Выбор редакции:

Реклама

Главная - Утки
Кто такой утешитель которого пошлет иисус. Толкования на Ин. Святой дух может оставить нас

Свт. Григорий Богослов

и Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век

Для того приходит Дух после Христа, чтобы не остаться нам без Утешителя; и для того именуется «иным» , чтобы дать тебе понятие о равночестии, ибо слово: иной поставлено вместо «другой я»; это же именование означает одно – владычество, а не унижение. Ибо слово: иной , насколько мне известно, употребляется не об инородных, но об единосущных.

Слова. Слово 41.

Свт. Иоанн Златоуст

Блаж. Феофилакт Болгарский

Евфимий Зигабен

И Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам

С этого места Иисус Христос начинает открывать ученикам Своим учение о Святом Духе. Иного Утешителя – чем Меня, т.е. наставника и руководителя в подвигах добродетели, утешителя и заступника в скорбях. Сказав – иного, Иисус Христос указал на различие ипостаси, а сказав Утешителя, указал на единство существа, потому что Утешители – и Сын, и Дух Святой. И не сказал Иисус Христос: пошлю, чтобы не показаться противником Богу и говорящим по иной какой-либо власти, а теперь Он только обещает умолить Отца, как по вышеуказанной причине, так и для того, чтобы поверили Ему. Впоследствии же Иисус Христос открывает и Свою власть в этом отношении, говоря: аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: аще (ли) же иду, послю Его к вам (Ин. 16, 7) , и еще: приимите Дух Свят (Ин. 20, 22) . Но каким образом дается и посылается другим вездесущий и раздающий дары каждому в особенности, как Ему угодно (1 Кор. 12, 11) ? Дается и посылается не как раб, а как равносущный Отцу и Сыну, и имеющий одну волю с Ними. По отношению к Несотворенной Троице слова эти имеют не такое значение, какое имеют они по отношению к тварям. Дух Святой дается Отцом, как от Него исходящий, а посылается Сыном, как содействующий Ему и не противящийся. Теперь Иисус Христос говорит о Святом Духе, что Он дается и посылается, а впоследствии Он показал и власть Святого Духа, когда говорил: егда же приидет Он, Дух Истины и т.д. (Ин. 16, 13) .

Да будет с вами в век

не оставляя вас даже после вашей смерти. Затем излагается учение о том, что это за Утешитель иной.

Лопухин А.П.

Ст. 16-17 И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Kоторого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет

Kогда апостолы исполнят свою обязанность, то и Христос («и Я» ) исполнит Свое дело в отношении к ним. Он умолит Отца, и Отец пошлет им другого Утешителя, чтобы Он оставался с ними навеки.

«Утешитель » – по-гречески Параклитос (παράκλητος). Первоначально это слово обозначало человека, призванного на помощь, защитника (но не в смысле обыкновенного адвоката, а в смысле друга, который идет упрашивать судью за своего друга, обвиненного в каком-либо преступлении). Но затем, особенно у евреев, к которым это слово перешло из греческого языка в форме «Пераклет», оно стало обозначать утешителя, советника, указывающего человеку, находящемуся в затруднительном положении, как ему лучше выйти из этого положения. Отцы и учители восточной Церкви такое именно значение «утешителя » и придают этому термину.

Доселе таким советником и другом учеников был Сам Христос, хотя Он в Евангелии и не называется Утешителем. Но теперь на место удаляющегося от апостолов Христа к ним придет другой Утешитель, или советник, друг. Из сопоставления здесь Христа и другого Утешителя как древние, так большинство новейших толкователей (Kестлин, Гофман, Вейс и др.) делают заключение, что здесь содержится учение о Святом Духе как о самостоятельной личности. Других толкователей (де-Веттэ, Шенкель) смущает, однако, то обстоятельство, что в главах 15–16 возвращение Христа изображается совпадающим с пришествием Духа-Утешителя. Но смущение это неосновательно, потому что подобное же отношение существует между Отцом и Логосом: Отец в Сыне пребывает, и Сын открывает волю Отца, что не препятствует всем толкователям признавать Сына отдельной личностью. Так и Христос будет действовать через Духа-Утешителя, придет в Нем к апостолам. Апостол Павел поэтому считает возможным отождествить пребывание в верующих Духа Божия с пребыванием Самого Христа (Рим.8:9–10) .

«Духа истины» . Некоторые (например, Шанц) видят в этом указание только на деятельность Духа по отношению к апостолам, которых Он будет учить всякой истине. Но здесь скорее определяется само существо Духа: Он есть сама истина, как единый по существу с Отцом и Сыном. Однако, называя Святого Духа Духом истины, а Себя прямо истиной (стих 6), Господь хочет сказать этим, что Дух этот есть Его Дух (свт. Kирилл Александрийский).

