Выбор редакции:

Реклама

Главная - Утки и индоутки
Епископ Иона: «Никому не советую быть крестными родителями. Может ли некрещёный человек ходить в церковь? Можно ли писать о упокоении некрещеного человека

– Если человек не помнит, крестили ли его в детстве, и никто не может точно сказать, что в таком случае делать?

– Если есть хоть малейшие сомнения, крещен или нет, конечно же, нужно креститься. И воспринимать это не как второе крещение, а как первое и последнее.

Некоторые священники в данном случае крестят с прибавлением фразы: «Аще не крещен, крещается раб Божий такой-то во имя Отца и Сына и Святого Духа». Но, на мой взгляд, Господу не нужно, чтобы Его оповещали, почему мы крестим. Он всё видит и Сам всё знает.

Кстати, такая ситуация как раз была в моей жизни. Я воцерковлялся в школьные годы. И только когда воцерковился, узнал, что меня в детстве крестила прабабушка. Причем не в церкви, а сама. В советское время встречалась такая практика – в тех местах, где не было церквей, или когда отсутствовала возможность отнести ребенка в храм, крещение совершали верующие родственники. Сейчас такая практика тоже есть, но только в случае смертельной опасности. Когда существует реальная угроза жизни, крещение может совершить любой православный христианин, но впоследствии оно обязательно должно быть дополнено миропомазанием.

Прабабушка была очень благочестивым воцерковленным человеком, брат ее, иеромонах, принял смерть как новомученик. В ее вере сомнений не было, но относительно того, как было совершено крещение, оставались вопросы – миропомазали потом или нет.

В то время я уже помогал в Киево-Печерской Лавре и тесно общался с лаврскими монахами. И они сказали, что если есть хоть малейшие сомнения, обязательно нужно креститься.

И меня крестили, в Днепре. Это было 1 марта 1991 года. Совершал крещение нынешний наместник Киевской Голосеевской пустыни отец Исаакий – он единственный согласился в такую пору года идти крестить на Днепр.

Я хотел, чтобы всё было правильно – с троекратным полным погружением. А в Киеве баптистериев на то время еще не было, и единственная такая возможность креститься – в реке. Откладывать я тоже не хотел: как это так, не участвовать в таинствах? До этого я исповедовался и причащался, но с тех пор, как узнал о сомнениях относительно моего крещения, приступать к причастию уже не смел.

Помню, дул сильнейший ледяной ветер – фелонь отца Исаакия завернулась наверх и как флаг трепетала. По реке мимо нас проплывали льдины. Меня троекратным погружением крестили, сразу после этого я пошел на Литургию и причастился.

Что интересно – хотя вода была ледяная, ни у меня, ни у крестившего монаха никаких проблем со здоровьем не было: благодать таинства защитила…

«Я посчитал необходимым крестить без восприемников»

– Владыка, а теперь про восприемников… Приближается день рождения моего крестника, и, собираясь в гости, переживаю, что очень редко его вижу и никогда не вожу к причастию. Чувствую свою ответственность и вину, но не могу понять, за что именно я отвечаю и в чем конкретно виновата.

– Это как раз тот случай, когда важен не результат, а процесс. Господь каждого человека ведет Своим промыслом, и только Бог знает, спасется ли душа крестника. Но на Страшном суде Он спросит крестного, что тот сделал для того, чтобы эта душа спаслась, и какие усилия приложил, чтобы ребенок стал православным христианином и наследовал Жизнь Вечную.

Ну и, кроме того, нужно понимать, что функция восприемника не заключается в том, чтобы водить на причастие.

– А в чем тогда? Роль крестных сейчас настолько размыта, что вообще непонятно, что они должны делать.

– Очень интересный вопрос. В моей практике был случай, когда молодые родители обратились с просьбой крестить их ребенка. Перед ними стояла проблема: ни один из родственников или знакомых не подходил на роль восприемника. «Мы сейчас сами воцерковляемся, пытаемся жить по-православному, – объяснили они. – Зная, каковы обязанности восприемников, мы понимаем, что нет того, кто мог бы взять на себя эти функции. Все наши друзья, родственники – добрые и хорошие люди, но никто из них не живет церковной жизнью».

Родители понимали, что если возьмут крестных «для галочки», это будет профанацией таинства. И в данном случае я посчитал необходимым крестить ребенка без восприемников.

Мы знаем, что младенцев крестят по вере тех, кто приносит их ко крещению. Как правило, приносят родители, и воспитание в православии, во всяком случае, «основной контент», дети получают тоже в семье. Восприемник же принимает участие в жизни крестника крайне редко.

Единственный известный мне случай – с одним из братии нашего монастыря. В период воцерковления ему очень помогала крестная, верующая женщина. Она реально потрудилась, чтобы он ступил на путь ко Христу, и действительно полностью выполнила те функции, которые должен нести восприемник. Но это, повторюсь, единственная подобная история.

Но, конечно же, лучше придерживаться практики, которая веками существует в Православной Церкви: когда при крещении восприемник или восприемница берут на себя перед Господом ответственность за то, что ребенок вырастет православным христианином.

«Вы покрестите, а там посмотрим…»

– Что конкретно крестным родителям нужно для этого делать?

– По уставу Православной Церкви, по древней традиции, мальчику дается восприемник, девочке – восприемница. Сейчас, как правило, у каждого ребенка крестных двое. А в некоторых регионах бывает и по несколько пар крестных. Но это уже является человеческим привношением – люди просто хотят породниться с семьей крещаемого младенца. Ничего общего с православной христианской традицией это не имеет, и никак с духовной точки зрения не обусловлено.

Вообще, на мой взгляд, институт восприемничества в наше время глубоко и серьезно профанирован отношением к обязанностям крестных родителей. Во многом вина за это лежит и на нас, на духовенстве. Мы не уделяем должного внимания работе с людьми, которые приходят в храм с желанием окрестить ребенка.

Кстати, в нашем Ионинском монастыре и в скиту в селе Нещеров под Киевом беседа с родителями и восприемниками проводится обязательно. В Нещерове даже по несколько бесед – и с венчаемыми, и с крещаемыми, и ни покреститься, ни повенчаться нельзя, пока люди не прослушают весь курс.

Некоторые священники говорят: «Да что курсы! Они только отталкивают, люди разворачиваются и идут крестить в храм, где на это никто не обращает внимания».

