- НК РФ) определено, что предметом налогообложения является выручка от реализации или доход, а не предпринимательская деятельность.

Учреждения социального обслуживания независимо от форм собственности пользуются льготным налогообложением в установленном российским законодательством порядке о налогообложении. Льготы при налогообложении предоставляются не применительно к характеру деятельности, а для каждого конкретного вида поступлений денежных средств. Доходы от платных услуг, оказываемых социальными службами, находящимися в ведении органов исполнительной власти всех уровней, согласно БК РФ, являются неналоговыми доходами соответствующих бюджетов. Они в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от оказания платных услуг использования их имущества. Таким образом, при осуществлении приносящей доход деятельности бюджетные социальные службы обязаны уплачивать налоги с доходов.

Социальные службы, согласно ст. 145 НК РФ, имеют право на освобождение от НДС, если: за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности 1 млн рублей; в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев они не реализовали подакцизные товары.

От налогообложения освобождаются операции по реализации технических средств и протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов, используемых для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, оказываемые медицинскими организациями медицинские услуги, а также услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты населения.

Не облагаются НДС работы, выполняемые в период реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства для военнослужащих, в том числе работы по строительству, созданию и содержанию центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей; оказание услуг по страхованию, а также по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами и т.д.

Социальные службы всех форм собственности, производящие выплаты заработной платы и иных вознаграждений за выполнение работ или оказание услуг, являются плательщиками ЕСН. В то же время, в соответствии со ст. 238 НК РФ, не подлежат налогообложению ЕСН:

* государственные пособия, в том числе пособия по временной нетрудоспособности и уходу за больным ребенком, безработице, беременности и родам;

* все виды компенсационных выплат, связанные с оплатой стоимости питания; увольнением работников, включая расходы на повышение профессионального уровня работников; трудоустройством работников, уволенных в связи с сокращением численности работников по сокращению штата или ликвидацией организации и т.д.;

* суммы единовременной социальной помощи, оказываемой в связи со стихийными бедствиями, возмещением причиненного материального ущерба или вреда здоровью, а также пострадавшим от террористических актов на территории России, членам семьи умершего работника и др.;

* суммы страховых платежей по договорам добровольного личного страхования работников;

* суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников финансирования, и т.д.

Таким образом, учреждения системы социальной защиты населения имеют свои экономические особенности ведения бухгалтерского учета и налогообложения.

Введение с.3

1. Бухгалтерский учет и его организация с.4

2. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях с.11

3. Особенности бухгалтерского учёта в деятельности

социальных служб с.16

Заключение с.20

Литература с.21

Введение

С развитием рыночной экономики во все сферы

хозяйственной деятельности проникают новые экономические отношения,

коренным образом изменяется налоговая система, а вместе с тем законы,

положения, нормативные акты. Происходят заметные изменения в составе средств и источников финансирования предприятий.

Бухгалтерам в процессе работы приходится применять новые

методики, позволяющие отражать введение в хозяйственный оборот особых

видов имущества и взаимоотношений участников. За последнее время в

связи с принятием новых нормативных документов произошли

существенные изменения в методике учета основных средств,

производственных запасов, себестоимости продукции, капитальных

вложений, финансовых результатов; претерпели изменения порядок

формирования и учет уставного капитала и других фондов предприятия,

распределение прибыли, погашения убытков, правила финансирования и

кредитования.

Объект работы – бухгалтерский учет как вид хозяйственного учета в организации и на предприятии.

Предмет работы – особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях и, в частности, в деятельности социальных служб.

Цель нашей работы – представить особенности организации бухгалтерского учета в бюджетных организациях и в частности, в социальных службах.

Задачи работы:

1) проанализировать литературу по проблеме исследования;

2) охарактеризовать понятие бухгалтерского учета и особенности его организации;

3) выделить основные положения бухгалтерского учета в бюджетных организациях;

4) показать специфику бухгалтерского учета в социальных службах.

Контрольная работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, литературы.