Выясняя значение Духа истины, Господь прибавляет, что мир, пребывающий в неверии и заблуждении, не может Его воспринять ни посредством чувств («не видит» ), ни посредством внутреннего просвещения («не знает» ). Напротив, апостолы, имеющие правильные христианские представления («знаете»), уже знают и Духа, Kоторый и теперь с ними пребывает. «И в вас будет» – здесь, по мнению некоторых авторитетных критиков (Гольцман), вместо έσται («будет»), надо читать ἐστίν («и в вас есть» ). Таким образом, согласно этому чтению Господь говорит с особой силой (для этого и употреблены два синонимических глагола «пребывать» и «существовать») о том, что Дух этот уже находится в учениках. Но при таком чтении выходит как бы излишним послание Духа апостолам в будущее время, после удаления от них Христа. Притом в употребленных здесь в греческом тексте союзах также заключается основание к тому, чтобы полагать разницу между употребленными здесь глаголами. Именно, при глаголе «пребывает » (μένει) стоит местоимение с предлогом παρά – «при», а при глаголе «будет » – местоимение с предлогом ἐν – «в». Отсюда следует, что из двух возможных чтений лучше принять то, которое существует в нашем тексте и в 8-м издании Тишендорфа, т. е. чтение «будет» (έσται). Господь, очевидно, хотел сказать, что тот Дух, Kоторый будет послан апостолам, отчасти и теперь уже несколько близок им благодаря тому, конечно, что они близко стоят ко Христу, в Kотором в изобилии пребывают дары Духа

В Евангелии от Иоанна, с 14 по 16 главу, мы читаем о том, как Иисус дает последние наставления и утешает Своих учеников незадолго до Своегого ареста иудеями. Он покидал Своих учеников навсегда. Конечно, они еще видели Его после воскресения, однако это длилось недолго: вскоре Иисус вознесся к Отцу. Тот факт, что Иисус отправлялся к Отцу, означал, что они остаются одни, ... если только Он не послал бы кого-то другого вместо Себя, кого-то, кто смог бы заполнить Его отсутствие. Или, иначе говоря, если бы Он Сам не вернулся к ним в «другом облике». И, как мы вскоре убедимся, именно это и произошло! Хотя Иисус и отсутствует телесно, Его присутствие сегодня даже ощутимее, чем раньше! Как это возможно? Благодаря Утешителю, Святому Духу; этот Утешитель – поистине достойный заместитель Иисуса, действующий именно так, как действовал бы Иисус, будь Он сегодня лично с каждым из Своих учеников. Говоря об учениках, я имею ввиду не только учеников, находившихся в ту ночь в Гефсиманском саду. В гораздо большей степени все это относится непосредственно к нам! Никто из нас не встречался с Иисусом лично, во плоти, как Его ученики. И все же, благодаря Утешителю, Духу Святому, Он не лишил нас Своего присутствия. В Иоанна 14:15-18 нам сказано:

Иоанна 14:15-18
«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя , да пребудет с вами вовек , Духа истины , Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам».

Иисус Христос говорит здесь о Святом Духе, называя Его другим Утешителем . Хотя Иисус и покидал Своих учеников, Он не бросал их одних. Он собирался послать ДРУГОГО Утешителя, который был бы способен занять Его место и делать все, что Он Сам делал, пока находился с учениками, - своего рода заместителя на то время, пока Он отсутствует телесно. Хотя его телесное присутствие было более невозможным, Он мог присутствовать среди них духовно, посредством Утешителя. Иначе говоря, иметь Святого Духа – то же самое, что быть в присутствии Иисуса. Ведь Дух Святой выполняет для последователей Иисуса все то же самое, что Иисус делал для Своих учеников, присутствуя среди них телесно: учит их, ведет их, предостерегает и утешает их. Поэтому Он и называется ДРУГИМ Утешителем. Первым Утешителем был Иисус в Своем телесном присутствии. Спустя лишь несколько дней после вознесения Иисуса явился Дух Святой – второй, или «другой», Утешитель, заместитель нашего первого Утешителя – Иисуса. Как пишет Альберт Барнс в своем комментарии к Библии:

«Находясь с ними, Иисус был им советником, руководителем, другом. Он наставлял их, смиряясь с их предрассудками и невежеством, и утешал их во времена отчаяния. И вот, пришло время Ему оставить их... В Его отсутствие им посылался другой Утешитель, чтобы выполнять все то же самое, что Он Сам делал бы, если бы мог и дальше оставаться с ними. Из этого мы можем частично понять, в чем заключается функция Духа Святого: а именно в том, чтобы обеспечить всех христиан наставлением и утешением, которое они имели бы, если бы Иисус Сам лично присутствовал среди них...» .

Поэтому знайте, дорогие братья и сестры во Христе: Иисус не покинул вас. Он не где-то далеко, Он рядом с вами. Иисус, посредством Утешителя, живет в вас! Как нам сказано в Колоссянам 1:26-27:

« [...] тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас , упование славы».

Христос живет В ВАС, дорогие братья и сестры. Утешитель живет в вас! Для чего Он дан нам? Чтобы Христос мог дать нам все то, что мы имели бы, будь Он сегодня лично среди нас. Вот как описывал Иисус служение Духа Святого:

Иоанна 14:26
«Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам ».

Иоанна 15:26
«Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне ».

Иоанна 16:7
«Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам ».

Для нас присутствие Духа Святого даже лучше непосредственного присутствия Иисуса на земле!

Иоанна 16:8-15
«и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден. Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам».

В этом и заключается чудесное служение и чудесная реальность Святого Духа.

Многие люди на самом деле не верят в активное действие Духа Святого в жизни учеников. Таким образом они утверждают, что мы были оставлены Иисусом на произвол судьбы, не имея ничего, кроме собственного разума, который должен нам указать, как жить угодной Иисусу жизнью! Но Иисус Сам сказал: «Не оставлю вас сиротами»! Дух Святой заменяет нам телесное присутствие Иисуса, будучи «другим Утешителем», то есть, заместителем нашего первого Утешителя – Иисуса.