Ничего подобного. Как показывает опыт, крестятся и венчаются очень даже охотно и знакомым советуют – мол, в таком-то храме серьезно относятся к таинству, идите и вы крестите там.

Вина духовенства, что оно не работает с паствой в этом направлении, не объясняет задачи восприемников, не предостерегает от поспешного согласия ступать на такой духовно опасный путь. Я действительно считаю, что становиться восприемником духовно опасно.

– Можете пояснить, почему?

– Есть несколько аспектов. В идеале родители, которые сами живут церковной жизнью, приглашают православного человека крестить их детей. В этом случае, конечно, отказываться вряд ли стоит. Да, это ответственность, но риск недоброго ответа на страшном судищи Христовом существенно уменьшается. Отец с матерью сами занимаются воспитанием, а крестный лишь помогает – дарит духовную литературу, ездит вместе в паломничества.

Но когда православного человека приглашают быть восприемником нецерковные люди, я всегда прошу очень и очень хорошо подумать. Насколько близка вам эта семья, насколько родители лояльны к христианству, готовы ли они давать возможность реально участвовать в воспитании их ребенка? В большинстве случаев выясняется, что не готовы: «Ну, вы покрестите, а там посмотрим…»

Поэтому нужно как следует всё взвесить – ведь это большая ответственность, вы поручаетесь перед Богом за этого младенца.

Если по малодушию, или по неразумию, или по какой-либо иной причине – возможно, из любви к этой семье – человек согласился стать крестным, а ему затем говорят: «Спасибо, ваших советов нам не надо, мы сами воспитаем своего ребенка в тех традициях, которые считаем нужными», в таком случае задача восприемника – денно и нощно, насколько по силам, молиться за крестника. Поминать на утренних и вечерних молитвах, подавать записки на Литургию. Стараться восполнять отсутствие общения физического общением молитвенным.

«Вам самим что, благодать не нужна?»

– Что делать, если крестник растет вне Церкви, не причащается?

– Стараться говорить с родителями, объяснять, прилагать все усилия для того, чтобы они дали возможность общаться с ребенком на эту тему.

Относительно причастия детей мне близко мнение протоиерея Алексия Уминского, который считает, что ребенок должен причащаться вместе с родителями. Это и я говорю всем, кто подносит младенца под благословение.

Если родителей спросить, для чего они причащают детей, большинство ответит – «чтобы Господь дал благодать, чтобы ребенок соединился с Господом, принимая Его Тело и Кровь». Но, простите, а вам самим что, благодать не нужна? Вы не нуждаетесь в приобщении к Телу и Крови Христовым?

Дети воспринимают только личный пример, и, как показывает многолетний опыт, сколько бы верующие бабушки ни носили младенцев на причастие, если папа с мамой от веры далеки, практически в 100% случаев ребенок, как только становится самостоятельным, абсолютно о храме забывает.

Лишь благодатью Божьей уже в сознательном возрасте он может прийти в храм. Не вернуться – потому что он тут, по сути, никогда и не был: его дома не воспитывали в вере, он не просыпался и не засыпал с молитвой, не жил в христианской атмосфере. Поэтому и сказать, что он вернется в храм, нельзя. Он туда придет.

Конечно, причастие младенцу нужно. И если крестный возьмет на себя труд и будет носить ребенка к Чаше, это лучше, чем если бы крестник жил вообще вне таинств. Но насколько это скажется на его христианском воспитании, большой вопрос.

Поэтому важно приложить все силы для того, чтобы была возможность с ребенком общаться. Не так, как это сейчас принято, – когда крестный приходит раз в год на день рождения, или на день Ангела, или на Новый год, дарит какую-то ерунду, обменивается с крестником двумя-тремя умильными фразами, отбывая таким образом повинность, и с чистым сердцем удаляется.

Не обольщайтесь, это не восприемничество. Такое поведение вообще ничего общего с христианством не имеет, наоборот, происходит профанация взаимоотношений восприемника и крестника, и за это придется давать ответ перед Богом.

С ребенком нужно общаться, в том числе на христианские темы, читать с ним христианские книжки, посещать вместе храм. Если же это встречает категорический отказ со стороны родителей, тогда возьмите на себя подвиг молитвы за крестника. Это важно, потому что задача крестного – не подарки дарить, а ко Христу вести.

– Многие стесняются «грузить» разговорами о религии и вере или не имеют опыта общения с ребенком на такие темы…

– Если всё так сложно, не надо соглашаться быть крестными у нецерковных родителей.

Назвался груздем – полезай в кузов. Старайтесь теперь, ищите слова. Перед этим обязательно помолитесь. По благодати Божьей, по Его вразумлению, придет понимание, как достучаться до ребенка. К делу нужно приступать только с молитвой, попросив у Господа помощи.

«Если не будешь причащаться – это 100% ад»

– Вопрос о другой ситуации. Многих из нас крестили в советское время, когда родители часто были против, и бабушка с тетей или подружкой несли детей в церковь на крещение тайком. Ребенок вырос, воцерковился, а крестные в храм так и не пришли. Есть ли обязанности у верующего крестника по отношению к своему нецерковному крестному?

– Как это сделать? Люди в возрасте воспринимают, как правило, «в штыки», когда «яйцо начинает учить курицу». Тем более в духовных вопросах.

– Опять же, приступать к делу нужно, помолившись. Попросить у Господа помощи, осознав свое недостоинство, свою недалекость, никчемность и бестолковость. Когда Господь даст благодать? Когда поймем, что обращаемся к Нему, потому что сами немощны.

Если человек хочет научиться кататься на горных лыжах, но приходит к инструктору и начинает рассказывать, как он всё хорошо умеет, и инструктор ему нужен только, чтобы показать пару приемчиков, понятно, что при спуске с горы такой умник наломает дров и наполучает травм. А когда есть понимание, что всё, что я умею, – это по прямой лыжне ходить да скатываться с горки возле дома, тогда инструктор начинает как следует учить, и всё это приводит к конкретному результату.

Так же и мы – если смиримся, если осознаем, что ни на что не способны – без Господа «не можем творити ничесоже», тогда Господь Сам приходит на помощь.

Обязательно помолившись, подумайте, чем можно заинтересовать взрослого, пожилого человека в этом отношении. Пригласите его на экскурсию в храм или подарите какую-то книжку, брошюрку. Бывает, если прямо предложить что-то почитать, человек откажется: «Как это? Я жизнь прожил, а тут какая-то сопля зеленая вздумала меня учить…» В таких случаях может сработать «обходной маневр» – когда где-то на видном месте оставляется или забывается какая-то книга, которая может заинтересовать.

