Выбор редакции:

Реклама

Главная - Лошади
Интересы по содержанию в психологии. Мотивационные характеристики личности. Интересы, склонности, убеждения, идеалы, притязания и ожидания. Сам факт направленности нашего сознания в данный момент на какой-нибудь определенный предмет называется вниманием

Проявляется в формах: желаниях, стремлениях, влечениях, интересах, склонностях, мировоззрении, убеждениях, идеалах, установках, позиции, цели, способностях и др. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

Желание

Желание - вполне осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Причем осознается не только объект желания, но и пути его достижения. На основе своих желаний человек определяет цели, строит планы. Сильные желания перерастают в постоянное тяготение к объекту, т.е. становятся стремлением. Следовательно, желанием можно считать мысли о возможности что-то иметь или что-то сделать.

Стремление

Стремление тесно связано с волевым компонентом и проявляется в том, что человек способен преодолеть все препятствия, трудности, невзгоды на пути к объекту потребности. Стремление неотделимо от чувств, которые сигнализируют, достигнута цель или нет, вызывая у человека ощущение соответственно удовольствия или неудовольствия. Таким образом, объективно присущее организму стремление (имеющее смысл мотива, который побуждает организм действовать) неразрывно связано с субъективно испытываемыми чувствами.

Влечение

Влечение — недостаточно полное осознанное стремление к достижению чего-либо, нередко в основе влечения лежат биологические потребности индивида.

Интерес

Интерес можно рассматривать как познавательную форму направленности на предметы: человек интересуется тем, что может удовлетворить его потребность. Интересы развиваются: удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а напротив, вызывает новые интересы.

Интересы бывают непосредственные, напрямую связанные с какой-либо конкретной потребностью, и опосредованные, когда потребность прослеживается неясно. Например, один ученик может интересоваться музыкой, так как ему нравятся уроки музыки или он любит петь и получает от этого удовольствие, а другой — ходит на уроки музыки просто потому, что ему нужно, чтобы в дневнике были только хорошие отметки.

В зависимости от длительности сохранения интересы бывают устойчивые и неустойчивые. Так, некоторые интересуются самыми разнообразными предметами, но недолго; у них один интерес быстро сменяется другим. У увлекающихся людей скоропреходящие интересы бывают очень сильными и эмоционально захватывающими. Человек, не способный иметь устойчивые интересы, не может достичь значительных успехов ни в одной сфере деятельности.

В зависимости от содержания и объектов могут быть выделены интеллектуальные интересы, эстетические, политические и др. Например, для людей, живущих интеллектуальными интересами, главное в жизни — занятие наукой, разрешение теоретических и практических проблем. Можно сказать, что такими интересами живут великие ученые.

Интересы также бывают широкие и узкие. В трагедии «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкин в образе Сальери показал человека, вся душевная жизнь которого ограничена одним узким интересом — интересом к музыке. Музыка для Сальери — высокая стена, заслоняющая собой весь мир. Интерес к музыке сделал его глухим ко всем другим впечатлениям жизни. Противоположен ему Моцарт, гениальный музыкант, не замкнутый на своем профессиональном интересе, а открытый всем жизненным впечатлениям. Для Моцарта музыка — широкое окно, через которое он постигает гармонию окружающей жизни. Широкими интересами отличаются талантливые и гениальные люди. Так, Леонардо да Винчи был не только великим художником, но и великим математиком, механиком, инженером, ему обязаны важными открытиями самые различные отрасли науки. Мелкими называют интересы, если их носитель интересуется в основном удовлетворением естественных потребностей — в еде, питье, сне и других чувственных удовольствиях. Таковы, например, интересы Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны из повести Н.В. Гоголя «Старосветские помещики» и у чиновника Акакия Акакиевича из «Шинели», который посвящал все свободное время переписыванию бумаг, и в этом переписывании ему виделся какой-то свой, разнообразный и приятный мир.

Склонность

Интерес, в который включается волевой компонент, становится склонностью.

Склонность - проявление , выражающееся в эмоциональном предпочтении того или иного вида деятельности или ценности. При этом интерес начинает проявляться в стремлении заниматься определенной деятельностью. Человек старается совершенствовать умения и навыки, связанные с этой деятельностью. Обычно возникновение склонности сопровождается развитием способностей. Многие великие художники, музыканты проявляли склонность к своей профессии еще в детстве.

Мировоззрение

Мировоззрение - осознанная система сложившихся взглядов человека на мир, общество, самого себя. Каждый человек имеет конкретное мировоззрение, которым он руководствуется в повседневной жизни, в своей практической деятельности. Наличие мировоззрения — существенный показатель зрелости личности. Когда говорят «сложившийся человек», подразумевают прежде всего сформированное мировоззрения. Мировоззрение проявляется во всем — в быту, труде, отношениях людей. По содержанию мировоззрение человека может быть научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, религиозным или атеистическим. Оно не только основывается на обобщении знаний из различных сфер деятельности, но и опирается на взгляды и убеждения, которые передаются из поколения в поколение. Сочетание мышления и воли, проявляемых в поведении и действиях человека, приводит к переходу мировоззрения в убеждения.

