Главная - Породы кроликов
Французский першерон лошадь. Першерон — прекрасный гигант с нежным французским сердцем. Отличительные особенности советского тяжеловоза

Лошадь Першерон, фото которой представлено далее, считается одной из . Ученые нашли свидетельства о том, что даже во времена ледникового периода на территории современной Европы, проживали лошадки сильно напоминающих эту породу. Но как сложилась судьба животных? Чем они были полезны человеку и какова их роль сегодня? Обо всем этом читайте далее в статье.

История происхождения

У Першеронской породы довольно интересная история происхождения. Их родиной считается провинция Перш. По историческим данным она располагалась в самой Нормандии, ближе к югу по направлению от устья реки Сены. Такого мнения придерживается большинство специалистов коневодов и ученых, которые задействованы в той сфере. А вот мнения о том, когда же появилась порода, довольно противоречивые.

Согласно одному из них, эти животные являются потомками древних французских лошадей. Второе же мнение гласит, что это новая недавно выведенная порода и как довод приводят факт, что известно о ней стало только в начале XIX века. Итак, исходя из первого мнения, древняя французская лошадь была очень похожа на Першерона. Она была среднего роста и очень крепкого телосложения. Обладала неимоверной силой, работоспособностью и выносливостью. В отличие от современных Першеронов, ее масть в большинстве случаев была гнедой.

Во времена Юлия Цезаря эта порода разводилась для военной конницы. Позднее во времена рыцарей была выведена крупная лошадка с мощным телосложением, которая могла спокойно нести рыцаря в тяжелом обмундировании. Именно эта рыцарская лошадь и считается прямым предком Першеронской породы. Далее, когда тяжелая рыцарская кавалерия канула в прошлое, лошадь перебазировали из верхового в упряжное животное.

С началом XVIII века появились потребности в разных видах лошадей. Так было выведено еще несколько типов. Среди них оставалась крупная тяжелая лошадь для работы в городах и на фермах и более легкая и мелкая, которую использовали как верховую. Такое разделение Першеронов встречается также в русском издании «Журнал коннозаводства и охоты» за 1853 год. Золотое время для этих лошадей настало в период массового пользования омнибусами. Тогда спрос на них был очень высок, а их разведение считалось самым прибыльным делом.

Свой расцвет Першеронская порода переживала в период с 1880 года по 1920 год. Тогда ими выполнялись все главные функции транспортных и сельскохозяйственных работ. Потом резкая механизация привела к большому сокращению поголовья этих животных. В 1960-70-е годы порода чуть было не пропала бесследно. Но с началом 80-х годов для лошадок придумали новое использование и их численность стала возрастать. Сегодня Першерон – лошадь, которая массово используются в спорте, индустрии отдыха и развлечений.

Внешний вид

Ввиду постоянной селекционной работы внешний вид представителей Першеронской породы постоянно менялся, но сегодня мы можем увидеть их на фото. Споры о том, какой лошадь была изначально, ведутся по сегодняшний день. Современные же Першероны – это массивные, костистые и довольно крупные лошади. В среднем их высота в холке колеблется от 154 см до 172 см. Вес животного легко доходит до тонны. Масть представителей породы преимущественно серая, реже вороная, как видно из фото и видео, но встречаются и различные подмастки.

Голова у них средних размеров с выпуклым широким лбом. Уши длинные и мягкие. Глаза большие и выразительные. Профиль переносицы ровный, а нос плоский с большими ноздрями. Шея длинная и немного изогнутая. На шее имеется густая грива. Плечо у Першеронов косое с хорошо выраженной холкой.

Грудина внушительно выразительная, а сама грудь глубокая и широкая. Хребет короткий, без изгибов. Бедра сильные с хорошо выделенными мышцами. Круп широкий и мускулистый, а ноги сухие и мощные. Более детально разглядеть представителя пород можно на фото и видео в статье.

Чья кровь течет в современном Першероне?

Сегодня множество поклонников Першеронской породы ведут активные споры насчет того, какой генофонд у этих лошадок. Согласно одному из предположений в их селекции приняли активное участие полукровные английские и датские лошадки. Но это довольно спорное утверждение. Что касается селекционных работ, то утверждать можно только одно. А именно, то что в Першеронах течет арабская кровь.

Первое сведение о том датируется еще VIII веком. Тогда, после разгрома мавров при Пуатье, нескольких арабских скакунов было завезено в Францию. После завоза скакунов сразу начали скрещивать с предками Першеронов. Далее граф Робер де Ротру после первого крестового похода в XI веке привез в страну еще несколько арабских особей. Также встречается информация о том, что в 1760 году коневодами Перша было получено разрешение использовать в селекции из завода Ле Пен.