Зачастую пожилые люди имеют больше времени, и они привычны к чтению. Поэтому есть вероятность, что «забытая» книга будет прочитана, и какое-то зерно упадет на сердце. Вариантов – масса, главное – подумать.

На кого-то, наоборот, может подействовать удар, что называется, в лоб, и человек встряхнется.

У нас в Ионинском был один дедушка – хороший человек, отличный слесарь, приходил, помогал. Как-то заметили, что он стал реже появляться. Оказалось, болел, лежал в больнице. И вообще было видно, что человек потихоньку сдает (по многим пожилым людям видно, что они клонятся к закату). Мы были с ним на дружеской, короткой ноге, и я прямо его спросил: «Леня, а ты вообще в Бога веруешь?» – «Ну да, верую». – «Когда же ты последний раз причащался?» – «Ой, я и не знаю, когда». – «Если не будешь причащаться, в ад попадешь». – «Точно?» – «100 процентов…» – «А как сделать, чтобы причаститься?..»

Человеку уже под 80 было, долгие разговоры некогда вести. Я объяснил ему самые простые вещи, то, что он мог воспринять. Понятно, какой с него пост и длительные богослужения, но к причастию он подготовился и стал причащаться регулярно. Через полгода он мирно отошел ко Господу, и я верю, что Господь его принял. Потому что человек в чистоте сердца откликнулся на зов: «Примите, ядите». Просто встал и пришел.

В вопросе отношений с Богом компромиссов быть не может

– Для чего вообще приглашать восприемников, если родители ребенка – верующие люди и сами намереваются растить младенца в православной вере?

– Восприемник нужен. Мы знаем слова Христа: «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них». Чем больше людей станут молиться о ребенке, чтобы наследовал он Царствие Божье, тем лучше. Лишний молитвенник, что называется, не помешает.

И в будущем, особенно в переходном возрасте, когда мнение постороннего человека для подростка зачастую более важно, чем родительское, восприемнику легче будет говорить с крестником о вере, о духовной жизни. Он сможет помочь ребенку удержаться в церковной ограде, когда у того будет соблазн ее оставить.

Еще и поэтому важно взять в восприемники человека единодушного и стремящегося к жизни во Христе.

– Можно ли друзьям разных вероисповеданий крестить детей друг у друга? Например, православным быть крестными в католических семьях.

– Как говорил один мой знакомый, «я в этом некое лукавство зрю!»

Если православный соглашается быть восприемником у ребенка родителей-католиков, какой Символ веры он будет читать в храме во время Таинства Крещения? В какой храм он будет нести причащать этого ребенка, в какой вере будет его наставлять?

Одно из двух – это или лукавство в отношении веры, когда нет разницы, во что веровать и как веровать. Или человек заведомо не планирует исполнять функции крестного, и для него участие в Таинстве – лишь повод вступить с данной семьей в более тесные и дружеские отношения. Опять же, это профанация восприемничества.

– Часто люди поступают так, чтобы не вызвать досаду ближних…

– В вопросе вечности и отношений с Богом компромиссов быть не может. И человеческий фактор не может быть оправданием для отступления от веры, от Закона Божия.

Из житий святых мы знаем массу случаев, когда родители умоляли детей отречься от Христа, взывая к каким-то родственным, семейным чувствам. В советское время сколько было такого, что родители или дети склоняли своих родственников не ходить в церковь.

То есть во все времена люди были готовы идти на смерть за твердость в своей вере, а мы почему-то из побуждений, как бы кто о нас чего плохо не подумал, с такой легкостью готовы отступить от Христа.

Это вещи очень серьезные, и с ними шутить нельзя.

– Почему, когда в храмах подаем записки с именами, всегда спрашивают, крещен ли человек. Многие в искреннем желании помолиться за ближнего не знают, крещен он или нет. И приходящих в церковь смущает, огорчает и часто даже отталкивает, что здесь такое пристрастное внимание к вопросу крещен/не крещен. Люди спрашивают: «Неужели нельзя принять записку и просто помолиться о болящем?»

– Церковь на Литургии молится только о тех, кто является ее чадами. На молебны вполне возможно подать записки и с именами некрещеных людей – в первую очередь о том, чтобы Господь просветил их сердце познанием истины.

Я бы ответ на этот вопрос разделил на две части. Если мы точно знаем, что человек не крещен и креститься не хочет, подавать о нём записки на Литургию нельзя. Но если неизвестно, крещен ли наш близкий, лучше подать, и Сердцеведец Господь, во-первых, эту молитву не поставит нам в грех, а во-вторых, Своей благодатью обязательно помилует этого человека.

Дорогие друзья! Мы приглашаем вас принять участие в дискуссии на тему огласительных бесед перед крещением. Как вы оцениваете введение таких бесед? Какие результаты, по вашему мнению, они должны принести. Какие проблемы вы видите в связи с этим? Как вы видите решение этих проблем?
Ответы присылайте на почту [email protected]

Количество записей: 179

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, можно ли писать записку об упокоении некрещеному младенцу? Он умер в 9 месяцев, его не успели покрестить. Заранее спасибо.

Юлия

Юлия, нет, записку писать, к сожалению, нельзя, а вот поминать на келейной (личной, домашней) молитве можно. Только не расстраивайтесь чрезмерно, не убивайтесь и не ропщите: Господь милостив, и то, что делает, делает, только желая каждой душе добра. Вот и душа этого младенца находится в таких местах, где не испытывает никакой скорби, так как он безгрешен. И то, что в наших понятиях кажется нам страшным, как, например, смерть, в очах Божиих - просто переход от одного состояния жизни к другому. Жизнь человеческая вечна, и Господь выстраивает ее, именно исходя из этих позиций.

игумен Никон (Головко)

Доброго дня! Батюшка, скажите, пожалуйста, могу ли я поминать в домашней молитве усопшего родственника, который не был крещен?

Ксения

Да, Ксения, можете. Вы можете в его память совершать также добрые дела: раздавать милостыню, например, деньгами, одеждой, продуктами. Вообще, таких добрых дел не перечесть, подумайте, что Вам посильно, и совершайте это, как деятельное дополнение молитве.