Другие же, напротив, приписывают Духу Святому действия, никак не свойственные Иисусу и не имеющие подтверждения в Писании. Действительно ли Дух Святой стоит за этими действиями? Ответ очевиден: НЕТ. Действия Святого Духа никогда не противоречат Слову Божьему. Все, что не согласуется со Словом Божьим, не может быть от Духа Святого.

В заключение этой статьи: отправляясь к Отцу, Иисус не бросил нас в одиночестве. Он послал Своего Заместителя, действующего точно так, как если бы Иисус Сам лично присутствовал бы с каждым из нас. Этот Заместитель – Святой Дух и Его задача, помимо многого другого, учить нас и напоминать нам слова Иисуса (Иоанна 14:26), наставлять и вести нас (Деяния 16:6-10) и утешать нас (Деяния 9:31). Он есть «дух не боязни, но силы и любви и целомудрия» (2 Тимофею 1:7). Он – чудный дар, посланный любящим Отцом всем верующим в Его Сына и Его воскресение из мертвых.

Римлянам 5:5
«... любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам ».

Примечания

Albert Barnes. Notes on the Bible.

ДУХ СВЯТОЙ, УТЕШИТЕЛЬ, ДУХ ИСТИНЫ, ПАРАКЛЕТ

Пожалуй, нет в христианстве более спорного и неясного вопроса, чем понимание сути Духа Святого. Так, будто сама эта тема несет для человека огромную опасность – о Духе Истины если и упоминают, то стараются ничего больше не прибавлять, не уточнять, ни о чем не спрашивать.

Понятие о Боге до прихода Христа было очень сложным для людей – те, кто не мог осознать и вместить в себе проявление мира духовного, часто пытались создать для себя кого-то зримого и понятного, не в силах преодолеть барьер неясности, непроявленности Божества. Человеку как существу из плоти и крови хотелось увидеть, понять Бога, используя известные ему образы. И вот на Землю приходит Христос, приходит во плоти человеческой и тем прокладывает мост от самых высоких Небес до нашей грешной Земли. Бог становится близок и понятен каждому. Христос говорит, что те, кто видел Его – видели и Отца, познавшие Его – познали Отца. Людям открывается возможность через понятный им Образ приблизиться к Богопознанию. И вот, Лики Отца, Сына стали открыты каждому. Они проявляются через иконы, оживают во время молитвы… Неясной и непроявленной осталась третья Ипостась Троицы – Дух Святой, о Котором официально известно лишь то, что Он исходит от Отца и пребывает в Сыне.

Читая Библию, следует признать, что все, сказанное о Духе Святом, больше напоминает полускрытый ребус, тайнопись, которую без особого ключа невозможно прочесть. Где же, в чем скрыт этот тайный ключ, открывающий нам суть самой неясной Ипостаси Троицы – Духа Святого?

В начальных строках Библии мы читаем: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (…) мужчину и женщину сотворил их…и благословил их, и нарек им имя: человек» (Быт 1:26-27, 5:2). Т.е. человек – это мужчина и женщина воедино. Ведь не случайно в молитве «Отче наш» мы говорим – «как на Небе, так и на Земле». Логично, что, сотворив на Земле мужчину и женщину как единое целое, Творец уже имел их Первообразы на Небе. Все становится на свои места, когда мы понимаем, что Дух Святой и Отец – это есть Женская и Мужская часть Единого Целого. Как на Земле есть отец и мать, так и на Небе есть наши Небесные Родители – Отец-Творец и Мать-Дух Святой. «Муж и жена, различаясь как два различных образа человека, в своем единстве несут в себе полноту человечества и полноту образа Божиего в Нем: они запечатлены Двоицей Сына и Духа Святого, открывающих Отца» - пишет в своей книге «Агнец Божий» Сергей Булгаков.1 В 14-16 главах евангелия от Иоанна находится самое важное из сказанного Христом о личности и значении Духа Истины. Перед уходом с земного плана бытия Христос говорит о приходе «другого Утешителя, Духа Истины», Которого пошлет Отец во Имя Его. В каждой фразе Христа об Утешителе дано очень многое для понимания этой тайны. «В семитских языках Дух может быть … женского рода, сирийские тексты об Утешителе говорят «Утешительница». Евангелие Евреев вкладывает в уста Христа слова: «Моя Мать – Дух Святой».5

Как же так получилось, что информация о Духе Святом как о женском начале была практически полностью сокрыта? Кому это было на руку? Одна из причин, конечно – то, что понимание сути Духа Святого очень сложно для людей. Чтобы не вводить их в искушение, чтобы они не впали в грех «хулы на Духа Святого», который, как известно, не прощается, – на одном из Вселенских Соборов решено было не углубляться в эту тему.