Во времена Великой французской революции порода почти исчезла. Но уже в 1803 году самим Наполеоном был выдан указ об восстановлении Першеронской породы. Так в 1820 году коневодам Перша снова было завезено турецких и арабских скакунов. Таким образом, Першероны сохранили гордость и игривость арабов даже по сей день. Также от них, скорей всего, унаследовалась и серая масть.

Фотогалерея

Видео «Першероны в России»

Это видео является новостным сюжетом. В нем рассказывает о ситуации Першеронской породы в России.

Характеристики породы

Высота в холке до 175 см; типичная масть - серая, но встречается и вороная. Предназначены для работ, требующих особой силы и выносливости, также очень широко применимы для конных прогулок из-за особенно мягкого хода.

История породы

Выведена во Франции в начале XIX века путём скрещивания восточных, главным образом, арабских жеребцов с местной упряжной породой тяжёлого западного типа. В Россию першеронов стали ввозить в XIX веке.

Першероны получили название от изобилующей роскошными пастбищами области их воспитания Perche, расположенной к югу от устьев реки Сены , они представляют нечистокровную норийскую лошадь, содержа очень изменчивую примесь восточной крови; прибегнуть к такому скрещиванию заставила нужда в сильных и быстрых лошадях, необходимых для почтовой гоньбы и омнибусов . В области Perche разводились и неметизированные тяжеловозы, а также масса привозных крупных лошадей серой и вороной масти, скупаемых по всей Франции . Благодаря одинаковой масти, роскошному корму и однообразному способу воспитания все эти лошади очень схожи друг с другом, но всё-таки совокупность першеронов есть продукт местных условий, а не обдуманного, целесообразного разведения. Эта порода просто сильная, рослая, пригодная для работы шагом и умеренной рыси - словом, нечто среднее между настоящей тяжеловозной и сельскохозяйственной. Во Франции их различают по росту: крупный, средний и мелкий першерон. Самый распространенный - средний.

Першерон под седлом

В России лошади Першеронской породы выращиваются только в Ульяновской области на Октябрьском конном заводе. В данный момент ситуация завода и всех его обитателей плачевная: за долги лошадей продают другому заводу.

Использование породы

Использовались при выведении белорусской упряжной породы. Также племенное значение имеют в Америке, где ими метизировали мелкую местную лошадь для получения каретной и сельскохозяйственной.

Источники и примечания

  • Ливанова Т. К., Ливанова М. А., Всё о лошади. - М.: АСТ-ПРЕСС СКД, 2002. - 384 с.: ил. - (Серия «1000 советов»)

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Першерон" в других словарях:

    - (фр., от им. франц. стар. графства Perche). Порода франц. лошадей, преимущественно серой масти в яблоках. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. першерон (фр. percheron по назв. области перш (perche) в Зап … Словарь иностранных слов русского языка

    першерон - а, м. percheron m. По названию провинции Перш, где впервые была выведена эта порода. Лошадь тяжеловоз першеронской породы. БАС 1. Я его успокаивала, что эта аллюра свойственна першеронам. Гелль Письма 373. Покупал он разные машины для своей… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    ПЕРШЕРОН, першерона, муж. (франц. percheron). Лошадь тяжеловоз особой породы. (Разводилась первонач. во Франции, в округе Перш.) Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ПЕРШЕРОН, а, муж. Лошадь тяжеловоз крупной и выносливой породы. | прил. першеронский, ая, ое. Першеронская порода. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 2 лошадь (133) тяжеловоз (10) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    М. Порода крупных лошадей тяжеловозов. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Першерон, першероны, першерона, першеронов, першерону, першеронам, першерона, першеронов, першероном, першеронами, першероне, першеронах (

Лошадь породы Першерон родом из Франции, а точнее из местечка Перше, расположенного в Нормандии. Точное время появления этой породы неизвестно, однако связано это, конечно, с эпохой крестовых походов, когда сильные и тяжелые лошади нужны были не только для крестьянского труда, но и перевозки воинов, облаченных в громоздкие латы из тяжелого железа.

Лошадь породы Першерон родом из Франции, а точнее из местечка Перше, расположенного в Нормандии

Считается, что першеронская порода лошадей берет свое начало от массивных верховых коней, которых использовали в рыцарской кавалерии. Рыцарь был очень тяжелой ношей, поэтому и породы лошадей для них нужны были особенные.

После того как рыцарская лошадь потеряла свою актуальность, тяжелые кони стали востребованы преимущественно как упряжные перевозчики тяжестей.

Определить точно, от кого пошла порода Першерон сейчас сложно. Ретроспективный анализ гибридизации привел к выводу о том, что лошадь Першерон была выведена путем длительного скрещивания восточных лошадей, преимущественно арабских, а также бретонских и булонских пород. Столь сложная гибридизация привела к тому, что першеронская лошадь приобрела такие качества, как:

  • особенную выносливость;
  • сухой тип сложения тела;
  • гармоничность пропорций;
  • массивность, мускулистость и необычайную силу;
  • ловкость, маневренность и даже легкость в передвижении;
  • мягкий ход при любом аллюре.