игумен Никон (Головко)

Батюшка, помогите разрешить сомнения вот такие: вправе ли я подавать в записках об упокоении на литургию имена родственников, о которых я точно не знаю, были ли они отпеты или даже крещены? Можно сказать, что и в храм-то меня привела мысль о том, что за усопшего отца моего очень нужно молиться (в 47 лет уснул, будучи очень пьяным, в холодной бане, и не проснулся). Со слов мамы, он в детстве был только погружен, а отпевание она, вроде как, заказывала. Также в записках указываю имена дедов, они на фронте погибли. Опять же, доподлинно не знаю, были ли они крещены. Подумала, что в те времена - начало века - поди, всех крестили. А про отпевание от своего батюшки на приходе слышала, что после войны служилась отдельная служба с отпеванием всех погибших воинов. С бабушками хоть знаю, что были они и крещеные, и отпеты. Так вот, и на Литургии и при чтении Неусыпаемой в пост, и при чтении "круговой" Псалтыри подаю их имена. Вроде, как бы и не следует, но не могу не написать: то писала-писала, а тут вдруг и не напишу! Вроде как предательницей буду. Но и сомнение, мол, что-то все-таки не так я делаю, не оставляет. Как я могу исправить ситуацию, можно ли "выровнять" все? Чтоб никому не во грех было. Спаси Господи!

Елена, 44 года

Елена, я тоже думаю, как и Вы, что в начале века большинство людей все же крестили, поэтому давайте подавать записки, как и подавали. Кстати, даже если кто-то не был отпет, то это не является препятствием к церковному поминовению.

игумен Никон (Головко)

Можно ли молиться об упокоении некрещеных?

Павел

Можно, Павел, но, что называется, келейно, то есть не в церковной, а в личной молитве.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка, благословите. Скажите, что надо делать, если умер человек крещеный, но настолько неверующий, что глумился, анекдоты рассказывал, и даже перед смертью не одумался? Разве он не считается отлученным? Его родные - такие же атеисты, но по совету соседок пошли в церковь, заказали отпевание, сорокоуст на целый год, еще что-то. Сами они за него молиться не будут... Надо ли это, и если да, то кому? Не есть ли это насилие над его душой, ведь у него было время покаяться, он сам не хотел?

Елена

Елена, если человек крещенный, за него можно молиться. Я не говорю что надо, но можно, несмотря на его жизнь и отношение к церкви. Если вы за него не будете молиться, Вас за это никто не осудит, он сам себя уже осудил - своей жизнью. От церкви его никто не отлучал при жизни, но он считается атеистом. Святой Антоний Великий молился даже за языческих жрецов, и ему было откровение, они как бы говорили: "когда ты за нас молишься, то пламень угасает, и мы видим друг друга, и нам от этого становится отрадней на душе". Поможет ли таким людям молитва – это зависит от нас, как мы молимся, это выражение нашей любви к ним. Молитва полезна и для нас самих. Но, повторяю, - на Ваше усмотрение, молится или нет.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! У меня 14 дней назад умер отец. Он шел с дня рождения друга в очень пьяном состоянии (любил выпить), упал и умер. Все, кто его нашел, и скорая, сказали, что он захлебнулся рвотными массами (простите за подробности), т. к. лежал на спине и не смог перевернуться. Мы его отпели, подали сорокоусты, раздаем милостыню и читаем Псалтирь. Спустя две недели нам выдали заключение о смерти. Причина смерти - отравление этиловым спиртом. Получается, что он умер от алкоголя. Я слышала, что таких людей в церкви не отпевают и не молятся там за них, а приравнивают к самоубийцам. Скажите, пожалуйста, как теперь быть? Отец никогда не отвергал Бога, он даже три года назад обвенчался с мамой, о самоубийстве не помышлял. Подскажите, можно ли подавать за него записки в церкви и считается ли он самоубийцей? Спаси Господи!

Ирина

Конечно, внезапная смерть - плохая. Человек ушел из жизни без покаяния, без подготовки. "В чем застану, в том и сужу", - говорит Христос. Пьянство - грех, "ни пьяницы, ни блудники царства небесного не наследят". Я слышал о том, что таких людей считают самоубийцами, но на практике не сталкивался конкретно с таким случаем. Я думаю, что за него можно молиться в церкви, подавать записки, даже нужно, потому что вся его надежда - на Вас, на Ваши молитвы. Ему ничего не сможет помочь, кроме молитвы, Вашей домашней и, конечно, молитвы церковной, и милостыни. "Милостыня избавляет от смерти и покрывает множество грехов". Все- таки самоубийство – это добровольный, осознанный уход из жизни. В вашей ситуации, думаю, это скорее несчастный случай, отравление по неосторожности. Не оставляйте добрых начинаний, которые делаете, и молитесь за своего отца, дома можно читать канон по усопшим и другие молитвы о упокоении души.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Вопрос у меня касается снов. Погиб жених, 22 числа будет 40 дней, и в течение всего этого времени он мне снится каждую ночь. Совершенно по-разному, то что-то делает (за цветами ухаживает), то разговаривает то со мной, то просто улыбается. Иногда после этих снов, даже с приятным содержанием, бывает очень тяжело вставать по утрам, но всегда жду, что он мне приснится. Сны не снились в период моего пребывания в монастыре (в течении 9 дней), может быть, потому что сильно уставала... Скажите, пожалуйста, как мне относится к этим снам? Я, конечно же, молюсь за любимого, заказываю панихиды, сорокоусты. Была на послушании в монастыре и постоянно молилась за его душу. Его смерть переживаю очень тяжело. Скажите, пожалуйста, как мне оценивать эти сны, стоит ли доверять им в полной мере, и что еще нужно сделать?

Дарья

Утрата любимого человека - это всегда скорбно и тяжело. Он Вам часто сниться, видимо, потому, что Вы много о нем думаете, он постоянно в ваших мыслях. Но Святые отцы церкви категорически запрещают верить снам – это опасно. В житиях святых описывается масса случаев, когда дьявол в сновидениях прельщал людей. К снам никак не относитесь, не обращайте на них внимания. Утром встали, перекрестились, сказали: "слава Богу!", помолились - и пошли по своим делам.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! У меня 25 декабря умерла мама. На третий день мы ее похоронили. Отпевали. В трех церквях заказали сорокоуст. Сами читали у гроба Псалтирь, и сейчас продолжаем. При погребении в руку был вложен крест. Но только сейчас я поняла, что мы не надели нательный крест. Меня это очень мучает. Что-то можно сделать сейчас? Заранее благодарна за ответ.