В древнем же Израиле хорошо знали о том, что у Бога есть Супруга. Ее Имя было известно как Шейхина (Шехина, Шхина), что означает «видимое проявление Бога на Земле». Ее максимальному проявлению был посвящен субботний день. Иудеи верили, что накануне этого дня происходит соединение Божественной четы. Шейхина как Царица входила в Святую Скинию, проявлялась в Храме. Ее называли Вратами Неба, через которые входят праведные души, чтобы придти к Богу. Ее проявление было зримо в виде облака, наполнявшего скинию и Храм во время молитвы. Во время исхода из Египта Она проявлялась в виде огненного и облачного столпа, который вел Израиль в землю обетованную. Одно из первых явлений Ее после спасения праведного Ноя и его семьи – это радуга в облаке – символ вечного Завета между Богом и людьми. Радуга – это одно из имен Шейхины, как Той, что объединяет и проявляет через Себя все лучи. Ученые раввины знали, что мужчина соединяется с Богом через женщину. Об особой важности гармонии двоих древняя книга «Зогар» говорила: «Благословенный Святой не поместит Своей обители там, где не найдется мужчины и женщины вместе».6 До прихода Христа высшее женское начало Дух Святой проявлялась на Земле через Шейхину. И лишь когда пришло время, когда души людей стали готовы к принятию небесного Огня, через крестный подвиг Христа, открывшего путь в небесный дом – на Землю начал снисходить Дух Святой в Своих дарах. Это произошло в день Пятидестницы, отмечаемый ныне как праздник Троицы и последующий за ним день Духа Святого.

И все же, сокрытие знания об истинном значении и роли Духа Святого как женского начала в Мироздании, прежде всего, было на руку князю тьмы, т.к. этим вносился огромный диссонанс в гармонию мужского и женского начала. Известно, что больше всего князь тьмы боится мужчины и женщины, соединенных в Боге. Для того, чтобы помешать этому – силы тьмы веками старались как можно больше увеличить пропасть между мужским и женским началом. Так, женское начало называлось исчадием ада, всячески уничижалось, считалось нечистым. На месте таинства соединения в Боге в чистоте и гармонии – разросся самый отвратительный вирус – блуд, похоть, разврат, страсть. «Царствие Божие придет тогда, когда двое станут одним» – звучат слова Христа в апокрифических писаниях. Библия гласит о том, что наступит время и «…Господь сотворит на земле нечто новое: жена спасет мужа» (Иер 31:22). Когда же по всем канонам женщина не имеет своего места в Боге, в Нем нет того женского Образа, по которому она была создана, то посему она не имеет небесных корней? Разве можно все устроить лучше, чтобы максимально все исказить, а значит и помешать исполнению Божьего обетования?! «Нынешнее различие мужского и женского – различие между двумя индивидуальностями, обособленными друг от друга, – не отвечает первоначальной Истине. Совсем наоборот: из библейского рассказа явствует, что эти два аспекта человеческого до такой степени неразделимы, что человеческое существо, мужское или женское, взятое в отдельности и рассматриваемое само по себе, не является полностью человеком. Человеческое существо, отделенное от своего дополнительного элемента, – это, так сказать, только половина человека. Следовательно, рождение Евы есть великий миф единосущия взаимодополнительных начал в существе человека: "мужчина-женщина" – первый человеческий архетип».5

Все имеет свое Имя, которое говорит о сути. Не обращаясь к Матери сознательно, люди не могут соединиться с Ней и принять Ее помощь. Не понимая того, Кто есть на самом деле Дух Святой, люди не могут познать Бога, ведь Отец открывается через Мать. Таким образом, исказив для людей понимание Духа Святого, нечистый пытается помешать исполнению той роли, которая отведена Матери всех. Слава Богу, что в наше время все больше и больше появляются книги и статьи о том, что Дух Святой – это высшее женское начало, что это – Святая Мать. Все больше людей задает адекватный вопрос – как это может быть, что на Небе есть только Отец и Сын, а где Жена Отца, где Мать Сына? Возможно ли такое, что Бог, Творец, создав по Образу Своему человека, не содержит в Себе женского начала? От какого Истока тогда появилась женщина?

В народе говорят «Молитва матери достанет со дна моря», о силе материнской любви ходят легенды, слагаются песни, ведь та, которая дает жизнь, имеет основополагающее значение в жизни человека. Какова тогда сила и значимость Той, Которая есть высший, чистый Образ всех истинных матерей и женщин?

Дух Жизни, Дух Радости, Дух Любви, Златокрылая Горлица, Голубица, Всепроникающая и Возрождающая души… Есть легенда о том, что после грехопадения Своих детей Мать сокрыла Свой Лик. Но, тем не менее, Она не оставила их, огненной нитью через всю историю человечества, в каждой главе Священной Книги видно Ее проявление, Ее голос, Ее Лик, Ее Святая Помощь.

Иисус говорил: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин 3:5,6). Рождать – это задача Женщины, качество, заложенное в ней Создателем. Дух Святой как Мать не только рождает души, но и перерождает их. Это есть таинство, в котором человек из раба перерождается в Божье дитя, возвращаясь к своему истоку и вновь обретая божественные качества чистоты и святости. «И дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим, и соблюдали уставы Мои, и выполняли их; и будут Моим народом, а Я буду их Богом» (Иез 11:19-20).

Дух Святой, Мать Сущая – это та Ипостась Троицы, Которая непосредственно касается человека и которая к нему ближе всего. Это Дух Истины, Утешитель. Это Дух, объемлющий все живое, Самый близкий сердцу и Самый непостижимый. Если наши земные матери это матери нашего тела, то Она – Мать нашего духа. Есть же и та, Которая является Матерью нашей души.