Эта порода унаследовала от своих арабских предков редкую серую масть, что придало ей особую привлекательность.

Принято считать, что эта порода окончательно сформировалась и начала поддерживаться в качестве стандарта с середины XIX в. С тех пор коннозаводчики стали целенаправленно поддерживать породные качества тяжелых лошадей, а селекционная работа была направлена на улучшение самых ценных качеств этой лошади.

Лошади породы першерон (видео)

Экстерьер Першеронов

Внешний вид современных Першеронов впечатляет своей мощью, размерами и в то же время гармонией. Эта лошадь не грузная — она большая и сильная. Параметры породы можно выразить следующими цифрами:

  • высота в холке — 162 см у жеребцов, 160 см у кобыл;
  • длина туловища -169 см для жеребца и кобылы;
  • обхват груди — соответственно, 202 и 197 см;
  • обхват пясти — 24,4 и 22,7 см.

Более подробно породные параметры представлены следующим образом.

  1. Преобладающие масти — серая и вороная, однако могут быть чалая и рыжая.
  2. Как у всех тяжеловесов, голова относительно всей величины тела имеет небольшие размеры, однако отличается особой выразительностью. Лоб выпуклый и широкий, глаза слегка навыкате, уши длинные, нос приплюснутый с широкими ноздрями.
  3. Шея крепкая, широкая, средней длины, хорошо поставленная.
  4. Грива пушистая и очень густая.
  5. В холке наблюдается приподнятость, характерная для сильных лошадей.
  6. Круп длинный, мощный и прямой.
  7. Хвост отличается особой пушистостью и низкой посадкой. В настоящий момент купирование хвостов не практикуется.
  8. Спина, хоть и короткая, но мускулистая, сильная, хорошо поставленная. Именно это свойство обеспечивает ту самую плавность движений и маневренность перемещения.
  9. Грудь одновременно отличается глубиной и широтой.
  10. Ноги очень сильные и мускулистые. Пропорции ног несколько отличаются от таковых у скаковых лошадей. Предплечья обычные, т. е. средней длины, зато пясть короткая и очень крепкая. Суставы отличаются плотной костью, а сухожилия — выносливостью.

Продолжительность рабочей жизни Першеронов может длиться четверть века. Учитывая тот факт, что эта лошадь большая и тяжелая, такой срок оценивается, как большой.

Основные черты характера

Принято считать, что тяжеловозы несколько медлительны и туго соображают, что связано с их слишком большими размерами. В какой-то степени это относится и к першеронским лошадям. Однако это компенсируется спокойствием, невозмутимостью и огромным терпением. Все эти черты характера не идут в ущерб активности и подвижности представителей этой породы. Скорее наоборот, этот конь обладает удивительно быстрой реакцией и умением самостоятельно принимать решения в экстремальных ситуациях.

Этим тяжеловозам не нужно создавать какие-то особые условия, поскольку они не обладают капризностью породистых лошадей. Кроме того, Першероны очень чуткие и понятливые лошади, они быстро обучаются, надолго закрепляя навыки.

Галерея: лошадь породы Першерон (25 фото)










Применение тяжеловозов в наше время

Благодаря замечательным качествам характера этих огромных лошадей любят включать в цирковые программы. Хлопот с ними немного, а зрелище можно создать великолепное.

В наше время эти силачи по-прежнему востребованы в качестве тягловой силы, но уже без всяких рыцарей и турниров.

Использоваться тяжеловоз французской породы может в самых разных работах. Они хорошо зарекомендовали себя на войне, в земледелии, с телегой и даже под седлом в качестве кавалерии. На аналогичных работах применяется и другой красавец-тяжеловоз — бельгийский Брабансон.

Французские Першероны делятся на 2 типа — малые и большие. Представители 1 типа имеют средний рост, быстрый и легкий ход, они хорошо идут под седлом, быстро передвигаются в упряжи.

Першероны 2 типа отличаются более высоким ростом, особой массивностью и мускулистостью. Это настоящие богатыри в мире лошадей, способные тащить телегу, пушку, плуг или несколько прыгающих по широкой спине циркачей. Во время Великой Отечественной войны, не говоря уже о Первой Мировой, тяжеловозы были крайне востребованы как сила, способная перетаскивать артиллерийские орудия и другие военные грузы.

Считается, что тяжеловесы в наше время менее востребованы, чем беговые лошади. Это связано с существованием моды на домашние конюшни исключительно с легкими, быстроходными скакунами. А удел тяжеловозов — сельское хозяйство, а также катание отдыхающих людей в парках и зеленых зонах.