Ольга

Здравствуйте, Ольга! Достаточно того, что крест положили в руку. Главное, не оставляйте молитвы и совершайте церковное поминовение, все это необходимо и по истечении сорока дней.

иерей Владимир Шлыков

Недавно я узнала, что несколько моих знакомых умерли. Двое в 2000 году, один в 2009 году, отчим пропал в 1985 году и еще две подруги умерли в 2012 году. Вопрос: могу ли я, заказать один сорокоуст на всех сразу, или нужно заказывать каждому по отдельности?

Маргарита Николаевна

Можете, Маргарита Николаевна. Но в данном случае, может быть, уместнее было бы заказать более длительное поминание – годовое или полугодовое. Дело в том, что сорокоусты обычно заказывают в первые сорок дней после смерти, и, собственно, именно так они и появились в церковной практике, а для людей, умерших уже давно, нужна более постоянная молитвенная помощь. Но нужно иметь в виду, что сорокоусты и прочие церковные поминания подают только за крещеных усопших. Некрещеных можно поминать лишь в домашней молитве.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! 3 недели назад похоронили папу. Он был крещеный и верующий, но не причащался. Перед смертью батюшка соборовал (без причащения), прочитал канон по исходу души после смерти, отпели в храме, сейчас молимся дома, во многих храмах заказаны сорокоусты, в двух моностырях - Неусыпаемая псалтырь, пишу записки на литургию, ставлю свечки, по силам даю милостыню от его имени. Но иногда он снится (в дни, когда подаю записки подаю, хотя, может, совпадение). И каждый раз я не могу с ним поговорить. Либо общаюсь через письма с короткими односложными фразами, которые не могу разобрать, либо по телефону с его покойными родителями, которых я спрашиваю о нем, а они ничего конкретно не говорят. Последний раз он стоял спиной, я еле уговорила его повернуться, стала спрашивать, как он там, помогают ли наши молитвы, а он молчал, но счастливым не казался. Я понимаю, что надо молиться и не верить снам. Но я переживаю, вдруг я могу сделать что-то еще, а не делаю, а ему нужна помощь. Особенно эти 40 дней. Что я еще могу сделать и как к этим с нам относиться? Заранее спасибо.

Иоанна

Иоанна, к таким снам относиться надо весьма спокойно, молитесь, как и молитесь, а паниковать и нервничать не следует. Но главное - не оставляйте молитвы, Вашему отцу она нужна, она для него спасительна.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка. Меня терзает такой вопрос. Меня покрестили в Белоруссии, очень давно, было мне около 7 лет. Помню высокий потолок, купель, звучал орган. Мама покойная говорила, что крестили меня в костеле. Значения этому не придавала никогда раньше, помню, что крестилась слева направо в детстве. Сейчас хожу в церковь православную, но даже и знать не знала, что я могу быть католичкой. Узнала об этом из интернета. Как мне можно узнать, какой я веры.Слышала, существуют такие записи,которые хранятся много лет, в которых записывают фамилию и имя. Адрес помню, где жила бабушка, в том районе есть не одна церковь. Это деревня. Белоруссия, Брестская область Ивановского района, деревня Осовница. Может, можно сделать такой запрос? Точного адреса, где могла находиться та церковь, я не знаю, знаю, что недалеко от того места, а спросить не у кого. Как мне быть? Умер недавно отец, он из тех краев, не прошло еще 40 дней, нужно заочно отпеть и заказать службу, но, возможно, отец тоже был католиком. Сказали, что отпевают католиков по-другому, как мне поступить, хочу, чтобы мой отец, раб божий Степан, покоился с миром.

Раиса

Если Ваш отец ходил в православный храм, то и отпеть его надо в православном храме. Если он не ходил в храм, тогда расскажите все местному священнику, пускай пастырь сам решит, как правильно поступить. Вас же Господь привел в Православие, держитесь же истины, которой Вас сподобил Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Вопрос игумену Никону. Батюшка, благословите. Мой папа умер 7 января. Помины 40 дней приходятся на 15 февраля, на праздник. Как правильно поминать в этот день? В храме сказали, что в этот день панихиду служить не будут. Можно ли псалтырь прочитать 15-го, а трапезу перенести на 16 февраля, субботу? Можно ли читать акафист за единоумершего? Спасибо.

Елена

Елена, на самом деле даже панихиду можно в этот день совершить, не говоря уже обо всем остальном. Дело в том, что традиция не поминать усопших гласно за праздничными богослужениями – только лишь традиция, а не предписание церковного Устава. Я бы на Вашем месте все постарался устроить именно в самый 40-й день: и помолиться, и помянуть за трапезой. А в отношении панихиды – постарайтесь договориться с кем-нибудь из священников, чтобы отслужили 15-го, но если все в связи с праздником будут полностью заняты, отслужите тогда на день раньше или позже.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, игумен Никон.Спасибо Вам за ответ. Я на многих православных сайтах читала, что можно по электронному письму заказать неусыпаемую Псалтирь, и также перевести деньги, где есть все реквизиты. Скажите, а вообще так можно, или лучше самой ехать и заказывать?.

Ксения

Ксения, лучше, конечно, приехать самой. Бывает ведь и так, что за всеми эти новшествами кроются мошенники и просто не очень чистоплотные и пунктуальные люди: деньги могут потеряться, не дойти. Если нет опыта, может быть трудно отличить настоящий сайт православного храма. Лучше уж сделать все самой.

игумен Никон (Головко)

Спасибо большое за ответ. Я 23 числа исповедалась, и батюшка меня допустил к причастию. Он (батюшка) сказал, что теперь ваша молитва будет чище. И мне на самом деле стало полегче. Скажите, где можно заказать неусыпаемую Псалтирь? Я Вам, наверное, писала, что я была в четырех церквях и в монастыре в Теряево, это под Волоколамском. Я хочу поехать туда 6 января, священник сказал, что причастит меня в этот день. И 6 января будет сорок дней. Я хочу побыть на Литургии. И еще, прошу Вас, помолитесь за новопреставленного раба Божьего Владимира. Когда я получаю такие ответы, мне становится легче. Спасибо Вам.