Убеждение

Убеждение - высшая форма направленности личности, побуждающая ее поступать в соответствии с се взглядами, принципами, идеалами. Человек со сложившимися убеждениями не только действует в строгом соответствии с ними, но и стремится передать их другим. Образуя упорядоченную систему взглядов, убеждения человека становятся его мировоззрением. Убеждения и знания не одно и то же. Если человек знает, как надо поступать или вести себя, но так не поступает, то это знание есть не убеждение, а «мертвое» знание. Когда человек знает и поступает в соответствии с этим знанием, то это убеждение.

Идеал

Идеал - это образ, которому хочет следовать человек в своей деятельности, в поведении. Благодаря идеалам человек способен отражать окружающий мир и изменять его в соответствии с идеалами. Если идеал неверен (иллюзорный идеал), он приведет человека не к тому, на что тот надеялся. В качестве идеалов выступают: реальные люди — герои, близкие и т.д.; нереальные образы — литературные герои, герои кинофильмов и т.п.; собирательные образы.

Установка

Установка — готовность индивида к определенной деятельности, актуализирующаяся в создавшейся ситуации. Она проявляется в устойчивой предрасположенности к определенному восприятию, осмыслению и поведению индивида. Установка выражает позицию человека, его взгляды, ценностные ориентации по отношению к различным фактам быта, общественной жизни и профессиональной деятельности. Она может быть позитивной, когда явления, события и свойства предметов воспринимаются доброжелательно и с доверием, негативной, когда эти же признаки воспринимаются искаженно, с недоверием или как чуждые, вредные и неприемлемые для данного человека, или нейтральной. Установка опосредует влияние внешних воздействий и уравновешивает личность со средой, а знание содержания этих воздействий позволяет человеку с определенной степенью достоверности прогнозировать поведение в соответствующих ситуациях.

Позиция

Позиция - устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении. Она включает в себя совокупность мотивов, потребностей, взглядов и установок, которыми индивид руководствуется в своих действиях. В систему факторов, определяющих конкретную позицию человека, включаются также его притязания на определенное положение в социальной и профессиональной иерархии ролей и степень его удовлетворения в этой системе отношений.

Цель

Цель — желаемый и представляемый результат конкретной деятельности человека или группы людей. Цель может быть близкой, ситуационной или отдаленной, общественно ценной или вредной, альтруистической или эгоистической. Личность или группа людей ставит перед собой цель на основе потребностей, интересов и возможностей ее достижения. В целеполагании важную роль играют мыслительные процессы, информация о состоянии вопроса, эмоциональное состояние и мотивы предполагаемой активности.

Мотивы это те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности.

Мотивы это осознанные, осмысленные и прочувствованные потребности. Мотивы многообразны. Но обычно их подразделяют на низшие (биологические) и высшие (социальные).

Биологические мотивы – это влечения, желания, хотения человека, обычно отражающие его физиологи­ческие потребности.

Социальные мотивы – это интересы, идеалы, убеждения личности, которые играют гораздо более значительную роль ее жизни.

Физиологические основы мотивации. Потребности, перерастая в мотивацию, активизируют центральную нервную систему и другие по­тенциалы организма.

Мотивация, в свою очередь, активизирует работу соответствующих функциональных систем, прежде всего афферентный синтез и акцептор результатов действия.

Мотивация создаст особое состояние функциональной системы – предпусковую интеграцию, которая обеспечивает готовность организма к выполнению соответствующей деятельности.

Под его влиянием происходит возбужденнее (повышение) тонуса симпатической нервной системы, в результате чего усиливаются вегетативные реакции, и возрастает собственно поисковая активность организма человека.

Кроме того, возникают субъективные эмоциональные переживания, которые имеют преимущественно негативный оттенок до тех пор, пока не будет удовлетворена соответствующая потребность.

Все перечисленное создаст условия для оптимального достижения желаемого.

В силу своего многообразия разные потребности нередко сосущес­твуют одновременно, побуждая человека к разным действиям. Поэтому в осуществлении нужного действия играют роль доминирующее мотивационное возбуждение . Согласно принципу доминанты, сформулиро­ванному А.А.Ухтомским, в каждый данный момент времени превали­рует та мотивация, в основе которой лежит наиболее важная потреб­ность.

Доминирующее мотивационное возбуждение, побуждающее к определенному целенаправленному поведению, сохраняется до тех пор, пока не будет удовлетворена вызвавшая его потребность.

Кроме того, возбуждение мотивационных подкорковых центров, возникнув, как бы накапливается до критического уровня, после кото­рого клетки начинают посылать определенные разряды и сохраняют такую активность до удовлетворения потребности.

В этом и проявляются нейронные механизмы мотивации.

25. Психологическая характеристика интересов

Потребности испытываются человеком двояко: с одной стороны, как своеобразные переживания действительных нужд, неотложно требую­щих своего удовлетворения, с другой стороны, как осознание потреб­ностей в форме тех или других представлений. Такое осознание потреб­ностей явилось условием формирования интересов как качественно осо­бых мотивов личности.

Интересы э то мотивы личности, выражающие ее специальную направленность на познание определенных явлений окружающей жизни и определяющую вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к определенным видам деятельности.