Першерон (видео)

Разведение и торговля Першеронами

Крепкие и тяжелые лошади ценились во все времена, но специально тяжеловесные породы выводили в Европе, точнее, во Франции и Бельгии. В настоящее время самыми известными породами такого типа являются бельгийские Брабансоны. Франция специализируется на Першеронах. Обе страны разводят также и тяжеловесов мелкого калибра — Арденнов. Они значительно уступают по силе и величине Першеронам и Брабансонам, но при этом не утрачивают своих богатырских качеств.

С начала XIX в. началась продажа тяжеловозов из Франции в соседние страны. Торговля проходила бойко, потому что эти лошади прекрасно зарекомендовали себя в самых разных климатических условиях. Особенно Першероны оказались востребованными за океаном — в Северной Америке.

В России интерес к большим тяжелым лошадям всегда был огромен. Огромная территория, сложный рельеф и обилие тяжелой работы на рудниках и лесозаготовках формировали большой спрос на крепких лошадей.

Впервые племенных тяжеловозов из Европы в Россию стали завозить с конца XIX в. Разведением своей большой и сильной лошади занялся Хреновской конный завод, который и сейчас продолжает работать в Воронежской области.

Несколько позже тяжеловозов стали разводить на других конезаводах России, например, в Воронеже и Брянске. В результате селекционной работы российский Першерон приобрел некоторые отличия от французского варианта породы.

Российский тяжелый конь получил название Владимирского тяжеловоза. Работа над своей чистопородной линией была начата после первых закупок знаменитых европейских тяжеловозов: Брабансонов, Першеронов, Клейдесдалей, Шайров.

Выведение породы путем гибридизации проводили на основе как чистопородных экземпляров, закупленных в Европе, так и местных лошадей, обладавших определенными свойствами.

Владимирский тяжеловоз как порода лошадей появился на свет в начале 30-х гг. XX в. Официально порода была зарегистрирована уже после войны — в 1946 г. Над созданием породы работала целая сеть конезаводов Юрьев-Польского и Суздальского районов Владимирской области. Аналогичные селекционные работы проводились и в Ивановской области.

Наибольших успехов в разведении Першеронов достиг Октябрьский конный завод в Ульяновской области. Там поддерживалась чистопородная линия именно от французских производителей. Здесь были самые крупные особи с правильным телосложением, высокой работоспособностью.

Однако российская популяция тяжелых лошадей слишком мала и не может поддерживаться без вливания генов из Европы. Однако последний производитель породы Першерон был завезен из Франции в 1991 г.

Сейчас роль государственных конезаводов в разведении чистопородных лошадей сильно подорвана, поэтому эту функцию на себя взяли преимущественно частные заводчики, которые в силу своего коммерческого положения ориентируются на сиюминутный спрос. Люди же предпочитают покупать легких скакунов, а не потомков рыцарских тяжеловозов.

Для того чтобы купить красавца породы Першерон, не обязательно ехать во Францию. Это можно сделать в России. Мало того, их можно взять в аренду. В финансовом выражении такое временное или постоянное приобретение может обойтись в сумму от 2000 до 10000 долларов.

Стоимость покупки или аренды зависит от многих особенностей лошади. Прежде всего ценится возраст, здоровье, внешние данные, обученность, характер и даже масть.

В наш век двигателей внутреннего сгорания далеко не все отдают предпочтение лошадям как тягловой силе. Бензин, конечно, все время дорожает, однако трактор или автомобиль пока стоит в гараже, забот не требует Лошадь же — существо живое, она требует постоянного ухода и снабжения кормами. Однако у нее перед автомобилем есть 1 несомненное преимущество: она сама размножается. Для некоторых хозяйственных работ труд лошади гораздо более удобен и выгоден, чем использование автомобилей. По крайней мере не надо платить ОСАГО и проходить техосмотр.

Во Франции и Бельгии — родине тяжеловозов эти породы по-прежнему востребованы. Впрочем, речь идет не столько о коммерческой востребованности породы, сколько о поддержке культурных достижений. Ведь Першерон во Франции, а Брабансон в Бельгии — это история и национальная гордость. Эти лошади когда-то сыграли свою значимую роль в 2 войнах. Наконец, это визитная карточка страны, что трудно измерить в денежных единицах. По этой причине для поддержания породы во Франции государство дотирует и поощряет коневодство как национальную особенность хозяйственной деятельности.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

При слове «лошадь» многие люди сразу представляют себе лёгкое, быстроногое, красивое и грациозное животное, сопровождающее человека подобно духу свободы и полёта на протяжении всей его нелёгкой истории. Действительно, в этом создании словно воплотилось вековечное стремление человечества к идеалу и гармонии. Однако есть категория лошадей, которая не может похвастаться подобными качествами. О них не слагают песен, их не воспевают в стихах, но без них жизнь и труд были бы куда как более сложны и непосильны. Речь идёт о лошадях-тяжеловозах, которые с глубокой древности использовались для перевозки непосильных грузов и обработки тяжёлых, часто неподатливых и непригодных для вспашки земель. В этой категории существует немало прекрасно зарекомендовавших себя пород, и одно из первых мест среди них занимает першерон.