Ксения

Ксения, я могу ошибаться, но, кажется, в московском Сретенском монастыре неусыпаемую Псалтирь читают. Также читают в Дивеево. Царствие Небесное рабу Божие Владимиру. Да простит Господь его душу!

игумен Никон (Головко)

Брат не сообщил о смерти матери, похоронил сам. Имущественных претензий к нему нет, но вот что не дал проститься с мамой - не могу ему простить, и как он похоронил, не понятно. Что делать и как в такой ситуации проводится обряд?

Елена

Елена, если маму не отпели, то можно теперь отпеть заочно. Подойдите в храм с этим вопросом, и Вам подробно объяснят, как и что нужно будет сделать.

игумен Никон (Головко)

Спасибо Вам огромное, успокоили. А то ведь не знала и к кому обратиться за психологической помощью. Мучаюсь пятый месяц. За подругу прошу Бога каждый вечер принять ее в Царство небесное и упокоить ее душеньку.
Еще раз премного благодарна Вам, игумен Никон.

Количество записей: 81

Игумену Никону. Батюшка, разрешено ли заказывать молебны о здравии в лоне Православной церкви за мусульман? И что разрешает Христианская церковь делать за иноверцев?

Татьяна

Татьяна, молебен молебну рознь: я думаю, если молитва направлена на обращение мусульманина ко Христу, то такой молитвой в церкви помолиться можно, а вот испрашивать для мусульманина земные и духовные блага, так, как мы испрашиваем их у Господа для Его рабов, христиан, странно и неуместно. За иноверцев можно ставить свечи и молиться в храме, но подавать за них записки на Литургию, заказывать панихиды и даже молебны без благословения священника, без личной просьбы к священнику о сугубой его молитве за их обращение, нельзя.

игумен Никон (Головко)

По ошибке заказала сорокоуст об упокоении и литию за некрещенного человека. Как теперь быть?

Вевея

Вевея, церковь не молится за не крещенных. За не крещенных можно молится дома. Попробуйте отозвать записку там, где вы ее подали – пойдите и объясните, в чем дело. Если это невозможно, то большого греха нет. Вы же не специально подали записку за некрещеного. Но на исповеди все равно в этом надо покаяться.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. Много лет назад меня крестили в церкви. Но крестные родители оказались некрещеными, это они сообщили позже. Являюсь ли я крещеной, или мне снова надо креститься?

Ирина

Ирина, Крещение - это Таинство, в котором на человека сходит благодать Святого Духа. Взрослых людей крестят без крестных, младенцев крестят, как правило, с крестными - но это не влияет на само Таинство Крещения. Конечно, крестные должны быть обязательно сами крещены в православии. Вы, Ирина, являетесь крещеной и перекрещиваться Вам нельзя. Просто, получается, что у Вас нет крестных, так как те люди просто не могут ими быть по определению, ведь они сами не крещены.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка. В 2005 году трагически погибла двоюродная сестра 1946 г.р. Была ли она крещена, неизвестно. Я посылала запрос в Пинск, где она родилась. Пришел ответ, что такими сведениями не располагают. Последнее время она мне снилась и говорила, что она не там, где все. Я это расценила так, что она не отпета. Я молюсь о ее душе в частной молитве. Можно ли в нашем храме заказать отпевание р. б. Лидии, чтобы поминать ее в храме?

Валентина

Валентина, а вот этот вопрос и надо как раз задать в Вашем храме. Мы не можем так вот заочно и дистанционно решать, что в Вашем храме можно, а что нельзя, там есть настоятель, и это его обязанности. Поговорите со священником из Вашего храма по данному вопросу и последуйте, пожалуйста, его совету.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! У меня родилась внучка, крестить хотим, с Божьей помощью, летом (сейчас холодно, опасаемся, ей всего 4 месяца). Перед сном я уже много лет крещу своих самых близких людей. Можно ли крестить на ночь внучку,ведь она пока некрещеная? Спасибо!

Марина

Да, Марина, можно. А зачем Вы ждете лета? Вода ведь в купели подогревается, теплая. Не в проруби же Ваш батюшка крестит, я надеюсь? Не откладывайте! Четыре месяца уже достаточный срок, ребенок уже более чем окреп, чтобы участвовать в Таинстве крещения.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, можно ли писать записку об упокоении некрещеному младенцу? Он умер в 9 месяцев, его не успели покрестить. Заранее спасибо.

Юлия

Юлия, нет, записку писать, к сожалению, нельзя, а вот поминать на келейной (личной, домашней) молитве можно. Только не расстраивайтесь чрезмерно, не убивайтесь и не ропщите: Господь милостив, и то, что делает, делает, только желая каждой душе добра. Вот и душа этого младенца находится в таких местах, где не испытывает никакой скорби, так как он безгрешен. И то, что в наших понятиях кажется нам страшным, как, например, смерть, в очах Божиих - просто переход от одного состояния жизни к другому. Жизнь человеческая вечна, и Господь выстраивает ее, именно исходя из этих позиций.

игумен Никон (Головко)

Доброго дня! Батюшка, скажите, пожалуйста, могу ли я поминать в домашней молитве усопшего родственника, который не был крещен?

Ксения

Да, Ксения, можете. Вы можете в его память совершать также добрые дела: раздавать милостыню, например, деньгами, одеждой, продуктами. Вообще, таких добрых дел не перечесть, подумайте, что Вам посильно, и совершайте это, как деятельное дополнение молитве.

игумен Никон (Головко)

Можно ли молиться об упокоении некрещеных?

Павел

Можно, Павел, но, что называется, келейно, то есть не в церковной, а в личной молитве.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, некрещеная может стать крестной или нет?

Екатерина

Нет, некрещеная не может быть крестной, т. к. она должна будет в дальнейшем наставлять в вере свою крестницу, но как она сможет это делать, если сама не является церковным человеком?

диакон Илия Кокин

Здравствуйте, батюшка. Я часто дома читаю Псалтырь, после первой славы молюсь о здравии моих близких. Скажите, пожалуйста, можно ли упоминать тут и не крещеных людей? И как вообще молится за некрещеных чтоб Господь привел их к Православной вере? Спасибо за ваши труды.