Охватывая все стороны жизни личности, все виды деятельности, интересы, на которые распространяется ее познание, могут быть очень разнообразными. Прежде всего они отличаются но своему содержанию, относясь к различным областям познания и деятельности: интерес к математике, химии, истории, литературе; интересы технические, кон­структорские, научные, спортивные, музыкальные, общественные (к жизни общества) и др.

Кроме того, интересы делятся на виды в зависимости от качествен­ных психологических характеристик, отображенных на схеме, которые не нуждаются в развернутом, объяснении.

Количество объектов (предметов, явлений, видов деятельности), вызывающих интерес человека, характеризует объем интересов, указы­вающий обычно на духовное богатство и многосторонность развития личности. Однако из множества интересов должен быть выделен цен­тральный интерес, наиболее увлекающий личность, или ведущие инте­ресы в отдельных видах её деятельности: трудовой, учебной, научной, общественной и развлекательной (досуг).

Особенностями интересов являются:

1) активизация не только познавательных процессов, но и творчес­ких побудительных усилий человека в различных областях деятельнос­ти;

2) большая, чем обычно, конкретизация целей и операций деятель­ности;

3) расширение и углубление знаний человека в данной специальной области, и развитие у него соответствующих практических навыков и умений;

4) своеобразное эмоциональное удовлетворение, побуждающее к длительному занятию соответствующей деятельностью.

Интересы должны направленно формироваться. Прежде всего для этого необходимо показывать значимость получаемой информации от объекта интереса для познания самого объекта и получения знаний, важных и необходимых в деятельности личности.

Шпаргалка по общей психологии Резепов Ильдар Шамильевич

17. Интересы

17. Интересы

Интерес – это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интересы возникают на основе потребностей, но не сводятся к ним. Потребность выражает необходимость, интерес выражает личную приязнь к какой-то деятельности. Углубившийся и утвердившийся интерес может стать потребностью.

Формирование интереса не всегда начинается с осознания потребностей, призвания или общественного долга. Интерес может появиться стихийно и неосознанно вследствие эмоциональной привлекательности объекта, а уже потом осознается его жизненное значение, которое может определяться многими причинами: потребностями, общественными требованиями, способностями.

Эмоциональная привлекательность объекта тоже имеет свои глубокие, вначале, может быть, неосознанные источники, корни как в свойствах объекта, так и в свойствах субъекта. Объект привлекает внимание , доставляет радость, если по своим свойствам отвечает в какой-то мере психическому настрою и потребностям личности. Вот почему один и тот же объект не может увсех людей вызвать одни и те же переживания. Правда, одни объекты отвечают общечеловеческой природе людей, другие – возрастным особенностям, третьи – социально-групповым и четвертые – индивидуальному складу, специфическим склонностям, взглядам и вкусам личности.

Различия в отношениях к объекту зависят от богатства или бедности личного опыта, образованности и воспитанности, своеобразия духовного склада личности, отражающего историю ее жизни и деятельности.

Отношения субъекта не только направляются, но и воспитываются другими людьми. Таким образом, интересы индивида хотя и зависят от особенностей объекта и психических качеств самого индивида (его культуры, воспитанности, способностей и характера), в конечном итоге формируются другими людьми, коллективом, обществом, общественной психологией. Следовательно, интересы людей имеют общественно-историческое происхождение. Они зависят от уровня развития производства и духовной культуры общества, развития социальных отношений и т. д.

Интересы имеют существенное значение в жизни и деятельности человека. Полноту и счастье жизни человек испытывает тогда, когда у него есть интересы. Интересы побуждают к деятельности, активизируют личность. И.П. Павлов рассматривал интерес как то, что активизирует состояние коры головного мозга. Работа, отвечающая интересам, осуществляется легко и продуктивно.

В педагогической практике особенно важно учитывать значение интересов для развития личности и формирования знаний.

Из книги Моральное животное автора Райт Роберт

Из книги Мужчина в меняющемся мире автора Кон Игорь Семенович

1. Способности и интересы Точно знают только когда мало знают. Вместе со знанием растет сомнение. Иоганн Вольфганг Гете Как было показано выше, уже в древнейших мифологиях сложились две альтернативные точки зрения о соотношении мужских и женских качеств: 1) мужчины и

Из книги Мальчик – отец мужчины автора Кон Игорь Семенович

Способности и интересы Из чего только сделаны мальчики? Из чего только сделаны мальчики? Из колючек, ракушек И зеленых лягушек, Вот из этого сделаны мальчики. Самуил

Из книги Стратегия разума и успеха автора Антипов Анатолий

Интересы и противоречия Учитывая, что каждый субъект является носителем множества потребностей, интересы, по существу, являются результатом взаимодействия различных потребностей. Можно сказать, что из потребностей формируются интересы и противоречия.Интересы могут

Из книги Как преодолеть НЕТ: переговоры в трудных ситуациях автора Юри Уилльям

Интересы Запада Все помнят, что, когда Ельцин создавал современную российскую систему в 1993-97 годы, администрация Клинтона называла это реформами и поддерживала это. Она поддерживала обстрел Белого дома в 1993 году, она поддерживала формирование олигархического