Немного истории

История породы першерон теряется в глубине веков. Принято считать, что её вывели в начале XIX века в северо-западной французской провинции Перш, издавна славившейся своими климатом и коневодческими традициями, однако ещё в средние века существовала т. н. «древняя лошадь Перша», которая отличалась средним ростом, крепостью конституции, огромной силой и невероятной работоспособностью. Многие исследователи полагают, что именно она была тем самым рыцарским конём, который мог легко мчать всадника в тяжёлых доспехах без остановки в течение долгого времени. То есть, согласно этой версии, современный першерон – это потомок рыцарских коней, переквалифицировавшихся с исчезновением рыцарства в упряжных лошадей.

Неясно также, кто из пород участвовал в создании першеронов. Их выводили на протяжении нескольких веков, каждый раз учитывая нужды времени. Достоверно известно, что в першеронах течёт кровь арабских лошадей, попавших во Францию ещё во времена первого крестового похода. Кроме того, с 1760 года першским коневодам было разрешено использовать для развития породы арабских жеребцов государственного конезавода Ле Пен, расположенного в соседней Нормандии. Также предполагается, что, помимо арабов, лошадь Перша скрещивали с датскими, полукровными английскими и некоторыми французскими аборигенными породами (например, с бретонской и булонской).

Бурные события французской истории не прошли даром не только для людей, но и для животных. Во времена Великой Французской революции порода почти целиком погибла, но в 1803 году Наполеон Бонапарт, будучи ещё консулом, специальным декретом приказал её восстановить. Работа по разведению вида возобновилась, а в 1820 году во вновь отстроенные конезаводы Перша завезли партию арабских и турецких жеребцов. Последние, особенно жеребцы по кличке Галлиполи и Жан ле Блан (его потомок), сыграли значительную роль в формировании современного породного облика французских тяжеловозов.

В 1826 году состоялась первая выставка першеронов, на которой конезаводчики представили более 70 племенных особей – результат своего многолетнего кропотливого труда. Их труд оценили по достоинству – почти каждая вторая лошадь получила приз. Немалую роль в достижении такого признания сыграла специально разработанная технология выращивания, согласно которой жеребят в пяти- или шестимесячном возрасте отнимали от матки и продавали на фермы-элеверы – хозяйства, занимавшиеся доращиванием и последующей продажей молодняка. На этих элеверах жеребёнка растили до полутора лет, после чего начинали приучать к работе. В трёхлетнем возрасте молодой першерон перепродавался другому хозяйству, а в 4-5 лет продавался как уже сформировавшаяся лошадь.

Помимо тяжёлых сельскохозяйственных работ, першеронов использовали и в почтовой сфере как запряжную лошадь для почтовых дилижансов, курсировавших между городами. Они справлялись с этим делом столь блестяще, что с ними не могла сравниться ни одна быстроногая красавица лошадь самой чистой породы. Но в 1838 году, когда во Франции начали строить первую железную дорогу, першеронам, как и их далёким предкам, пришлось переквалифицироваться, впрягшись в первые городские омнибусы. Першероны и с этим заданием справились так, что только для одного парижского городского транспортного хозяйства ежегодно приобреталось до 4 тысяч тяжеловозов. В 1883 году было создано Общество першеронских коневодов и выпущен первый том студбука, в который занесли 530 рождённых в Перше лошадей, имевших отчётливые видовые признаки. С этого момента совершенствование першерона велось путём разведения внутри породы с записью в студбуке лишь тех лошадей, чьи предки упоминались в первом томе. Примерно в это же время першероны стали распространяться по всей Европе, ещё раньше – в 1815 году – они попали в Северную Америку, а в 1891 году – в Россию, где их разведением сразу занялись на знаменитом Хреновском конезаводе (Воронежская область). Его специалисты не только сохранили в чистоте породу, но и вывели несколько своих линий, тем самым ещё более улучшив исходный вид и приспособив его для нужд российской, а затем и советской действительности. Впоследствии першеронов стали выращивать и на других племенных фермах Воронежской, Тамбовской и Брянской областей, а во время войны, в 1941 году, в Ульяновске для эвакуированных из Воронежа специалистов-коневодов был создан Октябрьский завод, где начали заниматься исключительно чистопородным разведением першеронов. Завод просуществовал до 2011 года, внеся немалый вклад в развитие, сохранение и улучшение породы, затем его продали вместе с имевшимся на тот момент поголовьем в счёт оплаты долгов предприятия.