Ее Имя – София Премудрость Божья. В так называемых книгах Премудрости много говорится о Ней. Тем не менее, веками идут многочисленные споры о том, кем же на самом деле Она является. Одни источники говорят о том, что это еще одно имя Иисуса Христа, другие – что это проявление Богородицы Марии. Раньше на Руси многие храмы назывались Софиевскими. Есть православные иконы с изображением Софии Премудрости Божьей. Так, на новгородской иконе София изображена в виде огнезрачного Ангела с крыльями, сидящего на престоле. Слева от Нее – Богородица, справа – Иоанн Креститель. Над Нею – Иисус Христос. Уже по изображению этой иконы становится ясно, что София – это самостоятельная Личность, что это и не Христос, и не Богородица, хотя Она имеет с ними очень тесную связь.

В строках Библии проявления Духа Святого тесно переплетаются, порой сливаются с проявлениями Софии Премудрости Божьей, Шейхины, а порой и Богородицы, из чего видно, что все это – различные качества, Лики проявления Матери Вышней. По отношению к Духу Святому София – Дочь, по отношению ко Христу – Его Невеста, Его женская половинка. Мать и Дочь – едины, как и Отец и Сын. Шейхина – это одно из проявлений Софии. Богородица Мария была также сосудом проявления Премудрости.

В книге П. Флоренского «Столп и утверждение Истины» приведены слова о Софии (Феофана Затворника): «Имя жене София. Она есть то знание, которое имеет Отец и Сын; но она есть созерцание их желания, зерцало, в коем Слава их отражается. В отношении к Отцу она есть дщерь его: ибо составляет часть его Сына. В отношении к Сыну по закону Отчей любви она есть сестра его. В отношении же закону в воспроизведении она есть его невеста. В отношении к будущим рождениям она есть мать всего вне Бога сущего; ибо сама она есть первое внешнее существо». 7

В книгах Премудрости София говорит о Себе следующее: «Господь имел Меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони (…). Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял небеса, Я была там. (…) Тогда Я была при Нем Художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время» (Притч 8:22-30).

О рождении Софии, по аналогии отделения Евы от Адама, звучат и такие слова: «Я вышла из уст Всевышнего и, подобно облаку, покрыла землю» (Сир 24:3).

Царь Соломон пишет о Ней: «Познал я все, и сокровенное и явное, ибо научила меня Премудрость, художница всего. Она есть дух разумный, святый, единородный, многочастный, тонкий, удобоподвижный, светлый, чистый, ясный, невредительный, благолюбивый, скорый, неудержимый, благодетельный, человеколюбивый, твердый, непоколебимый, спокойный, беспечальный, всевидящий и проникающий все умные, чистые, тончайшие духи. Ибо премудрость подвижнее всякого движения, и по чистоте своей сквозь все проходит и проникает. Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя: посему ничто оскверненное не войдет в Нее. Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его. Она – одна, но может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет, и, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков; ибо Бог никого не любит, кроме живущего с Премудростью» (Прем 7:21-28).

«Волю же Твою кто познал бы, если бы Ты не даровал Премудрости и не ниспослал свыше святаго Твоего Духа? И так исправились пути живущих на земле, и люди научились тому, что угодно Тебе, и спаслись Премудростью» (Прем 9:17-19).

О Ее материнском проявлении есть такие слова: «И она встретит его, как Мать, и примет его к себе, как целомудренная супруга» (Сир 15:2). «Много трудов предназначено каждому человеку, и тяжело иго на сынах Адама со дня исхода из чрева матери их до дня возвращения к Матери всех» (Сир 40:1).

Климент Александрийский пишет в «Строматах» о заповеди чтить отца и мать: «Ясно, что именно Бог называется Отцом и Господином. Знающие Его поэтому называются сыновьями и богами. Господин и Отец – это Создатель всего сущего. Матерью же является не сущность, из которой мы созданы, как считают одни, и не Церковь, как полагают другие, а божественная гносис и София, «мать праведности», как ее называет Соломон». 3

Через Софию – как Первообраз всего сущего и Посредника между Богом и людьми – Троица проявляется в мире тварном. София как Первообраз сущего соединяет в Себе все. «Зная Себя, божественная Премудрость знает все материальное нематериально, расчлененное нерасчлененно, множественное объединение, этим самим единым все и познавая и производя».4 Только через Премудрость открывается Истина и Воля Отца. Лишь Она знает Путь к Богу и только этим путем, путем Премудрости, можно к Нему придти. «Начало премудрости – бояться Бога»; «Премудрость возвышает сынов своих и поддерживает ищущих Ее»; «Для невежд Она очень сурова, и неразумный не останется с Нею: она будет на нем как тяжелый камень испытания, и он не замедлит сбросить Ее» (Сир1:15; 4:12; 6:21-22).

Тот, кто не познал Мать – не познал и Отца. Ребенок и на Земле сначала узнает Мать, а Она показывает ему Отца. Поэтому хула на Духа Святого не прощается ни в этом веке, ни в будущем, ибо, отсекая себя от Духа Святого, человек теряет основное – Жизнь. «…Кто нашел Меня, тот нашел жизнь и получит благодать от Господа; а согрешающий против Меня наносит вред душе своей: все ненавидящие Меня любят смерть» – говорит Премудрость (Притч 8:35-36). Премудрость испытывает тех, кто ищет Ее. «Кто вверится Ей, тот наследует Ее, и потомки его будут обладать Ею: ибо сначала Она пойдет с ним путями извилистыми, наведет на него страх и боязнь и будет мучить его Своим водительством, доколе не уверится в душе его и не искусит его Своими уставами; но потом Она выйдет к нему на прямом пути и обрадует его и откроет ему тайны Свои. Если он совратится с пути, Она оставляет его и отдает его в руки падения его» (Сир 4:18-22). Премудрость ведет и испытывает, и ждет от человека горения духа, непоколебимой верности Ей и желает, чтобы человек научился сам правильно делать выбор, научился рассуждать, а не быть фанатиком или роботом, ожидающим указов и распоряжений. «Я, Премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания» (Притч 8:12). «Наложи на ноги твои путы Ее и на шею твою цепь Ее. Подставь Ей плечо твое, и носи Ее и не тяготись узами Ее. Приблизься к Ней всею душею твоею, и всею силою твоею соблюдай пути Ее. Исследуй и ищи, и Она будет познана тобою и, сделавшись обладателем Ее, не покидай Ее» (Сир 1:15; 6:25-28).