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

1. Интересы Переговоры, как правило, начинаются тогда, когда позиция одной из сторон вступает в противоречие с позицией другой стороны. При обычном торге вам достаточно заранее определить свою позицию. Однако совместное решение проблемы предполагает обращение к

Из книги Скрытые механизмы влияния на окружающих автора Уинтроп Саймон

Интересы Во все расширяющемся контакте с окружающим миром человек сталкивается со все новыми предметами и сторонами действительности. Когда в силу тех или иных обстоятельств что-либо приобретает некоторую значимость для человека, оно может вызвать у него интерес -

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

Общие интересы Еще один надежный способ добавить убедительности в чтение - используйте интересы, присущие большинству людей. И хотя многих привлекает все связанное с магией и ментальным искусством, в действительности такое увлечение по массовости не выдерживает

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

8.7. Интересы Среди различных психологических феноменов, принимаемых за мотив или побуждение к деятельности, большое внимание уделяется интересам.По противоречивости суждений, высказываемых психологами, философами, экономистами, социологами по поводу того, что из себя

Из книги Новый Карнеги. Самые действенные приемы общения и подсознательного воздействия автора Спижевой Григорий

§75. Интересы и склонности Первое, что характеризует с психической стороны человека,- это его интересы и склонности, в которых выражается направленность личности. Самый факт направленности нашего сознания в данный момент на какой-нибудь определённый предмет называется,

Из книги Общественное мнение автора Липпман Уолтер

Закрытые интересы Этот термин мы с тобой будем трактовать по-своему. Это редкие интересы и увлечения, которыми большинство людей не занимается. Например, много ли людей практикуют занятия гипнозом? На тренингах по гипнозу – да, в средней статистике – нет. Или

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

Часть 4 ИНТЕРЕСЫ

Из книги Книга о вкусных и здоровых отношениях [Как приготовить дружбу, любовь и взаимопонимание] автора Маттео Майкл

17. Интересы Интерес – это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интересы возникают на основе потребностей, но не сводятся к ним. Потребность выражает необходимость, интерес выражает личную приязнь

Из книги Я, опять я и мы автора Литтл Брайан

2. Общие интересы Наличие общих интересов (которые не так значимы, как основные ценности) тоже очень важно.Не менее важно быть открытым новому – чтобы не делать только то, что хочется самому, игнорируя желания второго человека.Представьте, что каждый день вы ходите в

Из книги Спасибо за отзыв. Как правильно реагировать на обратную связь автора Хин Шейла

Интересы и ориентация Одним из тестов, который прошли участники исследования в Институте диагностики и исследования личности, был тест профессиональных интересов Стронга (ТПИС), который сравнивал интересы испытуемых с интересами других профессионалов. Интересы

Из книги автора

Выискивайте фундаментальные интересы В книге «Переговоры без поражения» Роджер Фишер, Уильям Юри и Брюс Паттон проводят наиважнейшее с точки зрения решения проблем различие между интересами и позициями. Позиция – это точка зрения, исходя из которой люди чего-то хотят

Потребности испытываются человеком двояко: с одной стороны, как свое­образные переживания действительных нужд, неотложно требующих своего удовлетворения, с другой - как осознание потребностей в форме тех или других представлений. Такое осознание потребностей явилось условием фор­мирования интересов как качественно особых мотивов личности.

Интересы - это мотивы личности, выражающие ее специальную на­правленность на познание определенных явлений окружающей жизни и оп­ределяющие вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к опреде­ленным видам деятельности.

Охватывая все стороны жизни личности, все виды деятельности, интере­сы, на которые распространяется ее познание, могут быть очень разнообразны­ми. Прежде всего они отличаются по своему содержанию, относясь к различ­ным областям познания и деятельности: интерес к математике, химии, исто­рии, литературе; интересы технические, конструкторские, научные, спортивные, музыкальные, общественные (к жизни общества) и др.

Кроме того, интересы делятся на виды в зависимости от качественных психологических характеристик, отображенных на схеме (они не нуждают­ся в развернутом объяснении).

Количество объектов (предметов, явлений, видов деятельности), вызыва­ющих интерес человека, характеризует объем интересов, указывающий обычно на духовное богатство и многосторонность развития личности. Однако из мно­жества интересов должен быть выделен центральный, наиболее увлекающий личность, или ведущие интересы в отдельных видах ее деятельности: трудо­вой, учебной, научной, общественной и развлекательной (досуг).

Особенностями интересов являются:

Активизация не только познавательных процессов, но и творческих побудительных усилий человека в различных областях деятельности;

Большая, чем обычно, конкретизация целей и операций деятельности;

Расширение и углубление знаний человека в данной специальной области и развитие у него соответствующих практических навыков и умений;

Своеобразное эмоциональное удовлетворение, побуждающее к дли­тельному занятию соответствующей деятельностью.

Интересы должны направленно формироваться. Прежде всего, для этого необходимо показывать значимость получаемой информации от объекта инте­реса для познания самого объекта и получения знаний, важных и необходи­мых в деятельности личности.