Несмотря на период спада популярности, пришедшийся на 60-е – 70-е годы ХХ столетия и связанный с механизацией производства, першерон по-прежнему является одной из наиболее узнаваемых и востребованных тяжёлых пород. В одной только Франции насчитывается около 4,5 тысяч маток, а доля першеронов в канадском и американском поголовьях до сих пор составляет примерно 75%.

Першерон сегодня

Современный французский першерон распространён практически во всех уголках планеты от Канады до Австралии. По ряду качеств он является уникальным животным, поскольку в нём гармонично соединяется на первый взгляд несоединимое: массивность тяжеловоза и сухость и лёгкость движений скакуна. Породу разделяют на три типа: малый, средний и большой. Малые першероны имеют средний рост и отличаются легким ходом, их чаще всего используют в конной езде и в упряжках. Большие першероны полностью отвечают человеческому представлению о лошаде-тяжеловозе: высокие, массивные и плотные. Но наиболее распространён в мире второй тип – средний, совмещающий в себе качества обеих типов.

В общем же породе присущи следующие экстерьерные признаки:

  1. рост от 158 до 175 см., вес – от 700 до 900 кг. Зафиксирован случай, когда першерон достигал 213 см.роста и весил 1,3 тонны.
  2. крупная, но вместе с тем изящная голова с широким лбом и прямым профилем.
  3. длинные мягкие уши и плоский нос.
  4. хорошо развитая, чуть приподнятая холка.
  5. широкая и глубокая грудь.
  6. удлинённый, прямой и чуть раздвоенный круп.
  7. округлые рёбра.
  8. сухие мускулистые ноги с сильными суставами.
  9. короткие и прямые спина и поясница.
  10. неявная выраженность ножных щёток (иногда можно встретить утверждение, что их нет вообще).
  11. крепкие копыта и короткая и широкая пясть.
  12. пушистый, слегка низко посаженный хвост. Интересный факт: на протяжении всей истории породы першеронам купировали хвосты, объясняя это тем, что они могут запутаться в упряжи. Однако это оборачивалось для лошадей постоянными мучениями, поскольку купирование лишало их естественной защиты от насекомых, да и сама процедура была не из приятных. Ситуацию спасло лишь вмешательство защитников животных, которые в 1996 году добились запрета этой традиции.
  13. преимущественно серая масть, «подаренная» тяжеловозу арабскими лошадьми. Встречаются также вороная масть и намного реже – чалая и рыжая.

Составлять словесное описание всегда сложно, поэтому в подтверждение наших слов мы предлагаем вам посмотреть вот на эти фото, на которых представлены першероны основных мастей.



фото 2

Помимо экстерьера, першерон выделяется и такими высокоценимыми качествами:

  1. добрым спокойным нравом.
  2. неприхотливостью и нетребовательностью к кормлению и содержанию.
  3. плодовитостью и хорошей выживаемостью молодняка (75-85%).
  4. долгожительством (срок жизни першерона составляет 22-25 лет).
  5. огромной силой и выносливостью (в своё время, запряжённые в омнибусы, эти лошади каждый день проходили около 65 км).
  6. прекрасными адаптационными качествами к любому климату, благодаря чему на конезаводах першеронов держат на пастбищах почти круглый год и загоняют в конюшни лишь при очень сильных ненастье или холодах.
  7. быстрой реакцией.
  8. умом, понятливостью, чуткостью.
  9. огромным терпением.
  10. природной устойчивостью ко многим заболеваниям.

Неудивительно, что даже сейчас его цена на международном рынке достаточно высока. Молодая лошадь пяти-десяти лет от роду оценивается не ниже чем в 8-10 тыс. долларов, а некоторые – и в 15 тыс. Наиболее высокая цена – у жеребцов с родословной. В России стоимость лошадей зависит от возраста и степени их обученности и также колеблется от 2 (цена шестимесячного жеребёнка) до 10 тыс. долларов.

Выращивание першеронов не представляет особого труда, однако следует постоянно помнить о вольном способе разведения, поэтому уже с малого возраста жеребята должны иметь выгул. Также имеет большое значение правильное полноценное кормление, для чего нужно подбирать качественные пастбища.