Наталья

Наталья, за некрещеных, конечно, молиться и можно, и нужно, но только разумно: дело в том, что за молитву о них иногда начинает на нас нападать враг и мы к таким искушениям можем быть не готовы. Давайте держаться поэтому такого правила: если молиться за некрещеных, то за самых близких или родных людей. И Псалтирь для такой молитвы – самая подходящая книга.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Помогите мне, пожалуйста, разобраться в себе, помогите советом или просто словом. 7 января было 40 дней, как нет рядом родного мне человека - папы. После продолжительной болезни (онкология) он умер на моих глазах. Мы с мамой до последнего скрывали от него правду, думаю, только в последние дни он стал догадываться, что все плохо. За пять месяцев он перенес 3 операции, но мы с мамой его вытащили, подняли на ноги, он даже стал ходить с палочкой, а потом все пошло на спад, перестал ходить, но все боролся. Какой он все таки молодец, всегда сдержанный был и до последнего старался не быть нам обузой с мамой. Я до последнего молила Бога о чуде. Ведь бывает же так, надо только верить. Но... наверное, это какое то испытание для меня, я должна сделать какие то выводы.Он был человек некрещеный. В семье крещеная только я, крестилась 11 лет назад, мне было тогда 25 лет. Сейчас я виню себя в том, что не покрестила папу, а все дело в том, что за 3 дня до смерти он перед едой креститься стал. Я его еще спросила: ты что это креститься стал, а он мне, как в шутку вроде: так пора, говорит, уже. Спросил меня, крестят ли взрослых, я говорю, конечно. Я же тоже взрослая крестилась. Вот, говорит, выздоровею, с мамой нас сводишь в церковь. Я до сих пор не верю, что его нет рядом. Прошу Бога, чтобы Он его принял там на небесах. Сегодня мне приснился сон, как папа с закрытыми глазами читает "Отче наш". Плачу каждый день, мысли крутятся только об одном, что виновата, не покрестита папу... Что мне делать, как быть. Помогите, пожалуйста. Заранее благодарна.

Наталья

Дорогая Наталья, молитесь Богу об упокоении Вашего отца словами молитвы преподобного Льва Оптинского. Замечательно, что Ваш отец стал серьезно относиться к вопросу о Боге. Возложите на Бога попечение о его душе и не переживайте, Господь Сам поможет новопреставленному Своему рабу.

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте! Я поклялась своей дочерью что не буду этого делать... Я клялась не в церкви, а просто дома, я не крещенная, а если нарушить клятву, что будет? Или в моем случае эти слова нечего не значат?

Елена

Ничего не будет, но больше так не делайте: мы за каждое слово перед Богом ответим.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Скажите, можно ли подавать записки на сорокоуст, парастас об усопшем, который был некрещеным, неверующим?

Нет, к сожалению, нельзя. Можно ставить в храме свечи и молиться самому, лично, а также творить за него добрые дела.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, можно ли молиться о тех, кто еще не принял веру? И есть ли молитвы о вразумлении заблудших душ? Как помочь человеку сделать правильный духовный выбор?

Ольга

Здравствуйте, Ольга! Церковь молится только за своих чад – то есть людей, принявших крещение. Но Вы можете поминать некрещеных в домашней молитве. Помолиться о заблудшем можно, например, Пресвятой Богородице перед ее иконой "Знамение" Корчемная. Ей молятся о наставлении в Православной вере, об избавлении от ереси и расколов, от пьянства, о вразумлении отпавших от веры Православной и о возвращении заблуждших в Церковь: "О Пресвятая Владычице Богородице, Небеснаго Царя Мати, Богоизбранная Отроковице! Ненадежных надеяние, больных исцеление, сирым предстательнице, скорбящим утешение и радость, обидимым покровительнице и всем в бедах и напастех сущим скорое поможение и заступление! Помози, о Мати Божия, и нам грешным в скорби нашей, возвесели радостию сердца людей Твоих; управи в мире и тишине жизнь нашу и не даждь во отчаяние впасти, Ты бо Едина еси паче всех святых и паче всех горних умов Предстательница наша к Богу, яко Всеблагаго Царя Благая Мати. Темже мы, грешнии, на Пречистый Твой образ "Знамение" взирающе, умиленно преклоняем колена и, благоговейно лобызающе, молим Тя, Благосердная Мати: не отрини смиреннаго моления нашего и яви нам знамение милости Твоея: никтоже бо, к Тебе прибегая со упованием, исходит от Тебе посрамлен, но просит благодати и приемлет дар к полезному прошению, прославляя Сына Твоего и Бога, и Тебе с Ним, во веки веков. Аминь".
Помочь в духовных вопросах Вам может батюшка в храме, на исповеди или в частной беседе.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как можно молиться за некрещеную маму? Ей завтра предстоит операция. Можно ли канон о болящих читать или акафист Богородице?

Лидия

Уважаемая Лидия, к сожалению, в церкви Вы не сможете подать записки о здравии, но молиться о маме Вы обязаны, читайте каноны, акафисты, другие молитвы. Постарайтесь убедить маму после операции принять Святое крещение.
Если положение очень критическое, то по благословению священника Вы можете крестить маму прямо в больнице.

иерей Александр Бабушкин

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, мой папа умер от онкологии, был не крещеный, 40 дней выпадает на 7 января. Можно ли в этот день посещать кладбище и поминать папу? Я крещеная. Спасибо заранее за ответ.

Наталья

Здравствуйте, Наталья! В день Рождества Христова сначала нужно побывать на праздничной службе, а потом уже посещать кладбище. Поминать можно в домашней молитве.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте. Я в разводе, недавно узнал, что бывшая жена занимается колдовством. У меня двое детей, сыну 8 лет, дочери 9 лет, оба некрещёные. Недавно приснился сон, что дочь входит в комнату, за ней закрывается дверь и голос говорит, что если она не выйдет до 10, она никогда не выйдет. 10 лет ей исполняется через 3 месяца. Очень боюсь, что её мама втянет в колдовские дела и не знаю, что делать. Подскажите, как мне поступить? Хотел бы покрестить детей, но боюсь, что бывшая жена будет против и можно ли крестить без матери. Заранее благодарен.

Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 17.02.2018 14:30:08

Алла, г. Набережные Челны

Можно ли подавать записки о здравии на проскомидию за крещеных, но не верующих родственников?

отвечает протодиакон Дмитрий Половников

Можно ли подавать записки о здравии на проскомидию за крещеных, но не верующих родственников? Прочитала на одном православном сайте такое мнение, что этого делать нельзя, так как эти люди (неверующие, хотя и крещены) не принимают участия в жизни Церкви и в Таинствах. Так ли это? Я несколько лет подаю такие записки за своих родственников. Если это мнение верно, то как поминать таких родственников?