1. Бухгалтерский учет и его организация

Основой существования и развития любого общества является материальное производство. Чтобы люди могли жить, из поколения в поколение необходимо удовлетворять их потребности в продуктах питания, пище, одежде, жилище и др., а для этого нужны машины, оборудование, транспортные средства, инструменты, производственный инвентарь и т.д., используя которые в процессе производственной и коммерческой деятельности создаются средства труда и предметы потребления, направленные на удовлетворение этих потребностей.

Для получения необходимых сведений о ходе хозяйственных процессов организуется хозяйственный учет. Он возник из потребностей управления материальным производством: руководство хозяйственными процессами невозможно без знания конкретных фактов хозяйственной жизни.

Различают три вида хозяйственного учета: оперативный, статистические и бухгалтерский, каждый из которых имеет свою специфику, круг наблюдаемых явлений, задачи и методы.

В нашей работе мы остановились на изучении особенностей бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в стоимостном выражении об активах, обязательствах, доходах и расходах организации и их изменений, формирующуюся путем сплошного, непрерывного, документального отражения всех хозяйственных операций.

Бухгалтерский учет в отличие от остальных видов учета:

Является документально обоснованным учетом;

Непрерывен (изо дня в день) во времени и сплошной по охвату (без всяких пропусков) всех изменений, происходящих в финансово-хозяйственной деятельности организации;

Применяет особые, только ему присущие способы обработки данных (бухгалтерские счета, двойная запись, баланс и др.) (1, с.8).

Бухгалтерский учет как наука состоит из трех самостоятельных частей: теории бухгалтерского учета, финансового учета и управленческого учета.

Теория бухгалтерского учета - наука, изучающая теоретические, методологические основы и практические рекомендации по организации системы бухгалтерского учета в целом.

Финансовый учет - это система сбора учетной информации, которая обеспечивает бухгалтерское оформление и регистрацию хозяйственных операций, а также составление финансовой отчетности. Данные финансового учета используются внутри организации руководителями различных уровней и внешними пользователями (инвесторами, кредиторами, банками, налоговыми и финансовыми органами и т.д.). Финансовый учет охватывает значительную часть бухгалтерского учета, аккумулирует информацию об имуществе и обязательствах организации - нематериальных активах, основных средствах, арендованном имуществе, финансовых вложениях, оборотных активах и обязательствах организации, денежных средствах, капитале, фондах и резервах, прибыли и убытках и т.д.).

Управленческий учет, являясь составной частью бухгалтерского учета, предназначен для сбора учетной информации, которая используется внутри организации руководителями различных уровней. Его главная цель - обеспечить необходимой и в полном объеме информацией менеджеров, ответственных за достижение конкретных производственных результатов.

Управленческий учет обобщает плановую нормативную и прогнозную информацию, он более полно отражает учетные процедуры наблюдения, измерения и регистрации.

В системе управленческого учета информация об издержках производства группируется и учитывается по:

Видам затрат (номенклатура продукции, работ и услуг);

Месту возникновения затрат, т.е. структурным подразделениям, в которых концентрируется первоначальное потребление материальных ресурсов (рабочие места бригады, цеха и т.п.);

Носителям затрат, т.е. видам продукции, работ и услуг данной организации, предназначенных для продажи на рынке (1, с.9).

К ведению бухгалтерского учета во всех организациях независимо от форм собственности предъявляют одинаковые требования, регламентированные различными нормативными документами.

1. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета, который утверждается организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета.

2. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации - в рублях. Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке.

3. Соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики обязательно для всех организаций. Эта политика, как правило, предусматривает следующие требования: полноту; своевременность; осмотрительность (не допускать скрытых резервов); приоритет содержания над формой (исходить не столько из правовой формы, сколько из экономического содержания фактов); непротиворечивость (равенство данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца); рациональность (рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из специфики деятельности и величины организации).

4. В бухгалтерском учете текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями, учитываются раздельно.

5. Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.

6. Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, представление бухгалтерской отчетности, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, обеспечение в установленных законодательством Российской Федерации случаях проведения обязательного аудита несут руководители организаций (1, с.10).