Психологическая характеристика темперамента.

6.10.1. Понятие темперамента

6.10.2. История учения темперамента

6.10.3. Физиологические основы темперамента

6.10.4. Типы темперамента

6.10.4.1. Психологическая характеристика типов темперамента

6.10.5. Роль темперамента в деятельности человека. Понятие ценности темперамента

6.10.6. Темперамент как фактор деятельности

6.10.7. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности

6.10.8. Темперамент и характер

Заключение

Список использованной литературы.

ПОНЯТИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА

Как известно, на земле нет людей с одинаковыми кожными узорами на пальцах рук, на дереве нет совершенно одинаковых листьев. Точно так же в природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей - личность каждого человека неповторима.

Однако человек не рождается уже сложившейся личностью. Ею он становится постепенно. Но еще раньше, чем человек станет личностью, у него наблюдается индивидуальные особенности психики. Эти особенности психики весьма консервативны, устойчивы. Они образуют у каждого человека своеобразную психическую почву, на которой впоследствии- в зависимости от ее особенностей, вырастают свойства личности, присущие только данному человеку. Это значит, что психика ребенка не похожа на гладкую доску, где можно писать любые узоры, и что в процессе воспитания и обучения ребенка надо опираться на имеющиеся у него от рождения свойства. Эти свойства у всех разные. Наблюдая за поведением студентов, за тем. как они трудятся, учатся и отдыхают, как реагируют на внешние воздействия, как переживают радости и горести, мы. несомненно, обращаем внимание большие индивидуальные различия людей. Одни быстры, порывисты, шумливы - другие, наоборот, медлительны, спокойны, невозмутимы. Следует отметить, что эта различия касаются не содержания личности, а некоторых внешних проявлений. Вот эта сторона характеризует понятие "темперамент".

ТЕМПЕРАМЕНТ - совокупность типологических особенностей человека, проявляющиеся в динамике его психологических процессов: в быстроте и силе его реакции, в эмоциональном тонусе его жизнедеятельности.

Темперамент - это проявления в психике человека врожденного типа нервной деятельности. Следовательно, к свойствами темперамента относятся, прежде всего, врожденные и индивидуально-своеобразные свойства человека. В чем же заключается их своеобразие? Представим себе две реки - одну спокойную, равнинную, другую - стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нес нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепительных брызг. Течение другой реки -полная противоположность. Река быстро несется, вода у нее грохочет, бурлит и. ударяясь о камни, превращается в пену. Особенности течения этих рек зависят от ряда при-родных условий.

Нечто подобное можно наблюдать в динамике психической деятельности разных людей. У одних людей психическая деятельность протекает равномерно. Такие люди внешне всегда спокойны, уравновешенны и даже медлительны. Они редко смеются, взгляд их всегда строг и голоден. Попадая в трудные ситуации или смешные положения, эти люди остаются внешне невозмутимыми. Их мимика и жесты не отличаются разнообразием и выразительностью, речь спокойная, походка твердая. У других людей психологическая деятельность протекает скачкообразно. Они очень подвижны, беспокойны, шумливы. Речь их порывиста и страстна, движения хаотические, мимика разно-образна и богата. Нередко такие люди при разговоре машут руками и топают ногами. Они суетливы и нетерпеливы. Свойства темперамента и есть те природные свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности человека. Другими словами, от темперамента зависит характер протекания психической деятельности, а именно: 1) скорость возникновения психических процессов и их устойчивость например, скорость восприятия, быстрота ума, длительность сосредоточения внимания). 2)психический ритм и темп, 3)интенсивность психических процессов (например. сила эмоций, активность воли), 4) направленность психической деятельность на какие-то определенные объекты (например. постоянное стремление человека к контактам с новыми людьми, к новым впечатлениям от реальной действительности или обращенность человека к самому себе, к своим идеям и образам).

Также динамика психической деятельности зависит от мотивов и психического состояния. Любой человек, независимо от особенностей его темперамента, при наличии интереса работает энергичнее и быстрее, чем при его отсутствии. У любого человека радостное событие вызывает подъем душевных и физических сил, а несчастье - падение их.

Напротив свойства темперамента проявляются одним и тем же образом в самых различных видах деятельности и при самых различных целях. Например, если студент волнуется перед сдачей зачета, проявляет беспокойство перед проведением урока в школе во время педагогической практики, находится в тревожном ожидании старта на спортивных соревнованиях, это значит, что высокая тревожность - свойство его темперамента. Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Различные свойства темперамента закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую тип темперамента.

Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества.

При традиционном способе преподавания учитель часто ставит ученика в положение

объекта передаваемой ему извне информации. Такой постановкой образовательного процесса учитель искусственно задерживает развитие познавательной активности ученика, наносит ему большой вред в интеллектуальном и нравственном отношении. Еще говорил: «Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает». Другой отечественный педагог писал: « …Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам».

1. Проблема познавательного интереса -

актуальная проблема психологии и педагогики

1.1. Интерес и его виды

Интерес – это сложное и значимое для личности образование, имеющее множество

различных трактовок.

Интерес – это избирательная направленность человека, его внимания, мыслей, помыслов ().