В свое время о поминовении сказал блаженный Августин Иппоннийский (V век): «за весьма добрых они (имеется в виду частички вынутые на проскомидии) служат благодарением; для не совсем дурных они служат очищением от грехов; и хотя не приносят пользы совершенно злым, единственно по причине их упорства во зле, но за то служат утешением для живых» (Настольная книга для священно-церковно-служителей. С.В. Булгаков М. 1993 г. т. I, ст. 889).

Святой Симеон Солунский, автор XV века говорит в своем труде: «До нас дошло учение от древних отцов о том, что частицы тем, за кого приносимы бывают, приносят многоразличную пользу. Частицы представляют при священнодействии тех самых людей, от имени которых вынимаются, и бывают о них жертвоприношением Богу. Это подтверждается словами священника, произносимыми во время проскомидии: «Приими, Господи, глаголет он, жертву сию в пренебесный Твой жертвенник!». Частицы, о Святых приносимые, служат им в славу, честь, в преумножение достоинства и в большее принятие Божественного Света; о верных же приносимые, усопшим ходатайствуют избавление от грехов и приобщение Божественной благодати, живым же, ежели только в покаянии жизнь свою препровождают, дают защиту от несчастий, служат ходатайством об оставлении грехов» (Симеон Солунский. О храме. // И. Дмитревский. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. СПб. — М., 2009. — С. 349-350).

Он говорит, что частички, вынимаемые за людей, символизируют самих этих людей, и поэтому, если человек живет по-христиански, эта частичка подобна жертве Богу за этого человека, и эта жертва благоприятна, если человек хотя бы кается, потому что тогда такой человек получает благодать. И вопрос здесь даже не в том, можно или нельзя это делать, а насколько полезно это будет такому человеку и не берет ли грех на свою душу тот, кто подает записки за таких людей. Но, прежде всего, мы молимся о неверующих и невоцерковленных, желая им покаяния, прихождения в полноту познания Христовой истины. Поэтому молиться за них надо.

Немножко непонятно, что значит «хуже»? Они теряют в зарплате? Или у них повышается температура тела? Как это, «становится хуже»?

Дело в том, что в то время, когда разрабатывались церковные правила, никаких записок не существовало. Если бы к нам в храм сейчас пришёл, допустим, Иоанн Златоуст, он бы весьма удивился, что это люди делают в свечном ящике. В его время люди молились сами, только по особым важным случаям, таким как засуха или землетрясение, то молились всей церковью, а так каждый сам молился за кого считал нужным.

Сегодня я поздравлял с днём рождения одного человека, ему исполнилось девяносто лет. Он рассказал мне про свою собачку Тишу Проходящие мимо дома люди пытаются подкармливать животинку и не всегда дают то, что собаке полезно. И вот Тиша заболела, и мой знакомый за неё молился, и собака выздоровела, слава Богу, Он услышал молитву. Так вот этот знакомый записку не подавал, просто помолился.

Каждая молитва оценивается по результату, а не по тому, правильно или неправильно написана записка. Допустим, человек молится сам и хочет, чтобы священник прочитал записку с именами его близких людей на проскомидии, вынул за них частички. Эти частички потом опускаются в Чашу, что символизирует омовение от грехов. Но вот, предположим, человеку не хватило денег и он подал записку на ектению. Как вы думаете, если та записка, которую подали на ектению, имеет результат (вот прямо сегодня вечером человек получает просимое), а записка, поданная на проскомидию, результата не имела, значит ли это, что молитва, произносимая за ектенией шибче молитвы за проскомидией? Нет, не значит; нет никакой разницы, хоть ектения и «стоит» дешевле. Значение имеют две вещи: первое – это готовность самого человека, за которого молятся, чтобы с ним произошло просимое; второе – участие в молитве сердцем того человека, который молится за ближнего. А разница в цене – это просто разной величины жертвы на храм, решающей роли в исполнении молитвы сумма пожертвования не играет.

Наша молитва за ближнего каким-то таинственным образом способствует ему обрести истинную веру, а вот «хуже» или «лучше» – я не знаю. Надо понимать, что больше всего на обретение веры влияет готовность того человека, за кого мы молится. На счёт запрета молиться за тех людей, которые редко ходят в храм – я такого мнения не придерживаюсь. Вот была такая женщина, по месту своего жительства названная Мария Египетская, так она в храме была всего несколько раз в своей жизни, около двух раз, а прославлена как величайшая святая. А есть люди, которые в храм ходят дважды в день, утром и вечером, но так ничего и не поняли, что представляет из себя христианство. Поэтому спасение человека зависит от того, что он понял, и что в его душе произошло, состоялось ли покаяние. Воцерковлённость может быть формальная: человек среду и пятницу постится, юбку носит ниже колен, в платке молится даже дома, то есть соблюдает внешние формальные вещи, и тем доволен, но в сердце его может быть недоброжелательность и осуждение, а на языке сплетня, и это и есть то, чем живёт человек. И мало того, такой человек ещё может думать, что ему нужно кого-то спасать. А спасаемый и не сплетничает, и никого не осуждает, и молится Богу в сердце своём, и пусть он редко ходит в храм, но, исполняя повеления Господни, он оказывается ближе к Богу; это ещё неизвестно, кто кого спасать должен.
...........................................
Ответ: о.Димитрий Смирнов

 


Читайте:


Новое

Как востановить менструальный цикл после родов:

Артос — хлеб на Пасху у православных христиан

Артос — хлеб на Пасху у православных христиан

Подражая Апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что...

Пуленк глория история создания

Пуленк глория история создания

Пуленк был в основном самоучкой, хотя в студенческие годы вместо того, чтобы исполнять строгие предписания родителей в отношении его образования,...

Сроки уплаты налогов по закону

Сроки уплаты налогов по закону

Такая операция не принимается налоговиками.Они будут искать имущество ООО и изымать его по ст. 47 НК РФ.В случае, предусмотренном пунктом 7 статьи...

Что будет, если платить налоги и взносы не вовремя

Что будет, если платить налоги и взносы не вовремя

Размер пеней Налоговая сама считает пени, поэтому вы можете не тратить своё время на расчёты. Но всё равно полезно знать, почему от вас требуют...

feed-image RSS