Перед бухгалтерским учетом стоят следующие задачи:

Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой как внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, так и внешним -инвесторам, кредиторам и др.;

Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением организацией законодательства Российской Федерации при осуществлении ей хозяйственных операций, за их целесообразностью; наличием и движением имущества и обязательств; использованием материальных трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

Своевременное предупреждение появления негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности организаций, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов и прогнозирование результатов работы организации на текущий период и на перспективу;

Содействие конкуренции на рынке с целью получения максимальной прибыли (1, с.11).

Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации, который обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить выполнение всеми подразделениями и службами, работниками организации требований главного бухгалтера в части порядка оформления и представления для учета документов и сведений.

Бухгалтерский учет в организации осуществляется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером; когда в организации отсутствует -бухгалтерская служба, руководитель имеет право поручить ведение учета и отчетности специализированной организации или соответствующим органам (специалистам) на договорных началах (это в основном касается малых организаций).

В зависимости от объема работа в бухгалтерии организации группируется по направлениям:

Осуществление расчетов;

Ведение материального учета;

Осуществление производственно-калькуляционной работы;

Финансовый учет и т.д.

Главный бухгалтер назначается на должность (освобождается от должности) руководителем организации и подчиняется непосредственно ему. В своей работе он должен руководствоваться нормативными документами, а также нести ответственность за соблюдение содержащихся в них единых правовых и методологических принципов ведения бухгалтерского учета. В организациях, основанных на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности по согласлованию с собственником имущества организации либо органом, уполномоченным собственником.

Главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, обеспечивает контроль за ее исполнением, за движением активов, формированием доходов и расходов и выполнением обязательств и отражением на счетах бухгалтерского учета хозяйственной оперативной информации, составление в установленные сроки бухгалтерской отчетности, проведение (совместно с другими службами) экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности в целях выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов организации. Главный бухгалтер совместно с руководителем организации подписывает документы, служащие основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также расчетные, кредитные и финансовые обязательства и хозяйственные договоры. Без подписи главного бухгалтера указанные документы недействительны и к исполнению не принимаются. Право подписи может быть предоставлено лицам, уполномоченным на это письменным распоряжением руководителя организации.

Главному бухгалтеру запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, противоречащим законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину. О таких документах главный бухгалтер письменно сообщает руководителю, который может письменным распоряжением обязать принять указанные документы к исполнению; с этого момента ответственность за незаконность совершенных операций несет руководитель организации.

С главным бухгалтером согласовывается назначение, увольнение и перемещение материально ответственных лиц (кассиров, заведующих складами и других). Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждается руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерскую службу документов и сведений (информации) обязательны для всех работников организации (1,с.13-14).

Главный бухгалтер не может исполнять обязанности, непосредственно связанные с материальной ответственностью за денежные средства и материальные ценности, получать по чекам и другим документам денежные средства и товарно-материальные ценности для организации.

В малых организациях, не имеющих в штате кассира, его обязанности могут выполняться главным бухгалтером или другим работником по письменному распоряжению руководителя организации.

При освобождении главного бухгалтера от занимаемой должности производится сдача дел вновь назначенному главному бухгалтеру (а при отсутствии последнего - работнику, назначенному приказом руководителя). Одновременно проводится проверка состояния бухгалтерского учета и его достоверности с составлением акта, утверждаемого руководителем организации.

Юридически ни одна организация, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, не может функционировать без ведения бухгалтерского учета, поскольку только данные бухгалтерского учета обеспечивают полную информацию об имущественном и финансовом состоянии организации; синтетическая и аналитическая информация о состоянии материальных, трудовых и денежных ресурсов, о результативности инвестиционной и кредитной политики, о затратах и эффективности производства и т.д., что позволяет управлять хозяйственной деятельностью и контролировать выполнение планов прибыли, разрабатывать перспективные планы развития производства (1, с.15). Таким образом, бухгалтерский учет является составной частью управленческой и информационной системы организации.

2. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях

Бухгалтерский учет в бюджетных организациях имеет специфические особенности, обусловленные законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина РФ № 70н от 26.08.2004 г., другими нормативными документами по учету и отчетности в бюджетных организациях, отраслевой их спецификой.

К этим особенностям нужно отнести:

Организацию учета в разрезе статей бюджетной классификации;

Контроль исполнения сметы расходов;

Переход на казначейскую систему исполнения бюджетов;

Выделение в учете кассовых и фактических расходов;

Отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы (здравоохранения, образования, науки и др.).

Специфические особенности учета в бюджетных организациях вызывают необходимость дополнить общие задачи бухгалтерского учета более конкретными, как, например, точное исполнение утвержденного бюджета, соблюдение финансово-бюджетной дисциплины, мобилизация средств в бюджет и выявление дополнительных доходов.

В бюджетных организациях для бухгалтерского учета операций по исполнению смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, а также операций по централизованному снабжению материальными ценностями применяется план счетов, утвержденный Минфином РФ в составе Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях.

Планом счетов называют систематизированный по установленным принципам перечень синтетических счетов и субсчетов бухгалтерского учета.

В Плане счетов счета сгруппированы в 12 глав, отдельно выделены забалансовые счета. В основу группировки счетов по разделам положены экономические особенности учитываемых объектов. В каждой главе отражены экономически однородные виды имущества, обязательств и хозяйственных операций. Расположены главы в определенности последовательности, определяемой характером участия имущества в его кругообороте. Вначале отражены главы со счетами имущества, необходимого для осуществления деятельности бюджетных организаций (главы I, II, III). Затем показаны главы со счетами учета готовой продукции, средств учреждений и расчетов и расходов бюджетных организаций. В итоге в первых восьми главах сгруппированы счета имущества и расходов бюджетных организаций. Имущество отражено по разделам по принципу ликвидности - от труднореализуемых к легкореализуемым (7,с.57).

В последующих главах отражены источники формирования имущества организаций и покрытия расходов бюджетных организаций, доходы, прибыли и убытки, выполненные и сданные заказчиком продукция, работа и услуги.

Порядок ведения аналитического учета бюджетные организации устанавливают сами исходя из Плана счетов и нормативных актов по объектам учета.

Учреждения осуществляют учет исполнения смет доходов и расходов по бюджетным средствам, полученным за счет внебюджетных источников, в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в учреждениях, соблюдение действующего законодательства при выполнении финансово-хозяйственных операций и хранение бухгалтерской документации несут руководители учреждений (7,с.58).

Для учреждений бюджетной сферы наиболее характерно ведение бухгалтерского учета по мемориально–ордерной и журнально-ордерной формам учета.

Мемориально–ордерная форма бухгалтерского учета определяется следующими признаками: количеством, структурой и внешним видом учетных регистров, последовательностью связей между документами и регистрами, а также между самими регистрами и способом записи в них, то есть использованием тех или иных технических средств.

Бухгалтерский учет исполнения смет расходов осуществляется по мемориально–ордерной форме бухгалтерского учета в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете.

Мемориально–ордерная форма учета отличается строгой последовательностью учетного процесса, простотой и доступностью учетной техники, при ней широко используются стандартные формы аналитических регистров, счетные машины.

Недостатками мемориально–ордерной формы учета являются:

Трудоемкость учета, отрыв аналитического учета от синтетического,

Громоздкость аналитического учета,

Формы регистров порой не содержат показателей, необходимых для контроля, анализа хозяйственной деятельности

и составления отчетности (8,с.34-35).

В настоящее время в связи с автоматизацией бухгалтерского учета бюджетные организации чаще используют журнально–ордерную форму учета.

Основными особенностями журнально–ордерной формы учета являются:

Применение для учета хозяйственных операций журналов – ордеров,

запись в которых ведется только по кредитовому признаку;

Совмещение в ряде журналов–ордеров синтетического и аналитического учета;

Отражение в журналах–ордерах хозяйственных операций в разрезе

показателей, необходимых для контроля и составления отчетности;

Сокращение количества записей, благодаря рациональному построению журналов–ордеров и Главной книги.