Интерес – это своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека ().

Я считаю наиболее конкретным определением, определение данное:

«Интерес – это активная познавательная направленность человека на тот или иной


предмет, явление и деятельность, созданная с положительным эмоциональным отношением к ним».

Интересы человека определяются общественно-историческими и индивидуальными

условиями его жизни. С помощью интереса устанавливается связь субъекта с объективным миром. Все, что составляет предмет интереса, почерпнуто человеком из окружающей действительности. Но предметом интереса для человека является далеко не все, что его окружает, а лишь то, что имеет для него необходимость, значимость, ценность и привлекательность.

Интересы людей чрезвычайно разнообразны. Существует несколько классификаций

интересов.

Классификация интересов по содержанию

Материальные интересы

Проявляются в стремлении к жилищным удобствам, гастрономическим изделиям, к одежде и т. п.

Духовные интересы

Это познавательные интересы к математике, физике, химии, биологии, философии, психологии и т. п., интересы к литературе и разным видам искусства (музыке, живописи, театру).

Характеризуют высокий уровень развития личности.

Общественные интересы

Пассивные интересы

Созерцательные интересы, когда человек ограничивается восприятием интересующего объекта.

Активные интересы

Действенный интерес, когда человек не ограничивается созерцанием, а действует с целью овладения объектом интереса.

1.2. Познавательный интерес как особый вид интересов человека

«Познавательный интерес – это избирательная направленность личности, об-

ращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» ().

Познавательный интерес может быть: широким, распространяющимся на получение

информации вообще, и углубленным в определенную область познания.

Познавательный интерес школьников направлен на овладение знаниями, которые

представлены в школьных предметах. При этом он обращен не только к содержанию данного предмета, но и к процессу добывания этих знаний, к познавательной деятельности .


В педагогике наряду с термином «познавательный интерес» употребляется термин

«учебные интересы». Понятие «познавательный интерес» более широкое, так как в зоне познавательного интереса находятся не только знания, ограниченные учебными программами , но и выходящие далеко за ее пределы.

В зарубежной литературе термин «познавательный интерес» отсутствует, но существует понятие «интеллектуальный интерес». Этот термин тоже не включает всего того, что входит в понятие «познавательный интерес», так как познание включает в себя не только интеллектуальные процессы, но и элементы практических действий, связанных с познанием.

Вот почему термин «интеллектуальный интерес» не равносилен интересу познавательному.

Познавательный интерес - это соединение психических процессов: интеллектуально-

го, волевого и эмоционального. Они очень важны для развития личности.

В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного

интереса, проявляется:

· активный поиск;

· догадка;

· исследовательский подход;

· готовность к решению задач.

Эмоциональные проявления, сопровождающие познавательный интерес:

· эмоции удивления;

· чувство ожидания нового;

· чувство интеллектуальной радости;

· чувство успеха.

Характерными для познавательного интереса волевыми проявлениями считаются:

· инициатива поиска;

· самостоятельность добывания знаний;

· выдвижение и постановка познавательных задач.

Итак, интеллектуальная, волевая и эмоциональная стороны познавательного интереса

выступают как единое взаимосвязанное целое.

Своеобразие познавательного интереса выражается в углубленном изучении, в постоянном и самостоятельном добывании знаний в интересующей области, в активном приобретении необходимых для этого способов, в настойчивом преодолении трудностей, лежащих на пути овладения знаниями и способами их получения.

Так определяют и характеризуют познавательный интерес педагоги и психологи.

1.3. Познавательный интерес как мотив учебной деятельности

Психологи и педагоги выделяют три основных мотива, побуждающих школьников

Во-первых, интерес к предмету. (Я изучаю математику не потому, что преследую какую-то цель, а потому, что сам процесс изучения доставляет мне удовольствие). Высшая степень интереса – это увлечение. Занятия при увлечении порождают сильные положительные эмоции, а невозможность заниматься воспринимается как лишение.

Во-вторых, сознательность. (Занятия по данному предмету мне не интересны, но я

сознаю их необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься).

В-третьих, принуждение. (Я занимаюсь потому, что меня заставляют родители, учи-

теля). Часто принуждение поддерживается страхом наказания или соблазном награды. Различные меры принуждения в большинстве случаев не дают положительных результатов.

В отличие от других стимулов, интерес в очень высокой степени повышает эффектив-ность уроков. Так как ученики занимаются в силу своего внутреннего влечения, по собственному желанию, то учебный материал они усваивают достаточно легко и основательно, в силу этого имеют хорошие оценки по предмету. У большинства неуспевающих учеников обнаруживается отрицательное отношение к учению. Таким образом, чем выше интерес учащегося к предмету, тем активнее идет обучение и тем лучше его результаты. Чем ниже интерес, тем формальнее обучение, хуже его результаты. Отсутствие интереса приводит к низкому качеству обучения, быстрому забыванию и даже к полной потере приобретенных знаний, умений и навыков.

Значит, можно сделать вывод: для успешного обучения школьников необходимо вы-

звать у учащихся интерес к овладению знаниями.