Вернемся к эпохальным словам Христа о приходе Утешителя: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя (…). Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (…). Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня (…). Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин14:16,26;16:8-9,12-13). Это обетование Иисуса Христа о приходе в мир, то есть о воплощении в человеческом облике «другого Утешителя», Его Половинки – Софии Премудрости Божьей. Через Нее будет проявляться Мать Сущая – Дух Святой. Это будет совсем иной приход, чем нисхождение Духа Святого на Пятидесятницу. Сергей Булгаков пишет: «Утешитель лично еще не явлен, хотя и послан Церкви в дарах Своих новозаветных в Пятидесятницу».2 Фраза же «будет говорить, что услышит» может иметь место лишь в случае пребывания во плоти, ведь Дух бесплотный – вездесущ и всеведущ, и знает все тайны Божии. Также, пребывая во плоти, говорил и Христос, что Он делает и говорит то, что слышит от Отца.

О том, что в последние времена перед приходом Христа София воплотится – знали многие богословы, философы, поэты, многие из тех, кто жизнью своею стяжал Дух Святой и стремился к единению с Богом. Их души предчувствовали Ее приход. Отсутствие же официального одобрения этого пророчества никак не могло повлиять на его исполнение…

Тайны Богопознания, как известно, открываются чистым сердцам. Можно прочесть все книги и знать все земные законы, но не приблизиться к Богу ни на миллиметр. Можно исполнять все предписания и ритуалы, обивать пороги храма и обойти все святые места – но ни одна молитва так и дойдет до Бога. Можно стоять рядом с живым Богом, слышать Его голос, но остаться слепым и не узнать Его…

Об этом же говорят и следующие строки Писания:

«Не постигнут Ее люди неразумные, и грешники не увидят Ее» (Сир 15:7-8;).

«Далека Она от гордости, и люди лживые не подумают о Ней. В лукавую душу не войдет Премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, ибо Святый Дух Премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды» (Прем 1:4-5).

Христос сказал, что Утешителя «мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы (говорит Он апостолам, Своим ученикам – прим авт.) знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин 14:17). Богослов Павел Флоренский, рассуждая о том, почему люди так мало знают Личность Духа Святого, говорит:

«…В общем, в среднем, в обычном и личная жизнь христианина, вне своих высших подъемов, и повседневная жизнь Церкви, – за вычетом избранников Неба, – мало, смутно и тускло знает Духа Святого, как Лицо. А с этим связано и недостаточное, не всегдашнее знание небесной природы Твари. Иначе и быть не может. Ведение Духа Святого дало бы полную духо-носность, полное обожение всей Твари, завершенное просветление. Тогда кончилась бы история; тогда исполнилась бы полнота сроков; тогда во всем мире Времени уже не было бы… Но, доколе идет история, дотоле возможны лишь моменты и миги озарения Духом; дотоле знают Утешителя лишь отдельные люди в отдельные моменты и миги, и: тогда подымаются над временем, – в Вечность…» 7

Когда душа человека очищается и освобождается от греха – тогда Дух Святой поселяется в ней и наделяет ее Своими дарами, каждую по мере ее предназначения. Ведь без ведения Духа Святого, как мы уже видели, невозможно ни познать Волю Божью, ни исполнить ее.

«Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос» (1 Кор 12:4-12).

Конечно, непросто во всем этом разобраться, но Дух Святой ведет человека и открывает ему Истину. Несмотря на все препоны, Господь вершит Свою Волю и от каждого из нас зависит, как и когда она претворится в жизнь. Во все времена Бог приходит лишь тогда, когда Его зовут всем сердцем и душой. Ныне пришло время, которое называют последним. Древние пророчества начинают исполняться. Пришло время максимального проявления Духа Святого на Земле, о котором говорил пророк Иоиль: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. Солнце превратится во тьму, и луна -- в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деян 2:17-21).

Пришло время, когда сознание людей готово вместить Истину, звучавшую в словах Христа. Ибо перед приходом Христа в роли Судии на Землю приходит Адвокат – Параклет, – ведь это одно из имен Духа Святого.

Тем не менее, писание говорит о том, что люди не примут Утешителя и потому будет попущено правление антихриста (2 Фес 2:9-12). Не от каждого ли из нас зависит, чтобы это не произошло!

Открыть свое сердце Богу, очистить душу от всего тленного через осознание и покаяние. Дерзать, чтобы познать самую сокровенную из всех тайн… Всем сердцем и душой принять Мать, несущую Жизнь – не в этом ли суть нашего пути!