Журналы–ордера представляют собой свободные листы большого

формата со значительным количеством реквизитов и запись в них производят

ежедневно либо с первичных документов, либо с вспомогательных ведомостей, которые служат для накапливания и группировки данных первичных документов (8,с.45).

В журналы–ордера производятся только кредитовые записи того

синтетического счета, операции которого учитываются в данном журнале.

Операции, по которым счета дебетуются, будут записаны в Главную книгу.

Тем самым исключается дублирование оборотов по корреспондирующим

счетам. Месячные итоги каждого журнала–ордера показывают общую сумму кредитового оборота счета, операции которого учитываются в данном

журнале, и суммы дебетовых оборотов каждого корреспондирующего с ним

Применение журнально–ордерной формы бухгалтерского учета позволяет значительно уменьшить трудоемкость учета за счет совмещения в

одном регистре синтетического и аналитического учета, что облегчает составление отчетов.

К недостаткам журнально–ордерной формы учета следует отнести

сложность и громоздкость построения журналов–ордеров, ориентированных на ручное заполнение данных и затрудняющих механизацию учета (8,с.48).

Бухгалтерский учет исполнения сметы доходов и расходов учреждения в зависимости от объема учетной работы ведется самостоятельным структурным подразделением (централизованной бухгалтерией), возглавляемым главным бухгалтером или главным бухгалтером (бухгалтером) в случаях отсутствия самостоятельного структурного подразделения (7,с.58).

На практике бухгалтерский учет исполнения смет расходов бюджетных учреждений осуществляется, как правило, централизованными бухгалтериями.

При централизации учета за руководителями обслуживаемых учреждений сохраняются права распорядителей ассигнованиями, в частности:

Заключать договоры на поставку товаров и оказание услуг и трудовые соглашения на выполнение работ;

Получать в установленном порядке авансы на хозяйственные и другие нужды и разрешать выдачу авансов своим сотрудникам;

Разрешать оплату расходов за счет ассигнований, предусмотренных сметой;

Расходовать в соответствии с установленными нормами материалы, продукты питания и другие материальные ценности на нужды учреждения;

Утверждать авансовые отчеты подотчетных лиц, документы по инвентаризации, акты на списание пришедших в ветхость и негодность основных средств и других материальных ценностей в соответствии с действующими положениями;

Разрешать другие вопросы, относящиеся к финансово – хозяйственной деятельности учреждений (2,с.51).

Централизованная бухгалтерия представляет руководителям обслуживаемых бюджетных учреждений необходимые им сведения об исполнении смет расходов в сроки, установленные главным бухгалтером централизованной бухгалтерии по согласованию с руководителями этих учреждений (5, с.67-68).

В необходимых случаях в учреждениях, обслуживаемых централизованными бухгалтериями, создаются учетно-контрольные группы из работников централизованных бухгалтерий. На эти группы может быть возложено оформление всей первичной документации по бухгалтерскому учету операций данного учреждения, контроль за сохранностью ценностей, находящихся у материально ответственных лиц, и выполнение других работ, предусмотренных распределением обязанностей.

Все структурные подразделения, входящие в состав учреждений, а также учреждения, обслуживаемые централизованными бухгалтериями, обязаны своевременно передавать в бухгалтерию необходимые документы для бухгалтерского учета и контроля (копии выписок из приказов и распоряжений, относящиеся непосредственно к исполнению сметы доходов и расходов, а также всякого рода договоры, акты выполненных работ и др.) (7, с.59).

Учреждения расходуют государственные средства в соответствии с

целевым назначением и в меру выполнения мероприятий, предусмотренных

сметами, строго соблюдая финансово–бюджетную дисциплину и максимальную экономию материальных ценностей и денежных средств.

Бухгалтерский учет должен обеспечить систематический контроль за

ходом исполнения смет расходов, состоянием расчетов с предприятием, организациями, учреждениями и лицами, сохранностью денежных средств и

материальных ценностей.

3. Особенности бухгалтерского учёта в деятельности социальных служб

Бухгалтерский учет в деятельности социальных служб осуществляется в целом также, как и в любой другой бюджетной организации.