Формируя познавательные интересы у учащихся, надо иметь в виду, что они не могут

охватывать всех учебных предметов. Интересы носят избирательный характер, и один ученик, как правило, может заниматься с настоящим увлечением лишь по одному-двум предметам. Но, наличие устойчивого интереса к тому или иному предмету положительно сказывается на учебной работе по другим предметам, тут имеют значение как интеллектуальные, так и моральные факторы. Интенсивное умственное развитие, связанное с углубленным изучением одного предмета, облегчает и делает более эффективным учение школьника по другие предметам. С другой стороны, достигаемые успехи в учебной работе по любимым предметам укрепляют чувство собственного достоинства ученика, и он стремится прилежно заниматься вообще.

Таким образом, важной задачей учителя является формирование у школьников

первых двух мотивов учения – интереса к предмету и чувства долга, ответственности в

учебе. Их сочетание позволит ученику достигнуть хороших результатов в учебной деятельности.

2. Методика исследования

познавательных интересов школьников

При исследовании познавательных интересов школьников мною были использованы

следующие методы:

Анкетирование;

Сочинения учащихся;

Интервьюирование школьников, учителей, родителей;

Лабораторный эксперимент;

Наблюдение, педагогический эксперимент.

2.1. Анкетирование

Анкетирование позволило мне получить «массовый» материал, на основе которого

были установлены различные связи между познавательными интересами школьников и их отношением к учению, школе, учителю и т. д.

Одни анкеты требовали выбора одного или нескольких ответов из предлагаемых, на-

пример, в перечне учебных предметов предлагалось подчеркнуть те, которые вызывают интерес. Другие анкеты требовали распространенного ответа: они были направлены на выяснение мотивировок самих учащихся («Что именно интересует тебя в данном предмете?», «Какие уроки за прошедшее полугодие ты считаешь самыми интересными?»).

При составлении анкет и проведении анкетного опроса сочетала прямые вопросы скосвенными, что позволило мне проверить точность ответов. Анкеты проводила с одними, и теми же учениками в разные сроки, через определенные промежутки времени: несколько месяцев, полгода, год. Они позволили выявить интересы учащихся: по содержанию, глубине, по устойчивости, по степени дифференцированности интереса, осознанности и т. д.

Но недостатком анкетирования явилось то, что оно не помогло зафиксировать про-

цесса формирования интересов, оно лишь зафиксировало факт наличия или отсутствия этих интересов.

2.2. Сочинения учащихся

В исследовании познавательных интересов обратилась и к мини-сочинениям уча-

щихся, которые больше, чем анкеты, позволили выявить личностное отношение учащихся к учебным предметам, видам занятий в свободное время , к урокам и т. д.

Путем анализа сочинений учащихся «Мои любимые уроки в школе», «За что я люблю

математику», «Самые интересные книги, которые я прочел в этом году» установила не только сам факт наличия или отсутствия познавательных интересов школьников, но и в некоторой степени уровень их осознанности, степень увлеченности, характер познавательных

интересов. А так же выяснила, какие стороны содержания и методики обучения по различным предметам поддерживают интерес учащихся.

Сочинения учащихся, как и метод анкет, не дали в полной мере объективной картины

познавательных интересов учащихся, но они были полезными для сравнения срезов на разных этапах, для установления движения, изменяемости и устойчивости интересов.

Так как назначение и анкет и сочинений в исследовании познавательных интересов ограничено, то данные, полученные при помощи этих методов, я сопоставила с данными, полученными другими путями.

2.3. Интервьюирование школьников, учителей, родителей

Чтобы мое педагогическое воздействие было более точным и надежным, необходимо было узнать общевозрастные и специфические, связанные с индивидуальным образом жизни, особенности, а так же уровень развития интересов каждого школьника. В этом помогали интервью с учителями, классными руководителями , родителями и сами учениками. Интервью с учителями различных предметов позволили установить то общее и то

особенное, что характеризует познавательные интересы классов, в которых я работаю.

Иногда интересы одного и того же школьника по-разному характеризовались различными учителями. Мои предположения, что у данного школьника доминирует познавательный интерес в определенной области или же учитель поверхностно знаком с интересами этого ученика, проверялись с помощью других методов.

2.4. Лабораторный эксперимент

Для диагностики познавательных интересов учащихся использовала также методику

лабораторного эксперимента.

Эксперимент состоял в следующем. Для каждого класса по каждому учебному пред-

мету учителями были составлены задачи различного характера: одни из них требовали простого воспроизведения знаний, полученных на уроках, другие - установления причинной зависимости, выделения закономерности, третьи требовали практического использования знаний, четвертые задания – творческого подхода к их решению. По каждому из указанных разделов давались 3-4 задачи. Кроме того, ставился ряд вопросов (прямых или косвенных), чтобы выявить отношение учащихся к учебному предмету, а также характер использования свободного времени. Задачи и вопросы вкладывались в конверты с надписью учебного предмета. Ученику предлагалось выбрать любой конверт и ответить на те вопросы, на которые он захочет ответить. Другие конверты разрешалось брать только в том случае, когда ответы на вопросы с точки зрения ученика будут исчерпаны. Диагностическими показателями познавательного интереса являлись:

Характер выбора конверта (случайный или вполне закономерный - направленный);

предпочтение: практическим, творческим заданиям или же заданиям репродуктивного характера);

Характер выполнения задания (элементарные и стереотипные действия или ориги-

нальный подход, творческое решение);

Эмоциональное выражение деятельности школьника в процессе эксперимента (уче-

ник действует увлеченно, с подъемом или же безразличен к удачам и неудачам).