Заключение

В одном из стихотворений Сергей Есенин, страстный поклонник лошадей, боялся, что живых коней победит «стальная конница». Одно время казалось, что так и произойдёт. Однако, на счастье, поэт ошибся: в наше время лошади – в частности, першероны – популярны так же, как и в прежние времена. Пусть они не доставляют по бездорожью почту и не возят пассажиров в городах, но без них по-прежнему не обходится ни одно сельское хозяйство в любой, даже самой развитой стране мира. Першероны востребованы в индустрии развлечений: их парные упряжки встречаются, например, во всех парках американского Диснейленда. Иногда их используют в рекламе: например, в конце 90-х – начале 2000-х годов четвёрка першеронов классической серой масти с ездоками, одетыми в костюмы эпохи Петра Первого, возила по Санкт-Петербургу огромную рекламную бочку пивоваренной фирмы «Балтика» . Нашлось место першеронам и в цирке – так, в начале XXI века был очень популярен номер с обручами, который исполняла на першероне известная российская эквилибристка и дрессировщица Яна Шаникова. Кроме того, даже простое наблюдение за такой лошадью действует умиротворяющее на современного человека, подверженного различного рода стрессам. А это значит, что лошади – и, в частности, першероны – не исчезнут из жизни человека ещё очень долгое время.

Величавые крупные лошади породы шайр могли бы исчезнуть еще в XX веке, когда на смену конной тяге пришли автомобили и тракторы. Но группе энтузиастов удалось сберечь и восстановить поголовье редких животных. В настоящее время такие кони распространены и в Европе, и в Америке и считаются самыми крупными среди всех существующих пород.

Величавые крупные лошади породы шайр могли бы исчезнуть еще в XX веке, когда на смену конной тяге пришли автомобили и тракторы

Гармоничное телосложение и мощь животного в настоящее время можно оценить только на выставках и соревнованиях. Те области, для которых изначально были выведены шайры, целиком обслуживают мощные машины, а тяжеловозам осталось лишь украшать собой различные шоу. Благодаря этой новой задаче, экстерьер лошади стал немного иным: больше внимания уделяется складности телосложения и масти животного.

Стандартное описание породы напрямую указывает на предназначение этих коней — тяжелая упряжка. Выведенная в середине XII века порода лошадей шайр с успехом использовалась в сельском хозяйстве, в перевозках грузов и военных операциях того времени. На их долю доставалась самая тяжелая работа по вспашке полей, перевозке тяжелых всадников в латах, а позже и передвижению орудий на позиции. Со временем, по мере появления дорог, соединяющих города, шайров стали использовать и для упряжки в дилижансы при перевозках людей и почты на дальние расстояния.

Для лошади породы шайр характерна широкая грудь и спина, очень развитый крестец. Незнакомый с породой человек может даже решить, что это толстый, жирный конь. В отличие от многих спортивных пород английские тяжеловозы отличаются хорошей упитанностью. Это одно из основных требований к выставочным животным.


Гармоничное телосложение и мощь животного в настоящее время можно оценить только на выставках и соревнованиях

При росте в холке 1,7-1,9 м вес шайра может достигать 1,2-1,5 т. Высокие и мощные ноги несут округлый, компактный корпус с короткой и мощной шеей и крупной тяжелой головой. Профиль ее имеет небольшую выпуклость, лоб должен быть очень широким.

Характерной особенностью, приобретенной в ходе селекционных работ от привозных фламандских (бельгийских) и , стали длинные волосы в нижней части ног (фризы). Наиболее часто встречающаяся среди породы вороная масть досталась от этих же предков. Как один из родоначальников породы бельгийский тяжеловоз дал шайрам то самое мощное телосложение, из-за которого «великий конь» выглядит таким гладким и упитанным. Но по сравнению с брабансонами, ноги шайров немного длиннее и мощнее.

Полученная в наследство от фризских тяжеловозов жесткая оброслость на ногах в настоящее время почти полностью сменилась шелковистыми прядями, свисающими до самой земли. Это создает необыкновенно декоративный эффект, когда «жирный конь» переходит на галоп, хотя изначальная роль этих украшений была совсем иной: заводчики заметили, что мокрец (болезнь кожи на ногах лошади) появляется гораздо реже у тех особей, которые имеют мягкие фризы.

Для достижения нынешнего вида старинных шайров скрещивали с шотландскими тяжеловозами уже во время возрождения породы. При этом самая большая порода унаследовала не только длину и шелковистость волос, но и часто встречающиеся белые отметины в нижних частях ног и гораздо большую подвижность.

«Жирный конь» в своем современном облике — это одновременно мощная и грациозная порода с высокими декоративными качествами. В последнее время в моду входит вороная или с белыми чулками от скакательных и запястных суставов до самых копыт и отметиной на лбу. Парадные упряжки с четверкой шайров одинаковой масти — незабываемое впечатление.

Галерея: лошади породы шайр (25 фото)

Порода лошадей Шайр (видео)

Рекорды, поставленные лошадьми

В те времена, когда пушки и тяжелые грузы перевозили на першеронах и фризах, а самые сильные лошади заменяли современные гусеничные тягачи, на свете жил гигант Самсон. Это не был известный персонаж из библейских текстов. Самсоном назвали шайрского тяжеловоза.