Но здесь достаточно важным является вопрос о контролирующей функции бухгалтерского учета.

Контрольные функции должны быть органически увязаны со всей учетной работой: оформлением, приемкой и обработкой документов. Контроль должен осуществляться по определенной системе, предусматривающей в первую очередь порядок проверки:

Исполнения постановлений, распоряжений и указаний правительственных органов и вышестоящих организаций;

Соблюдения установленных нормативов;

Правильности и своевременности приемки и отпуска товарно-материальных ценностей;

Правильности расходования фонда оплаты труда (заработной платы), соблюдения установленных штатов, должностных окладов, смет расходов;

Сохранности имущественных, товарно-материальных ценностей и денежных средств в местах их хранения и использования;

Правильности производимых в процессе учетной работы вычислений и расчетов(6,с.42).

В указанных направлениях должен осуществляться предварительный (до совершения операций), текущий (повседневный) и последующий контроль.

Строго продуманная и организованная система контроля является как бы замкнутой цепью, в которой должны быть сохранены все образующие ее звенья. Пропуск в составе цепи хотя бы одного контрольного звена может иногда привести к серьезным нарушениям или злоупотреблениям. Бухгалтерский учет в учреждениях социального обслуживания населения не может быть эффективным, если не выполняет контрольной функции. Вместе с тем система контроля не должна вызывать излишнюю работу, усложнять документооборот.

Несмотря на значительные успехи в организации бухгалтерского учета в учреждениях социального обслуживания населения, которыми были отмечены последние годы, имеется ряд теоретических, методологических и организационных (связанных с условиями рыночной экономики) проблем, требующих решения.

В процессе экономической реформы происходит перегруппировка источников финансирования учреждений социальной сферы - они все более концентрируются в местных администрациях. Введение новых условий хозяйствования способствует увеличению доли внебюджетных средств, которые образуют целевые фонды для решения социальных проблем (3,с.23)

Создание нового хозяйственного механизма в социальной сфере, использование различных форм хозяйствования, включая арендные отношения, кооперативную (в установленном порядке), индивидуальную трудовую деятельность, распространение гибких режимов труда породили новые для бюджетных учреждений понятия: коллективный и арендный подряд, интенсификация производства, стоимость подготовки специалистов, стоимость медицинских услуг, стоимость услуг учреждений культуры и др. К сожалению, внедрение коммерческих принципов в социальных учреждениях идет медленнее, чем того требует жизнь.

Все это вносит специфику и новизну в методологию и организацию учета в деятельности социальных служб и требует теоретического обоснования. Совершенствование методологии и организации учета в этих учреждениях имеет принципиальное значение для усиления контроля за социально-экономической отдачей всех видов ресурсов, для мобилизации средств, заработанных трудовыми коллективами, для улучшения качественных показателей работы учреждений. Возрастает роль бухгалтерского учета как важнейшего средства получения полной и достоверной информации об имуществе учреждения социальной службы, его обязательствах и своевременного доведения этих сведений до внутренних и внешних пользователей (3,с.27).

Бухгалтерский учет в учреждениях социальной сферы осуществляет сплошное и непрерывное отражение всех операций, связанных с исполнением сметы расходов по бюджету, а также внебюджетных средств, доля которых должна возрастать в результате коммерческой деятельности. Своевременное, полное и достоверное отражение на балансе учреждения всех операций является непременным условием эффективного управления. Вот почему среди важнейших задач совершенствования учета в учреждениях социального обслуживания населения особое место следует выделить учету показателей коммерческой деятельности бюджетных учреждений, их увязке в общей системе отчетных данных с показателями исполнения смет расходов по бюджету. Решение этой задачи необходимо для максимального использования внутренних резервов, правильного и экономного расходования средств в соответствии с открытыми кредитами и их целевым назначением по утвержденным сметам расходов.