Соотношение между предметным содержанием выбранного конверта и содержа-

нием деятельности, к которой ученик проявляет склонности в свободное от школьных занятий время.

Эксперимент позволил выявить группы учащихся с различным характером познава-

тельных интересов (с не сложившимися интересами; с широкими интересами; с интересами

стержневыми и т. д.), установить особенности познавательных интересов, характерные для учащихся одних и тех же возрастных групп.

Свободный выбор задач явился своеобразным показателем познавательной активно-

сти учеников, связанной с познавательными интересами (предпочтение творческих задач репродуктивным, выбор задач поискового характера, выбор зданий по определенному предмету и проч.).

2.5. Наблюдение. Показатели познавательного интереса

Наблюдение дало возможность собрать факты, проследить сам процесс становления и

развития интересов у отдельных учащихся и в классах, установить силу и слабость различных приемов побуждения познавательных действий учеников с моей стороны.

В таблице приведены показатели, по которым обнаруживался познавательный инте-

рес у учащихся.

Проявления, характеризующие познавательную активность учащихся

· вопросы, с которыми учащиеся обращались к учителю, взрослым;

· стремление учеников по собственному желанию, без указаний и требований, принять участие в рассмотрении и обсуждении вопросов, в дополнении и исправлении ответов товарищей;

· сосредоточенность произвольного внимания как свидетельство сосредоточенности мыслей на предмете интереса;

· характер процесса деятельности:

а) как принимается задание – с готовностью к действию или безразличием;

б) как выполняется познавательная задача – самостоятельно или по образцу;

в) внимателен ученик или рассеян;

г) каково отношение ученика к процессу своей деятельности - увлечен или равнодушен;

д) каков результат выполнения познавательной задачи (глубина, основательность, оригинальность или узость и примитивность в подходе).

Эмоциональные проявления

· в речевых реакциях – в восклицаниях (типа «Вот здорово!»), в обмене мнениями с соседом;

· в особом эмоциональном последствии, в наступившей тишине, свидетельствующем о взволнованности, поглощенности только что высказанными мыслями, суждениями о полноте чувств, которые испытывают учащиеся;

· в адекватности реакций учащихся в ответ на происходящее в классе (смех в ответ на юмор, мимика гнева, радости, разочарования, мыслительного напряжения, соответствующие содержанию ситуации).

Показатели, раскрывающие картину устойчивости и силы познавательного интереса

· избирательная направленность круга чтения учащихся;

· их участие по свободному выбору в различных формах и видах внеклассной работы (КВН, предметных кружках, вечерах, расширяющих кругозор);

· выполнение индивидуальных заданий;

· характер использования свободного времени.

Наблюдение как метод педагогического исследования познавательных интересов со-

путствовал всему процессу их изучения, но его нельзя считать определяющим методом исследования, поэтому наблюдение закономерно переросло в эксперимент.

2.6. Педагогический эксперимент

Задачей педагогического эксперимента, который был мною проведен, было изучение

влияния вопросов учащихся на формирование познавательных интересов. Эксперимент протекал в естественной обстановке: в ходе урока, в процессе организации различных видов внеурочной деятельности , в условиях привычного общения учащихся между собою и взрослыми. Поэтому весь ход эксперимента испытуемыми воспринимался как привычная ситуация.

Как и в любом эксперименте, было целенаправленное изменение действительности в

том смысле, что из общего комплекса условий, средств, воздействий, сопровождающих протекание деятельности, вычленялась экспериментальная задача, подлежащая изучению. С этой целью в педагогическом эксперименте происходило специальное конструирование необходимых ситуаций, условий, при которых данное явление или данные явления обнаруживалось наиболее отчетливо.

Таковы основные методы исследования познавательных интересов школьников,

которые мною были использованы для изучения процесса формирования и развития познавательных интересов учащихся.

 


Читайте:


Новое

Как востановить менструальный цикл после родов:

Артос — хлеб на Пасху у православных христиан

Артос — хлеб на Пасху у православных христиан

Подражая Апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что...

Пуленк глория история создания

Пуленк глория история создания

Пуленк был в основном самоучкой, хотя в студенческие годы вместо того, чтобы исполнять строгие предписания родителей в отношении его образования,...

Сроки уплаты налогов по закону

Сроки уплаты налогов по закону

Такая операция не принимается налоговиками.Они будут искать имущество ООО и изымать его по ст. 47 НК РФ.В случае, предусмотренном пунктом 7 статьи...

Что будет, если платить налоги и взносы не вовремя

Что будет, если платить налоги и взносы не вовремя

Размер пеней Налоговая сама считает пени, поэтому вы можете не тратить своё время на расчёты. Но всё равно полезно знать, почему от вас требуют...

feed-image RSS