1 – Прот. Сергий Булгаков «Агнец Божий», Москва, 2000 г.
2 – Прот. Сергий Булгаков «Утешитель», Москва, 2003 г.
3 – Климент Александрийский «Строматы», Санкт-Петербург, 2003 г.
4 – Дионисий Ареопагит «Сочинения», Санкт-Петербург, 2002 г.
5 – П. Евдокимов «Женщина и спасение мира», Минск, 1999 г.
6 – «Зогар» Перевод и комментарии Д.Мэтта, Можайск, Издательский дом «София», 2003 г.
7 – П. Флоренский «Столп и утверждение Истины», Москва, 2003 г.

Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.

Духа не угашайте.

И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего»

Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо ещё не было на них Духа Святого, потому что Иисус ещё не был прославлен.

Буква убивает, а дух животворит.

Нетленный Твой дух пребывает во всём.

Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмёт и возвестит вам. Ин.16:13–14

Но вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою.

Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь.

И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

Когда Пётр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошёл на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников.

Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперёд, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый.

Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божий. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем- «Авва, Отче!» Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божий.

И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления.

И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.

Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошёл; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 26-27 Егда же приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит, Той свидетелствует о Мне: и вы же свидетелствуете, яко искони со Мною есте

Чтобы, помышляя об этом, они не смущались, смотри, какое Он предлагает утешение. Егда приидет Утешитель, Егоже Аз послю, Дух истины, иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне. И вы же свидетельствуете, яко искони со Мною есте (15, 26–27) . Он будет достоин веры, потому что Он – Дух истины. Потому-то и назвал Его не Духом Святым, а Духом истины. А слова: иже от Отца исходит показывают, что Он знает все в точности. Так Христос и о Самом Себе говорит: вем, откуду приидох и камо иду , рассуждая и здесь об истине. Егоже Аз послю. Вот видишь, не один только Отец посылает, но и Сын. И вы тоже будете достойны веры, так как вы были со Мною, а не от других слышали. И Апостолы, действительно, утверждались на этом, говоря: иже с Ним ядохом и пихом (Деян. 10, 41) . А что это сказано не из лести, о том свидетельствует Дух.

Что значит – «исходит» ? Не сказал: «рождается». Чего не написано, о том не должно и рассуждать. Сын рожден от Отца, а Дух исходит от Отца.

Ты разведываешь от меня вообще о различии, каким образом Тот рождается, а Этот исходит? Что же? Узнав, что Сын рожден, ты узнал и об образе Его происхождения. И, когда ты слышишь, что проповедуется Сын, ты с тем вместе постигаешь и образ Его рождения. Имена – то, что почитается верой и блюдется благочестивой мыслью. Какой же смысл слова «исходит» ? Чтобы избежать имени «рождение» и чтобы не назвать Духа Сыном, Писание говорит о Святом Духе: «Который от Отца исходит» . Оно называет Его исходящим, подобно тому как вода бьет ключом из земли. Как сказано о рае: «река же исходит из Едема» (Быт. 2:10) , так исходит и истекает Дух. Отец называется источником «воды живой», как об этом говорит пророк Иеремия: «Подивитесь сему, небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь, говорит Господь. Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили» (Иерем. 2:12-13) . Божественное слово, определяя Отца как источник «воды живой» , говорит об исходящей из источника жизни живой воде: «который от Отца исходит» . Что исходит? Дух Святой. Каким образом? Как вода из источника. Но почему Святой Дух называется водой? Спаситель говорит: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Иоан. 7:38) . Предлагая объяснение касательно этой воды, евангелист присоединяет: «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Иоан. 7:39) . Итак, если евангелист Иоанн, давая объяснение относительно Духа Святого назвал Его живою водой, а Отец говорит: «Меня, источник воды живой, оставили» , то, следовательно, Отец – источник Духа; поэтому Дух от Отца и исходит. Следовательно, повторяю – Дух Святой называется Духом Божиим и Духом, Который от Бога, Духом Отца и Духом, Который от Отца.

Беседа о Святом Духе.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 26-27 Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною

Господь сказал ученикам: вас будут гнать, слова вашего не будут соблюдать. Они могли сказать: Господи? зачем же, наконец, Ты посылаешь нас? Как нам будут верить? Кто будет внимать нам? Кто послушает нас? Дабы не сказали этого, Господь прибавляет: «Когда приидет Утешитель, Он будет свидетельствовать о Мне». Он - свидетель достоверный. Посему обличаемые от Духа в том, что они грешат безответно, будут принимать вашу проповедь. И сначала бывшие со Мною, также будете свидетельствовать, что Я и словами, и делами сделал их безответными. Итак, не смущайтесь. Проповедь не будет без свидетельства; но Дух будет свидетельствовать знамениями и чудесами, и свидетельство Его будет достоверно. Ибо Он - Дух истины. Как Дух истины, Он будет свидетельствовать об истине. Как исходящий от Отца, Он знает все в точности, ибо Он от Того, от Кого всякое познание. - Слова: «Которого Я пошлю», показывают равенство Его с Отцом. Ибо в ином месте сказал, что Отец пошлет Духа (Ин. 14, 26) , а здесь говорит, что Он Сам пошлет Его. Сим показывает не что иное, как равенство. А чтобы не подумали, будто Он восстает против Отца, когда посылает Духа иною властью, прибавил: «от Отца» . Пошлю Его Сам, но «от Отца», то есть по благоволению Отца, и пошлю вместе с Ним. Ибо Я не извожу Духа из Собственных недр, но от Отца Он подается чрез Меня. - Когда слышишь, что «исходит» , под исхождением не разумей посольство, как посылаются служебные духи; но исхождение есть естественное бытие Духа. Если мы будем понимать исхождение не так, но как совне бывающее посольство, то не видно будет, о каком Он Духе говорит. Ибо бесчисленны духи, посылаемые на служение тем, которые наследуют спасение (Евр. 1, 14) . Но здесь исхождение есть какое-то особенное и отличное свойство, принадлежащее собственно одному Духу. Итак, под исхождением мы должны разуметь не посольство, а естественное бытие от Отца. Сей-то Дух будет свидетельствовать о проповеди. А также и вы будете свидетельствовать, потому что не от других слышали, но сами с самого начала находитесь со Мною. А свидетельство тех, которые сначала были с Ним, немаловажно. Сами апостолы впоследствии говорили пред лицом народа: свидетели Его воскресения - мы, «которые и ели, и пили с Ним» (Деян. 10, 41) . Итак, свидетельство с двух сторон: и от вас, и от Духа. О вас могут подумать, что вы свидетельствуете в угоду Мне; но Дух никак не будет свидетельствовать из угодливости.