На практике эту задачу пытаются решить созданием двух самостоятельных бухгалтерий в одном учреждении: бюджетной и хозрасчетной. И что, на наш взгляд, является неоправданным: каждую бухгалтерию возглавляет свой главный бухгалтер

Материалы исследований Н.Г.Волкова (3) показали, что уровень организации бухгалтерского учета и его эффективность в значительной мере зависят от того, насколько на каждом этапе развития экономики он соответствует потенциальным возможностям общества (3,с.29). Поэтому в современных условиях экономической реформы и ограниченности финансовых ресурсов бюджета можно говорить о расширении задач, стоящих перед учетом в учреждениях социального обслуживания. Задачи, которые требуется решить, характеризуют новый этап развития бюджетного учета.

Заключение

Бухгалтерский учет в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, имеет отличия от учета коммерческих предприятий. При этом проблемы организации бухгалтерского учета в учреждениях социальной сферы неоднородны, так как определяются конкретным видом деятельности: здравоохранение и образование, культура и органы правопорядка, социальная защита населения и оборона. Отраслевая специфика должна отражаться в организации и ведении бухгалтерского учета.

Определенную сложность вызывает необходимость в ряде учреждений вести бухгалтерский учет одновременно по двух планам счетов: исполнения сметы расходов учреждений и финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Для учреждений социального обслуживания населения, состоящих на бюджетном финансировании, особенно важной функцией бухгалтерского учета является контроль правильности расходования фонда оплаты труда (заработной платы), соблюдения установленных штатов, должностных окладов, смет расходов; сохранности имущественных, товарно-материальных ценностей и денежных средств в местах их хранения и использования; правильности производимых в процессе учетной работы вычислений и расчетов. Контроль позволяет более эффективно управлять данными учреждениями, и в частности, более рационально использовать бюджетные ассигнования, и средства других источников финансирования, совершенствовать оплату труда работников, дополнив ее элементами стимулирования.

Литература

1. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Ю.А. Бабаева. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 476 с.

2. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. – М. : ПРИОР, 2002. –240 с.

3. Волков Н.Г. Бухгалтерский учет в подразделениях организаций и учреждений, оказывающих услуги в жилищном фонде, коммунальном хозяйстве и социально-культурной сфере / Н.Г.Волков // Бухгалтерский учет. – 2001. – № 3. – С. 21-31.

4. Голубева М.А. Особенности учета имущества в бюджетных организациях / М.А. Голубева // Главбух. – 2002. – № 12. – С. 22-28.

5. Жоромская М.М., Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. Комментарий. 5-е изд., перераб. и доп. / М.М. Жоромская, В.М. Долгая. – М. : Книжный мир, 2005. – 439 с.

6. Земляченко С.В. Новый порядок бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях / С.В. Земляченко // Главбух. – 2005. – № 5. – С. 41-55.

7. Зиновьева Е.Г. Экономические основы социальной работы: Учебно-методическое пособие к курсу «Экономические основы социальной работы». – Магнитогорск: МаГУ, 2006. – 106 с.

8. Кондраков Н.П., Бухгалтерский учет в бюджетных организациях / Н.П. Кондаков, И.Н. Кондраков. – М. : Проспект, 2004. – 599 с.

9. Токарев И.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. – М. : ИД ДБК – Пресс, 2002. – 496с.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

 


Читайте:


Новое

Как востановить менструальный цикл после родов:

Артос — хлеб на Пасху у православных христиан

Артос — хлеб на Пасху у православных христиан

Подражая Апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что...

Пуленк глория история создания

Пуленк глория история создания

Пуленк был в основном самоучкой, хотя в студенческие годы вместо того, чтобы исполнять строгие предписания родителей в отношении его образования,...

Сроки уплаты налогов по закону

Сроки уплаты налогов по закону

Такая операция не принимается налоговиками.Они будут искать имущество ООО и изымать его по ст. 47 НК РФ.В случае, предусмотренном пунктом 7 статьи...

Что будет, если платить налоги и взносы не вовремя

Что будет, если платить налоги и взносы не вовремя

Размер пеней Налоговая сама считает пени, поэтому вы можете не тратить своё время на расчёты. Но всё равно полезно знать, почему от вас требуют...

feed-image RSS