Этот «жирный конь» весил больше 1,5 т. Его рост в холке достигал 2,2 м. На фотографии того времени человек, стоящий рядом с самой крупной лошадью в мире, кажется карликом, едва достающим до спины коня. Самсона до сих пор не удалось перерасти ни одному из представителей его породы.

В 2007 году по кличке Крекер тоже был удостоен звания «Самая большая лошадь в мире». Этот претендент на запись в Книге Гиннесса жил в Великобритании, в Линкольншире. Благодаря развитию телевидения и СМИ, гигант был широко известен во многих странах. Его рост составлял чуть менее 2 м, а вес — 1,3 т.


Для достижения нынешнего вида старинных шайров скрещивали с шотландскими тяжеловозами уже во время возрождения породы

В настоящее время известны сразу несколько гигантов, которые могут претендовать на звание «Самая высокая лошадь в мире» и высшую оценку на выставках:

  • Дюк, 5-летний жеребец породы шайрских лошадей, достиг роста в 2,07 и прибавляет по 8 см в год, очень любит чай и яблоки.
  • Нодди, шайр такого же возраста и немного уступающий Дюку в росте — его высота в холке равна 2,05 м.
  • Диггер, принадлежит к той же породе лошадей и достигает 2,02 м в холке.

Большие лошади встречаются и среди представителей бельгийских тяжеловозов: жеребец Бруклин Сьюприм, например, достиг к 10 годам жизни роста в 1,98 м и веса в 1,4 т. Занесенный в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой конь в мире брабансон из США по кличке Биг Джейк совсем немного отстал от Самсона: его рост равен 2,17 м, а вес достигает 2,5 тонны. Эту лошадь знают зрители телешоу «Дом Рональда Макдональда». Но превзойти гиганта из XIX века пока не смог ни один «жирный конь».

Самые большие лошади в мире (видео)

Испытания силы и выносливости

Порода славится не только гигантами, но и настоящими силачами. В настоящее время больше ценят декоративность лошадей, но еще 150 лет назад они устанавливали рекорды и по перевозке тяжестей. Это были не выставочные экземпляры, а обычные рабочие кони, чьи клички даже не всегда сохранились в памяти людей.

Так, в 1893 году санный поезд с грузом леса общим весом в 42 т тянула всего пара упряжных шайров. Конечно, тащить такую тяжесть они могли сравнительно недалеко. Санный поезд двигался всего 0,5 км, после чего коням потребовался продолжительный отдых.

В штате Мичиган (США) тяжеловозы (порода шайр) сумели перевезти груз весом около 65 т. Скольжение полозьев саней по ледяной дороге было достаточно легким, но все-таки груз, который удалось передвинуть каждой лошади, превосходил ее собственный в 15 раз.

Но абсолютный мировой рекорд поставил шайр по кличке Вулкан. В 1924 году на выставке Уэмбли, во время испытаний, он в одиночку рывком сумел передвинуть груз весом в 29,47 т. Такой подвиг был удостоен занесения в Книгу рекордов Гинесса и пока остается непревзойденным.

Там же запряженные парой шайры сумели приложить к динамометру усилие, равное 50 т. После этого та же пара сумела передвинуть груз весом в 18 т.

Крупные и спокойные, огромные кони шайры являются постоянными участниками различных шоу. Мягкий темперамент этих гигантов и необычный внешний вид обеспечивают им необыкновенную популярность на мероприятиях, связанных с шумом людских толп. Селекция самых больших коней производится в основном в направлении внешних данных, но существуют и соревнования по выносливости и силе, где лошадям предлагают задания, связанные со вспашкой земли или перемещением грузов.

 


Читайте:



Как создавалось учебное заведение

Как создавалось учебное заведение

В современном мире актуальны не только профессии экономиста, юриста, управленца и госслужащего. Очень востребованы специалисты во внешней...

Исследовательская работа "подводный мир у нас дома"

Исследовательская работа

Муниципальное Нетиповое Бюджетное Образовательное Учреждение «Лицей № 76» ХI региональная исследовательская конференция учащихся «Первые шаги»...

Исследовательский проект На тему: Необычные рыбы

Исследовательский проект На тему: Необычные рыбы

Исследовательский проект «Золотые рыбки» Автор проекта: Авилова С. Ю. учитель начальных классов МБОУ-СОШ с. Кистендей Задачи: § §...

Справка об инвалидности мсэ (втэк)

Справка об инвалидности мсэ (втэк)

Важное обновление информации! Пенсионный фонд и Социальная защита могут выдать направление в МСЭ в соответствии с приказом Минздравсоцразвития №...

feed-image RSS