Евфимий Зигабен

Егда же приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне

о Моем Божестве. Если Отец различными способами свидетельствовал о Мне, то, конечно, и Дух Святой различными способами будет свидетельствовать о Мне. Свидетельствовать же Он будет тем, что просветит души ваши для более совершенного знания и будет творить чудеса во имя Мое. Обрати внимание, что посылает Духа Святого и Сын, как равночестный Богу Отцу, но посылает от Отца, потому что Дух Святой от Отца исходит; а от Отца исходит Он, потому что происходит из существа Его. Поэтому и Дух Святой, подобно Сыну, знает все, что знает Отец. Если же кто-либо спросит, почему же и Дух Святой не называется Сыном, если Он происходит от одного и того же Отца, то мы скажем: потому что Он не рождается так, как Сын, но исходит из Него другим образом; а рожденному прилично имя Сын, исходящему же – Дух. А если он все-таки будет продолжать спрашивать: что это за исхождение, то мы в ответ ему скажем то, что говорил Григорий Богослов, несколько изменив его слова: скажи нам, что такое рождение Сына и мы объясним тебе, что значит исхождение Духа Святого, – и, как сумасшедшие, вместе попытаемся вторгнуться в тайны Божий. Почему же Сын и Дух Святой не называются братьями, если Они имеют одного и того же Отца? Потому что Они не одинаковым образом происходят из Него: Сын рождается, а Дух Святой исходит.

Лопухин А.П.

Ст. 26-27 Kогда же приидет Утешитель, Kоторого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Kоторый от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною

Об этой виновности мира, возненавидевшего Христа, будет свидетельствовать Дух-Утешитель и сами апостолы, которые могут припомнить миру многие факты из деятельности Христа, так как апостолы были с Христом с самого начала Его служения.

«От Отца исходит» . Здесь содержится учение о вечном исхождении Святого Духа от Отца. Это видно из того,

1) что здесь об исхождении говорится как о чем-то настоящем и постоянном (глагол ἐκπορεύεσθαι стоит в настоящем времени), между тем как о временном послании Духа в мир Христос говорит как о чем-то будущем (пошлю, ср. Ин.14:16, ;

2) если понимать выражение «исходить » в смысле будущего – «изойдет», то это выражение будет совершенно лишним повторением первых слов 26-го стиха «приидет » и «пошлю ».

Западные толкователи (Лютард, Генгстенберг, Гольцман и др.) все-таки настаивают на том, что здесь речь идет только о «временном » послании Духа Отцом, так как, – говорит Гольцман, – точкой, на которую устремляется или нисходит Дух, является земля. Но, скорее всего, можно сказать, что здесь об исхождении Духа говорится безотносительно, слово «исходит» прибавлено для того, чтобы обозначить отличительное свойство Духа в вечности. Иначе Христос во избежание всяких недоразумений мог бы сказать если бы имел в виду только временное исхождение Духа с неба: «Мы, т. е. Я и Отец, пошлем Духа». Ведь обобщил же Он подобным образом пришествие Свое и пришествие Отца в выражении «Мы придем к нему…» (Ин.14:23) .

«А также и вы…» Так как, собственно говоря, свидетельство апостолов вообще совпадает со свидетельством действовавшего в них Святого Духа, то здесь, раз их свидетельство выделяется, нужно видеть уже указание на их служение как евангелистов, т. е. на передачу ими истории жизни Христа, причем более всего имела значение их сила воспоминания.

 


Читайте:


Новое

Как востановить менструальный цикл после родов:

Артос — хлеб на Пасху у православных христиан

Артос — хлеб на Пасху у православных христиан

Подражая Апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что...

Пуленк глория история создания

Пуленк глория история создания

Пуленк был в основном самоучкой, хотя в студенческие годы вместо того, чтобы исполнять строгие предписания родителей в отношении его образования,...

Сроки уплаты налогов по закону

Сроки уплаты налогов по закону

Такая операция не принимается налоговиками.Они будут искать имущество ООО и изымать его по ст. 47 НК РФ.В случае, предусмотренном пунктом 7 статьи...

Что будет, если платить налоги и взносы не вовремя

Что будет, если платить налоги и взносы не вовремя

Размер пеней Налоговая сама считает пени, поэтому вы можете не тратить своё время на расчёты. Но всё равно полезно знать, почему от вас требуют...

feed-image RSS